ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Брянской области от 05.09.2006 № 541
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНА НА 2007 - 2009 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2006 г. № 541
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО
ФИНАНСОВОГО ПЛАНА НА 2007 - 2009 ГОДЫ
В соответствии с Постановлением администрации области от 1 июня 2006 года № 330 "О разработке перспективного финансового плана Брянской области на 2007 - 2009 годы и проекта областного бюджета на 2007 год" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
основные параметры бюджетов Брянской области на 2007 - 2009 годы;
основные показатели перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы;
предельные бюджеты главных распорядителей средств областного бюджета в 2007 - 2009 годах;
основные направления бюджетной и налоговой политики Брянской области на 2007 год и среднесрочную перспективу.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области, начальника финансового управления Брянской области Локтикову Е.И.
Губернатор
Н.В.ДЕНИН
Утверждены
Постановлением
администрации
Брянской области
от 5 сентября 2006 г. № 541
Основные параметры
бюджетов Брянской области на 2007 - 2009 годы
Утверждены
Постановлением
администрации
Брянской области
от 5 сентября 2006 г. № 541
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Брянской области
на 2007 год и среднесрочную перспективу
Бюджетная и налоговая политика Брянской области основывается на положениях Бюджетного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" и Послания Губернатора области Брянской областной Думе.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Брянской области на 2007 год сформированы в соответствии с требованиями статьи 182 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главным приоритетом бюджетной политики Брянской области в 2007 году и среднесрочной перспективе станет улучшение качества жизни населения, создание условий для позитивных изменений в экономике региона, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
В данном контексте определены основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год и среднесрочную перспективу.
1. Итоги бюджетной и налоговой политики в 2005 - 2006 годах
Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Брянской области, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан.
Начата реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.
Разработанные в рамках реформирования региональных финансов механизмы направлены как на повышение качества бюджетных социальных услуг, так и на обеспечение прямой связи между результатами работы учреждений и их финансированием.
Мероприятия, предусмотренные приоритетными национальными проектами, подкреплены бюджетным финансированием. Тем не менее сохраняются неточности в процессе бюджетного планирования. В результате вновь требуется внесение изменений в областной бюджет уже в процессе его исполнения.
Увеличены в реальном выражении размеры оплаты труда работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, единовременных денежных выплат.
В регионе пока действуют уравнительные подходы к оплате труда, не ориентированные на конечный результат. Реструктуризация сложившейся бюджетной сети проводится медленными темпами.
Проведенная реформа системы натуральных льгот позволила повысить эффективность социальной поддержки населения региона. Бюджетные средства на эти цели предусматриваются в необходимых объемах.
Вступил в силу новый федеральный закон о государственных закупках, более четко регламентирующий процедуры проведения торгов, создающий условия для расширения круга поставщиков и более эффективного использования бюджетных средств, но из-за отсутствия ряда федеральных подзаконных нормативных актов новый механизм закупок пока еще не заработал в полной мере.
В 2005 году начато и проводится реформирование региональных финансов, целью которого является повышение эффективности использования бюджетных средств путем улучшения качества предоставляемых бюджетных услуг, снижения затрат на предоставление бюджетных услуг и выполнение функций государства. В рамках реализации первого этапа реформы были приняты законы и нормативные правовые акты Губернатора области, регламентирующие финансовые процедуры принятия решений по широкому спектру финансовых вопросов.
В 2006 году регион приступил к реализации административной реформы, основными целями которой являются: повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Областной бюджет и бюджеты муниципальных образований на 2005 год впервые были исполнены в условиях законодательно установленного разграничения расходных обязательств и доходных источников. Однако в настоящее время остались не в полной мере решенными вопросы обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
Повысились прозрачность и объективность системы финансовой поддержки муниципальных образований, но применяемые при распределении межбюджетных трансфертов механизмы по-прежнему недостаточно ориентированы на стимулирование роста собственного налогового потенциала, велика доля межбюджетных трансфертов, распределяемых на неформализованной основе.
Расширен круг собственных полномочий органов государственной власти Брянской области с учетом делегированных им полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета.
В 2005 году в регионе было принято решение о создании полноценной системы местного самоуправления. Особенностью бюджетного процесса 2006 года стало формирование собственных бюджетов 289 вновь образованных муниципальных образований.
В связи с этим впервые был разработан и принят закон, регулирующий межбюджетные отношения и закрепляющий методики предоставления бюджетных средств бюджетам муниципальных образований.
В сфере налоговой политики благодаря целенаправленной работе по наращиванию налоговой базы, поиску и применению эффективных методов проведения работы по мобилизации в бюджеты области текущих платежей, вовлечению в расчеты задолженности прошлых лет в 2005 году удалось добиться прироста собственных доходов в бюджеты области. Уровень собираемости налоговых платежей достиг 100 процентов.
В целях оказания помощи муниципальным образованиям области в истекшем году было обеспечено проведение значительной подготовительной работы по реализации с 1 января 2006 года на территории области реформы местного самоуправления в части разделения налоговой базы, прогнозирования собственных доходов в разрезе каждого муниципального образования области, включая сельские поселения, на 2006 год. В крайне сжатый период обеспечены разработка и принятие в установленные законодательством сроки нормативно-правовых актов по введению на территориях вновь образованных муниципальных образований местных налогов и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Вместе с тем в 2005 году так и не удалось снизить объем недоимки по налогам и сборам, ее величина в бюджеты всех уровней сложилась на 1 января 2006 года в сумме более 1 млрд. рублей.
Положительным моментом является формирование нормативно-методической базы для составления перспективного финансового плана и проекта областного бюджета, ведения реестров расходных обязательств, разработки и реализации ведомственных целевых программ.
Активизировалась работа по формированию целей и индикаторов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, совершенствованию формата представления бюджета. Впервые проводилась защита докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений администрации области. Тем не менее при проведении данной работы пока не сделан достаточный акцент на оценке эффективности и результативности осуществляемых бюджетных расходов, в основе подготовки докладов лежит затратная философия.
Областной бюджет на 2006 год стал первым бюджетом, сформированным в рамках трехлетнего перспективного финансового плана, который, в свою очередь, должен стать основой для выработки бюджетной политики на новую бюджетную "трехлетку". Однако параметры областного бюджета на 2006 год значительно отличаются от показателей, определенных перспективным финансовым планом на 2006 - 2008 годы.
Ведомственные целевые программы пока не стали действенным инструментом оптимизации действующих расходных обязательств и их привязки к конкретным измеримым результатам.
2. Основные приоритеты бюджетной политики
В 2007 году и среднесрочной перспективе областной бюджет будет формироваться в условиях определения объемов денежных средств на мероприятия на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений администрации области, на базе перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы, приоритетов развития региона, определенных Губернатором области.
Приоритетами бюджетной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу станут следующие:
1. Максимальное обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов в рамках действующего законодательства и в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
Все расходы разделены на действующие, принимаемые обязательства и инвестиции.
Действующие расходные обязательства - это те обязательства, которые вытекают из действующих правовых актов, они должны быть обеспечены ресурсами безусловно. Поэтому формирование бюджета по действующим обязательствам будет носить в основном технический характер, и основная задача заключается в правильной оценке и реальном планировании этих обязательств.
Принимаемые (предполагаемые к принятию) обязательства связаны с дополнительными решениями на региональном уровне. Прежде всего это обязательства по увеличению заработной платы в бюджетной сфере, новым мероприятиям, областным и ведомственным целевым программам. Они будут отнесены к объему ресурсов бюджета, оставшихся после распределения ресурсов на действующие бюджетные обязательства, и определены потенциальные возможности бюджета по их финансированию.
Принятие решений по расходам инвестиционного характера будет осуществляться исходя из региональных приоритетов и наличия ресурсов на эти цели.
2. Повышение результативности бюджетных расходов.
Расходы областного и местных бюджетов должны быть ориентированы на конечный результат, который должен быть достигнут наиболее эффективным способом.
При этом нельзя допускать искусственного увеличения количества принимаемых обязательств, которое будет препятствовать сопоставлению и выбору наиболее эффективных направлений использования бюджетных средств.
3. Повышение роли среднесрочного финансового планирования.
Бюджет на каждый очередной финансовый год будет представлять собой составную часть ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед трехлетнего финансового документа. Это обеспечит преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований и позволит вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.
Установленные процедуры и сроки разработки и утверждения перспективного финансового плана должны неукоснительно соблюдаться. Показатели среднесрочного финансового плана на 2007 - 2009 годы должны стать основой для формирования проекта областного бюджета на 2007 год.
4. Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей средств областного бюджета, прежде всего, путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.
5. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.
Необходимо соблюдение конкурсных процедур при осуществлении расходов в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы государственных закупок (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ).
6. Совершенствование управления государственной собственностью.
Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации государственного имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.
7. Завершение работы по оптимизации бюджетных целевых программ.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов областные целевые программы должны быть направлены на реализацию крупномасштабных межотраслевых программ. Конкретные внутриотраслевые проблемы необходимо решать в рамках полномочий главных распорядителей средств областного бюджета и основным инструментом здесь должны быть ведомственные целевые программы.
8. Закрепление приоритетов работы администрации области и исполнительных органов государственной власти в сводном докладе о результатах и основных направлениях деятельности.
Основой формирования сводного доклада станут соответствующие доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти области, защита которых проходит на момент формирования перспективного финансового плана и проекта бюджета.
9. Реализация программы реформирования системы управления общественными финансами в Брянской области.
Предстоит большая работа по реализации регламентов, методик и порядков, закрепленных законами и нормативными правовыми актами Губернатора области, регламентирующих все сферы работы, связанные с финансовыми потоками. Результатом данной работы должно стать качественное улучшение управления финансами региона.
3. Основные приоритеты налоговой политики
Приоритетным направлением при формировании налоговой политики в 2007 году и на среднесрочную перспективу является реализация мер, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения Брянской области.
В целях достижения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, безусловного выполнения расходных обязательств основные усилия органов власти всех уровней будут направлены на увеличение налогового потенциала области, повышение собираемости платежей, улучшение администрирования налоговых и неналоговых доходов, сокращение количества и объема предоставляемых налоговых льгот.
Несмотря на объявленное завершение налоговой реформы, по данным Минфина России, в ближайшие три года планируется в той или иной мере изменить и уточнить практически все главы Налогового кодекса Российской Федерации. Серьезные изменения, в результате которых уменьшится налоговая база, ожидаются по налогу на прибыль организаций. Предполагается увеличение предельного размера существующих социальных вычетов на обучение, применяемых по налогу на доходы физических лиц, а также расширение перечня расходов физических лиц, учитываемых при определении социального вычета. Значительные изменения уже внесены в порядок исчисления акцизов на нефтепродукты, начиная с 2007 года их уплата будет производиться только предприятиями-производителями. В связи с этим необходимо проведение целенаправленной работы по привлечению дополнительных финансовых ресурсов, обеспечивающих компенсацию потерь доходов бюджетов области, связанных с реализацией федеральными органами власти мер по снижению налогового бремени.
В 2007 году будет продолжена работа по реализации постановлений администрации области, направленных на повышение уровня собственных доходов бюджетов области, улучшение собираемости по бюджетообразующим налогам. Предстоит разработать систему мониторинга налогового потенциала как в разрезе муниципальных образований области, так и крупных налогоплательщиков. Необходимо разработать механизм, способствующий повышению заинтересованности органов местного самоуправления в развитии налоговой базы своих территорий.
Значительное внимание будет уделено повышению эффективности мер, позволяющих увеличить фактическую собираемость налоговых доходов. В целях укрепления налоговой дисциплины, недопущения роста недоимки в бюджеты области необходимо осуществлять строжайший контроль за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений, укреплять налоговую дисциплину, расширять практику применения мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, а также мер экономического воздействия - ограничение доступа неплательщиков налогов к природным ресурсам, лицензиям, получению кредитных ресурсов из бюджетов области, участию в конкурсах на проведение работ, финансирующихся из областного и местных бюджетов.
Работа по совершенствованию налогового администрирования будет проводиться в рамках принятых поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных действий контролирующих органов. В этой связи очень важно обеспечение координации действий органов исполнительной власти области с налоговыми органами, а также администраторами неналоговых доходов.
Будет продолжен контроль за выплатой официальной заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума и проведением мер по легализации "теневой" заработной платы. С одной стороны это будет способствовать выявлению резервов доходов бюджета, с другой - росту реальных доходов населения и социальной защищенности.
Предстоит провести значительный объем работы по определению эффективности предоставляемых в соответствии с региональным законодательством налоговых льгот, их оптимизации, исходя из их социальной и бюджетной эффективности. В рамках проводимой налоговой политики режим благоприятствования в сфере налогообложения будет предусматриваться только для социально значимых отраслей, а также для поддержки приоритетных инвестиционных проектов.
С целью повышения уровня собственных доходов бюджетов области будет проводиться политика, направленная на повышение эффективности использования имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности.
Услуги по предоставлению государственного и муниципального имущества в возмездное пользование должны размещаться исключительно на публичной и конкурсной основе, при этом одним из важнейших направлений деятельности станет усиление контроля за поступлением в бюджет причитающихся к уплате платежей.
4. Основные приоритеты бюджетных расходов
При формировании перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы и проекта областного бюджета на 2007 год будут предусмотрены средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Будут реализовываться поставленные Президентом Российской Федерации задачи по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости. Эта задача будет решаться при финансовой поддержке федерального бюджета.
Предполагается предусмотреть средства на реализацию приоритетных национальных проектов. С учетом опыта работы за истекший период 2006 года необходимо уточнить отдельные мероприятия и механизмы их реализации с целью повышения их эффективности. При планировании работы на 2007 год будут привлекаться средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средства из иных источников, направляемые на реализацию проектных мероприятий. Необходимо обеспечить большую прозрачность расходования бюджетных средств.
Считаем приоритетным согласованное осуществление проектов по образованию и здравоохранению и мер по модернизации соответствующих отраслей. В частности, необходимо завершить отработку механизмов финансирования отраслей социальной сферы с ориентацией на конечный результат.
Поскольку в сфере образования дополнительную поддержку из федерального бюджета получат регионы, внедряющие в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование, в Брянской области планирование расходов на социальную сферу начато на основе нормативов. В этой связи целесообразно расширить применение бюджетных грантов как инструмента проведения структурных реформ в социальной сфере.
Одним из основных приоритетов в расходах для нас является максимальное обеспечение ресурсами проводимой муниципальной реформы. Не случайно прирост финансовой помощи местным бюджетам в 2007 году является главным фактором роста расходов областного бюджета.
В целях более эффективной борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка Брянская область приняла на себя полномочия местного самоуправления по финансированию милиции общественной безопасности с существенным увеличением бюджетного финансирования этих расходов.
В агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание будет уделено кадрам и инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, дотированию конечной продукции АПК, реализованной на территории Брянской области (1 л молока, 1 кг мяса, 1 кг картофеля), внедрению современных технологий производства продукции.
Расходы бюджета должны быть ориентированы на конечных потребителей бюджетных услуг, конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом. Необходимо продолжить работу, направленную на повышение результативности бюджетных расходов.
Предусматривается увеличение заработной платы работникам, оплачиваемым по ETC, в 1,5 раза в реальном выражении. При этом указанное увеличение достигается уже в 2007 году с учетом произведенной индексации 2005 года, двух индексаций 2006 года (с 1 мая - в 1,15 раза, с 1 октября - в 1,11 раза), одной индексации 2007 года - с 1 сентября 2007 года - в 1,15 раза. В этой связи индексация заработной платы указанной категории работников бюджетной сферы, оплачиваемых из областного бюджета, в 2008 и 2009 годах производится по уровню роста потребительских цен соответственно в 2008 году с 1 сентября - в 1,06 раза, в 2009 году с 1 мая - в 1,055 раза.
Предполагается дальнейшее увеличение денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам. Если в 2006 году повышение было с 1 января - в 1,15 раза, то в 2007 году оно произойдет с 1 января в 1,1 раза, с 1 ноября - в 1,15 раза, в 2008 году - с 1 сентября в 1,15 раза, в 2009 году - с 1 мая в 1,05 раза.
Денежные выплаты социально незащищенным категориям граждан будут проиндексированы и обеспечены в полном объеме.
С целью роста налогового потенциала области будет продолжено субсидирование части процентных ставок по кредитам, привлекаемым субъектами рыночного сектора на региональном рынке кредитования.
Бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений будут направлены на строительство приоритетных пусковых объектов социально-культурной сферы и ЖКХ, исходя из их бюджетной и социальной эффективности и необходимости снижения количества долгостроев.
5. Основные приоритеты межбюджетных отношений
с муниципальными образованиями
Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями будут формироваться в соответствии с действующим законодательством - Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Брянской области от 21 декабря 2005 года № 96-З "О межбюджетных отношениях в Брянской области".
Будут предусмотрены межбюджетные трансферты муниципальным образованиям по следующим направлениям:
1. Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Это финансовая помощь на обеспечение собственных расходных полномочий местных бюджетов. Распределение средств будет произведено на основе выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. В этих условиях в лучшем положении будут те муниципальные образования, которые стремятся к повышению собираемости налогов, расширению налоговой базы, оптимизации и повышению эффективности расходования имеющихся в распоряжении средств. Впервые на 2007 год в основу расчета финансовой помощи муниципальным образованиям положены утвержденные специально для этих целей нормативы финансовых затрат по основным полномочиям.
2. Региональный фонд компенсаций. Это межбюджетные трансферты (субвенции) на обеспечение передаваемых муниципальным образованиям полномочий, финансирование которых отнесено к расходным полномочиям Брянской области.
3. Региональный фонд софинансирования социальных расходов. Это средства (субсидии) для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов.
4. Фонд реформирования муниципальных финансов. Средства фонда будут распределены на конкурсной основе в целях активизации процессов реформирования финансов на уровне муниципалитетов. При этом планируется значительное расширение как кандидатов, так и получателей субсидий.
5. Региональный фонд муниципального развития. Это межбюджетные трансферты (субсидии) для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения, распределяемые на конкурсной основе.
Предполагается введение межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области, которые будут предоставляться исходя из выполнения показателей социально-экономического развития. При этом в лучших условиях окажутся те муниципальные образования, которые реально влияют на социально-экономическое развитие соответствующих территорий.
В целях восстановления утерянного налогового потенциала вследствие аварии на Чернобыльской АЭС планируется финансовая помощь ряду наиболее пострадавших территорий.
При распределении дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из методик расчета будут исключены фактически достигнутые показатели по доходам и расходам.
Предполагается делегирование единых дополнительных нормативов отчислений от налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований, введение механизма отрицательных трансфертов.
Статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов муниципальных образований. Поэтому в рамках предметов ведения муниципальных образований необходимо обеспечить планирование расходов местных бюджетов, исходя из реально имеющихся ресурсов и источников покрытия дефицита.
6. Основные приоритеты управления государственным долгом
При управлении государственным долгом Брянской области необходимо в обязательном порядке обеспечить соблюдение предельного объема государственного долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Оплата долговых обязательств области будет производиться по наступившим срокам погашения. Принятие новых долговых обязательств планируется осуществлять, исходя из принципа обеспечения устойчивого финансового состояния областного бюджета.
Основные направления бюджетной и налоговой политики положены в основу формирования перспективного финансового плана Брянской области на 2007 - 2009 годы и проекта областного на 2007 финансовый год.