Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОММЕНТАРИЙ Брянской областной налоговой инспекции от 25.06.1997

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

КОММЕНТАРИЙ
от 25 июня 1997 года

С первого января вступил в силу новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Поскольку его предшественник регулировал уголовное право на протяжении более чем 30 лет, новый УК, несмотря на все свои упущения и противоречия, отмеченные специалистами, - закон долгожданный, отвечающий требованиям нынешнего дня, и что немаловажно, нормам международного права.
Основная отличительная черта нового кодекса - его переориентация на защиту интересов и здоровья личности. УК ликвидировал 62 состава преступления, существовавших до нынешнего года. 59 видов преступлений впервые внесены в Уголовный Кодекс. Большая их часть относится к сфере экономики - фиктивное банкротство, лжепредпринимательство, злоупотребления при выпуске ценных бумаг и т.д. Практики их расследования и оценки в суде еще не существует, и по каждому случаю придется создавать прецедент. Новый УК внес ясность в большинство из тех многочисленных вопросов, которые заводили в тупик сотрудников налоговых и правоохранительных органов. Противоречивые и по сути неоднозначные формулировки статей 162(1), 162(2), 162(3) УК 1960 года далеко не всегда позволяли на законном основании вести уголовное преследование лиц, грубо нарушивших налоговое законодательство.
Налоговые преступления по новому уголовному законодательству отнесены к категории преступлений средне тяжести (максимальное наказание до 5 лет лишения свободы). Теперь закон справедливо карает исключительно тех, кто не только забывает вести учет, но не платит и самих налогов. Новый кодекс имеет неоспоримое преимущество при определении субъектов налоговых преступлений. Граждане, не пожелавшие платить налоги, причитающиеся лично с них (ст. 198 УК), четко разведены по разным статьям с "хозяйственниками", оберегающими свой бизнес от лишних трат (ст. 199 УК уплата налога с организаций).
Объектом преступления по новому налоговому кодексу являются правонарушения, возникающие между налогоплательщиком и государством и вытекающие из установленной законодательством обязанности первого уплатить определенные суммы в бюджеты различного уровня и во внебюджетные фонды. Предметом же рассматриваемых преступлений в конечном счете стали именно денежные суммы, недополученные государством.
В кодексе 1960 г. состав налоговых преступлений был формальным. Сокрыл доход - отвечай. И практики обоснованно считали, что преступление окончено с момента представления финансовой отчетности в контролирующий орган.
СУБЪЕКТОМ ответственности за преступление, предусмотренное ст. 198 УК может быть вменяемое лицо - налогоплательщик, достигшее 16-летнего возраста, на которое законом возложена обязанность подавать в установленном порядке налоговую декларацию.
По ст. 199 УК к уголовной ответственности в качестве исполнителей могут привлекаться лица, на которых в соответствии с действующим законодательством или внутренними актами организации возложена обязанность составления бухгалтерских документов и представления отчетности в контролирующие органы. В первую очередь это сотрудники бухгалтерий. Ч. 2 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" говорит о том, что в организациях, не имеющих свои бухгалтерских служб, бухгалтерию могут вести сторонние специалисты. Поэтому исполнитель преступления не обязательно должен являться работником организации - налогоплательщика. Хотя ч. 1 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" возлагает на руководителя ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, уголовная ответственность руководителя при отсутствии его собственной вины за виновные действия отдельных исполнителей не наступает. Бухгалтерам же прямо запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству. О поступлении таких документов бухгалтер обязан письменно сообщить руководителю и исполнить их только с письменного его указания. Следовательно, виновным в данном случае будет только руководитель, издавший распоряжение, не соответствующее налоговому законодательству.
Вместе с тем возможны случаи, когда виновным может оказаться только третье лицо, например, сотрудник, представивший сфабрикованные документы о не существовавших расходах. В этом случае, уклонение от налогов хотя и будет иметь место, бухгалтер, получивший надлежащим образом оформленные накладные, может и не знать, что фактически они "бестоварные". Такое также возможно, если в порядке взаимозачетов оплачивались товары, поступающие в адреса третьих лиц, или если работник умышленно не передал в бухгалтерию первичные документы о каких-либо сделках. Правда следует иметь в виду, что сама по себе неподача каких-то документов тем или иным работником в бухгалтерию не свидетельствует о заведомом умысле на совершение данного преступления. А налоговое преступление не может быть совершено по неосторожности. Кроме того, даже факт подписания руководителем в силу своих должностных обязанностей того или иного отчета, не несет за собой признака "заведомости". Большинство руководителей не обладают достаточными специальными знаниями, чтобы детально проконтролировать достоверность документации. Именно поэтому, например, Законом об акционерных обществах, предусмотрена дополнительная аудиторская проверка ежегодных отчетов обществ.
В целом, ст. 198 и 199 УК РФ представляют прогресс по отношению к ранее существовавшим ст. 162(1), 162(2), 162(3) и позволяют по-новому решать вопросы уголовного преследования лиц, совершивших преступления в налоговой сфере, дают возможность без ненужной жесткости сделать очередной шаг по пути к неотвратимости наказания за умышленную неуплату налогов.

Начальник
юридического
отдела областной
налоговой инспекции
И.ТАРАСОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru