Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Брянска от 15.08.1997 № 871
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСНОГО ОТБОРА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ, ПРОГРАММЫ СТРАХОВАНИЯ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И КОНЦЕПЦИИ СТРАХОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Брянская газета", № 36, 04.09. - 10.09.1997






АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БРЯНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 1997 г. № 871

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ
КОНКУРСНОГО ОТБОРА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ, ПРОГРАММЫ
СТРАХОВАНИЯ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И КОНЦЕПЦИИ
СТРАХОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Во исполнение Постановления администрации г. Брянска № 827 от 04.08.97 г. "О реализации системы страховой защиты жилья" и, учитывая поступающие предложения страховых организаций о сотрудничестве в области обеспечения страховой защиты муниципальных жилых и нежилых помещений, передаваемых в аренду, в целях отбора страховых организаций для участия в проведении страхования жилых и нежилых муниципальных помещений постановляю:
1. Утвердить "Временное положение о проведении конкурсного отбора страховых компаний для участия в страховании жилых и нежилых муниципальных помещений" (Приложение № 1).
2. Утвердить "Программу страхования нежилых помещений, сдаваемых в аренду в г. Брянске" (Приложение № 2).
3. Утвердить концепцию страхования жилищного фонда г. Брянска (Приложение № 3).
4. Создать комиссию для проведения конкурсного отбора страховых организаций для участия в страховании жилых и нежилых муниципальных помещений в г. Брянске в составе:
Потемкина Т.И. - первый заместитель главы администрации г. Брянска - председатель комиссии;
Султанов А.Ш. - директор Брянского городского центра страхования - заместитель председателя комиссии;
Татаринова О.В. - ведущий специалист Брянского городского центра страхования - секретарь комиссии.
Члены комиссии:
Литвинов И.И. - начальник отдела администрации г. Брянска;
Трищин А.П. - ведущий специалист жилищно-коммунального отдела администрации г. Брянска;
Крупина Т.В. - начальник отдела аренды комитета по управлению имуществом администрации г. Брянска.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации г. Брянска Т.И.Потемкину и Брянский городской центр страхования (А.Ш. Султанов).

И.о. Главы администрации
Т.ПОТЕМКИНА





Приложение № 1
к Постановлению
администрации
г. Брянска
от 15.08.97 № 871

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСНОГО ОТБОРА СТРАХОВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ В СТРАХОВАНИИ ЖИЛЫХ
И НЕЖИЛЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА УСЛОВИЯХ
"ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ СТРАХОВАНИЯ В Г. БРЯНСКЕ
ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ"

1. Общее положение

1.1. Конкурс проводится комиссией, утвержденной главой администрации города Брянска (далее по тексту - комиссия), в целях отбора страховых организаций (далее по тексту - страховщик) для участия в проведении в городе Брянске страхования жилых и нежилых муниципальных помещений на условиях "Положения о системе страхования в городе Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений".
1.2. Настоящее временное положение (далее по тексту - положение) о проведении конкурсного отбора страховых организаций для участия в страховании жилых и нежилых помещений на условиях "Положения о системе страхования в городе Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений" разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, Постановлением главы администрации г. Брянска "О системе страхования в г. Брянске" от 27.06.97 № 654 и другими нормативными актами города Брянска.
1.3. Положение является обязательным для участников данного конкурса, при нарушении условий они могут быть лишены права участия в конкурсе.

2. Условия конкурсного отбора

2.1. Отбор страховщиков осуществляется на основе анализа количественных и качественных показателей их деятельности (финансовой устойчивости, платежеспособности и др.), а также технических, организационных и финансовых возможностей проведения договорной работы и исполнения обязательств при страховании жилых и нежилых муниципальных помещений.
В результате конкурса определяются не более 6 страховщиков, получающих право на заключение договоров страхования, на условиях "Положения о системе страхования в городе Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений".
2.2. Страховщики - участники реализации системы страхования в городе Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений должны удовлетворять следующим требованиям:
- обладать оплаченным уставным капиталом в размере не менее 2 млрд. рублей;
- обладать опытом имущественного страхования (не менее одного года);
- проводить страхование жилых и нежилых муниципальных помещений по согласованным с Брянским городским центром страхования правилам и тарифам;
- участвовать в формировании резервов, финансировании мероприятий по предупреждению (уменьшению вероятности) возникновения страховых событий и тяжести их последствий;
- в порядке и на условиях, установленных Брянским городским центром страхования, осуществлять инвестирование жилищного строительства;
- иметь компьютерную базу данных и вести оперативный учет принадлежности, страховой суммы и страховых взносов по подлежащим страхованию (застрахованным) жилым и нежилым помещениям, а также расчет ущерба при повреждении или уничтожении жилых и нежилых муниципальных помещений по согласованной с Брянским городским центром страхования системе и методике;
- иметь необходимую численность квалифицированного персонала для обеспечения договорной работы и выполнения обязательств по заключенным договорам страхования;
- обладать собственными и приравненными к ним средствами в размере, обеспечивающем по заключенным договорам страхования.

3. Участники конкурса

3.1. В конкурсе могут участвовать юридические лица - страховщики, имеющие государственную лицензию на имущественное страхование, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации.
3.2. Страховщик, претендующий на участие в страховании жилых и нежилых муниципальных помещений на условиях "Положения о системе страхования в городе Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений", представляет в комиссию заявку на участие в конкурсе (приложение 1) с приложением следующих документов:
- копии лицензии Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью на имущественное страхование;
- копии баланса за предшествующий год и последний отчетный период;
- банковской справки о размере оплаченного уставного капитала;
- расчета соотношения активов и обязательств на последнюю отчетную дату;
- копии отчета о финансовых результатах (ф.2 - страховщик) за последний квартал;
- сведений о численности работающих в страховой организации и численности страховых агентов, действующих от ее имени;
- документов (договоры, соглашения, технологии т.д.), подтверждающих способность претендента обеспечить составление и ведение компьютерной базы данных, учет параметров, принадлежности страховой суммы и страховых взносов по подлежащим страхованию (застрахованным) жилым помещениям.
3.3. Участники конкурса регистрируются секретарем комиссии в день подачи заявки и документов, указанных в п. 3.2.
В случае непредоставления страховщиком какого-либо из вышеуказанных документов регистрация заявки не производится.
3.4. Сведения о соискателях, подавших заявки, не подлежат оглашению до завершения конкурсного отбора.

4. Порядок проведения конкурсного отбора

4.1. Отбор страховщиков из числа претендентов для участия в проведении в городе Брянске страхования жилых и нежилых муниципальных помещений проводится в два этапа.
4.2. Первый этап, представляющий собой процедуру предварительного отбора страховщиков, осуществляется рабочей группой в течение пяти дней после завершения приема заявок и включает в себя:
- рассмотрение по формальным признакам соответствия сведений и документов, представленных претендентом, требованиям "Положения о системе страхования в городе Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений", нормативным актам Росстрахнадзора и настоящему положению;
- анализ и оценку технических (система составления и ведения компьютерной базы данных и учета параметров жилых и нежилых помещений), организационных (численность и профессионализм персонала) и финансовых (собственные и приравненные к ним средства) возможностей претендента обеспечить проведение договорной работы и выполнение по предлагаемым договорам страхования жилых и нежилых помещений.
При необходимости рабочая группа осуществляет проверку сведений, представленных претендентами. Состав рабочей группы определяется конкурсной комиссией и утверждается ее председателем.
4.3. При несоответствии показателей, характеризующих деятельность страховщика, или документов, предъявляемым требованиям, претенденту дополнительно предоставляется два дня для их устранения. При этом установленный срок рассмотрения его заявки соответственно увеличивается до семи дней.
В этом случае, если выявленные недостатки не будут устранены претендентами в течение двух дней, он считается не прошедшим конкурсный отбор.
4.4. Результаты рассмотрения заявок и предложений рабочей группы рассматриваются на заседании комиссии, оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами.
4.5. Решение комиссии является правомочным, если за него проголосовало не менее половины присутствующих членов комиссии, при условии, что на заседании присутствовало не менее 2/3 ее состава. При этом голос председателя комиссии является решающим.
4.6. Порядок информирования страховщиков о принятых комиссией решениях устанавливается председателем комиссии.
4.7. При проведении конкурсного отбора комиссия вправе руководствоваться и другими критериями, не перечисленными в данном Положении и имеющими значение при организации и приведении страхования жилых и нежилых помещений в городе Брянске.
4.8. Решение о прохождении претендентом предварительного отбора не дает права на заключение договоров страхования жилых и нежилых помещений на условиях "Положения о системе страхования жилых и нежилых муниципальных помещений в г. Брянске".
4.9. Прошедшие конкурсный отбор страховщики получают право на проведение мероприятий, обеспечивающих подготовку участников страховых отношений к реализации в г. Брянске системы страхования жилых и нежилых муниципальных помещений и заключает с Брянским городским центром страхования соглашения, в котором указывается:
- наименование районов, на территории которых страховщик обязан поэтапно осуществлять подготовительную работу;
- перечень мероприятий по подготовке субъектов страхования к страхованию жилья и сроки реализации;
- обязательства сторон;
- другая необходимая информация.
4.10. Мероприятия по подготовке к страхованию жилых и нежилых муниципальных помещений включают в себя:
- создание (или вхождение в состав) единого в г. Брянске страхового поля страховщиков - участников реализации системы страхования жилых и нежилых муниципальных помещений;
- получение, при необходимости, соответствующей лицензии;
- подготовку субъектов страхования к страхованию жилья;
- информационное и техническое оснащение, обучение персонала и т.д.;
- разработку проектов нормативно - методических документов или предложений по имеющим значение при проведении страхования жилых и нежилых муниципальных помещений вопросам, в том числе инвестированию средств страховых резервов в жилищное строительство, использование средств резерва предупредительных мероприятий и т.д.
4.11. По истечении не более трех недель со дня заключения соглашения, указанного в п. 4.9, страховщик представляет в комиссию письменную информацию о его выполнении, копии договоров с Брянским городским центром страхования о передаче в использование базы данных, учитываемых при страховании жилья, а также с ДЕЗами о подготовке к проведению страхования жилых и нежилых муниципальных помещений, проекты нормативно - методических документов.
4.12. Решение об участии страховщика в осуществлении страхования жилых и нежилых муниципальных помещений принимается комиссией на основе анализа проведенной им работы по подготовке к введению в г. Брянске системы страхования жилых и нежилых муниципальных помещений.
4.13. Страховщик, не предоставивший в указанный срок информацию и документы о проделанной работе или не выполнивший в полном объеме мероприятия, предусмотренные соглашением о подготовке к проведению страхования жилых и нежилых муниципальных помещений (п. 4.9), может быть лишен прав на участие в страховании.
4.14. В течение пяти дней со дня приема указанных в п. 4.11 документов комиссия сообщает страховщику окончательное решение о его участии в страховании жилых и нежилых муниципальных помещений и закрепляемых за ним территориях.

5. Итоги проведения конкурса

5.1. Решение комиссии оформляется распоряжением главы администрации города Брянска.
5.2. В соответствии с распоряжением администрации города Брянска Брянский городской центр страхования заключает со страховщиком, отобранным комиссией, договор о ответственности по возмещению ущерба причиненного застрахованным жилым и нежилым муниципальных помещениям, в котором указываются:
- условия и порядок возмещения страхового ущерба;
- порядок проведения финансовых расчетов;
- другая необходимая информация.
5.3. Страховщику, заключившему с Брянским городским центром страхования договор, предусмотренный п. 5.2 настоящего Положения, выдается свидетельство установленной формы (Приложение № 2) о праве проводить страхование жилых и нежилых помещений на условиях "Положения о системе страхования в г. Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений".

6. Заключительное положение

6.1. В дальнейшем отбор страховщиков для участия в страховании жилых и нежилых муниципальных помещений проводится Брянским городским центром страхования в порядке, определяемом настоящим положением.
6.2. За нарушение порядка и условий возмещения ущерба, договорных обязательств и взаиморасчетов с участниками реализации системы страхования жилых и нежилых муниципальных помещений, а также необеспечение согласованного уровня развития страхования или утрату членства в страховом поле страховщик может быть лишен права на проведение страхования на условиях "Положения о системе страхования в г. Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений".
6.3. Решение о лишении страховщиков права осуществлять деятельность по страхованию жилых и нежилых муниципальных помещений на условиях "Положения о системе страхования в г. Брянске жилых и нежилых муниципальных помещений", принимаются администрацией г. Брянска представлению Брянского городского центра страхования.

Директор Брянского
городского центра
страхования
А.СУЛТАНОВ

Первый заместитель
главы администрации
Т.ПОТЕМКИН

Руководитель аппарата
администрации
А.ИГНАТИКОВ





Приложение № 2
к Постановлению
администрации
г. Брянска
от 15.08.97 № 871

ПРОГРАММА СТРАХОВАНИЯ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
СДАВАЕМЫХ В АРЕНДУ В Г. БРЯНСКЕ

Введение

Предлагаемая программа разработана в рамках обеспечения обязательств муниципальных органов по сохранности государственной собственности.
Цель реализации настоящей программы - дальнейшее совершенствование механизма сохранности недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Брянска, сдаваемого в аренду, от финансовых последствий, непредсказуемых убытков, в случае повреждения или уничтожения в результате чрезвычайных событий (пожара, взрыва, аварий отопительной, канализационной или водопроводной сети, затопления или проникновения воды из соседних помещений, просадки грунта т.д.) и, следовательно, защита бюджета города Брянска.
Настоящая программа разработана на основе практики страхования недвижимости в развитых странах, с учетом специфики Российского страхового рынка и опыта страхования нежилых помещений, сдаваемых в аренду, на территории г. Москвы и других регионов России.
В соответствии со статьей 210 и статьей 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, Часть 1, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск случайной гибели или повреждения этого имущества.
Обязанностью комитета по управлению имуществом как представителя собственника является обеспечение сохранности муниципальной собственности как стабильного источника доходов бюджета, а на балансодержателя возлагается фактическая ответственность за содержание, эксплуатацию, ремонт и восстановление поврежденного или уничтоженного имущества, сдаваемого в аренду.
Страхователем по настоящему положению выступает балансодержатель или иной уполномоченный собственником орган, далее по тексту - страхователь.
Недвижимое имущество принимается на страхование страховыми кампаниями, далее по тексту - страховщики. В реализации настоящей программы могут принимать участие в качестве перестраховщиков ведущие Российские страховые компании, связанные со страховщиком договорами перестрахования, что обеспечит высокую надежность страхования и гарантии получения полного страхового возмещения.

1. Основные положения

1.1. Объекты страхования
Объектами страхования являются все муниципальные нежилые помещения, сдаваемые в аренду.
Отдельные нежилые помещения требуют для их страхования дополнительного подтверждения страховщика. К таким объектам относятся:
- объекты, в которых осуществляется капитальный ремонт или реконструкция;
- непригодные к эксплуатации и неэксплуатируемые объекты на момент заключения договора страхования.
1.2. Участники (стороны) договора страхования
Страхование муниципальной собственности проводится с участием страхователя и страховщика, далее по тексту - стороны, на основании "Генерального соглашения сторон" (приложение № 1), которое согласуется Брянским городским центром страхования. Генеральное соглашение определяет права и обязанности сторон, порядок их реализации и взаимодействие с третьими сторонами.
Страхователь заключает договор добровольного страхования на объекты муниципальной собственности, сдаваемые в аренду, при получении письменного согласия со стороны арендатора. Оформление необходимых документов по страхованию производится одновременно с оформлением (переоформлением) договоров аренды. Страхователь подписывает с арендатором "Дополнительное соглашение к договору аренды" (Приложение № 2).
Страховщик осуществляет консультирование страхователя на стадии оформления договора страхования (при оформлении заявления на страхование), а также на стадии урегулирования убытков (оформление заявления об убытках с приложением всех необходимых документов, подтверждающих наступление страхового события) (Приложение № 3). По согласованию сторон, одна из них обеспечивает контроль за своевременными поступлениями денежных средств от арендаторов на свой расчетный счет в качестве средств возмещения затрат страхователя на страхование. Страховщик обязуется производить оплату комиссионных вознаграждений. Средства для оплаты комиссионных вознаграждений формируются из оплачиваемых страховых взносов. При этом размер комиссионных вознаграждений согласуется сторонами дополнительно.
Страховщик формирует фонд превентивных мероприятий (Приложение № 4).

2. Условия страхования

2.1. Договор страхования
Страховщик оформляет договора страхования объектов недвижимости на условиях Правил добровольного страхования имущества юридических лиц ИЮ-96/4147. Правила страхования имущества юридических лиц ИЮ-96/4147 (Приложение № 5).
Стороны согласуют методику определения страховой стоимости объектов страхования и страховых премий. Для проведения оценки может привлекаться профессиональная фирма оценщиков по выбору страхователя, что не исключает проведение независимой экспертизы по требованию любой из сторон.
Настоящая программа предусматривает компенсацию арендатором затрат страхователя, включая оплату работ фирм оценщиков при их наличии.
2.2. Страхуемые риски
Целью настоящего положения является защита муниципальной собственности и, следовательно, бюджета города Брянска от убытков в результате:
- пожара, взрыва;
- затопления или проникновения воды из соседних помещений;
- аварии отопительной, канализационной или водопроводной сети;
- просадки грунта.
По дополнительным соглашениям сторон перечень риска, принимаемый страховщиком на страхование, может быть изменен или дополнен.
2.3. Страховая премия и методика ее определения
Оплата страховой премии производится страхователем за счет средств арендаторов, возмещаемых последним в качестве компенсации затрат страхователя на страхование.
После получения оформленного заявления от страхователя, страховщик определяет размер страхового взноса по согласованной сторонами методике.
Стоимость страхования (размер страхового взноса), определяемая по согласованной методике, возмещается арендатором в полном объеме, согласно дополнительному соглашению к договору аренды.
При изменении стоимости объекта страхования, а, следовательно, и страховой суммы необходимо переоформление договора страхования. При этом производится доплата страхового взноса и, следовательно, дополнительное возмещение арендатором затрат на страхование (данный пункт должен быть предусмотрен в дополнительном соглашении к договору аренды).
В случае дострахования из-за изменения стоимости объекта страхования, и принимая во внимание произведенную оплату годового взноса в текущем году, страхователь оплачивает дополнительный взнос в размере, определяемом по согласованной сторонами методике.
В ходе реализации настоящей программы и накопления дополнительной информации приведенные методики могут быть уточнены.
Дата страхования объекта не зависит от даты заключения или переоформления договора аренды.

3. Последовательность оформления страховых документов

При подготовке или переоформлении действующего договора аренды необходимо:
1. Убедиться, что текст договора аренды содержит необходимые условия для реализации настоящей программы (дополнительные условия к договору аренды).
2. Рассчитать размер взноса арендатора для возмещения затрат страхователя согласно методике. Методика определения взноса арендатора для возмещения затрат страхователя (Приложение № 6).
3. Арендатор при оформлении (переоформлении) договора аренды после заключения договора с комитетом по управлению имуществом обязан произвести оплату (доплату при изменении страховой стоимости) взноса на счет страховщика.
4. Страхователь и страховщик подписывают договор добровольного страхования имущества предприятий (Приложение № 7), который вступает в силу после получения страхового взноса на расчетный счет страховщика.
5. Принимая во внимание оплату страхового взноса, страховщик оформляет страховой полис и выдает его в течение трех дней страхователю. Копия страхового полиса выдается Брянскому городскому центру страхования.

4. Урегулирование убытков

При наступлении страхового случая страхователь, также как и арендатор (согласно дополнительному соглашению к договору аренды), обязан принять все возможные меры по спасению объекта и в течение 48 часов письменно или устно заявить о случившемся страховщику, предоставляя ему непосредственно или через уполномоченных лиц "Заявление об убытке". Страховщик определяет размер ущерба на основании данных оценщиков и с участием представителя Брянского городского центра страхования.
При наступлении страхового случая страхователь обязан руководствоваться положениями правил страхования.
После определения размера ущерба, оформления и предоставления страховщику необходимой информации, согласно правил страхования, производится выплата страхового возмещения на счет страхователя или по письменному указанию - третьему лицу (сумма возмещения может быть выплачена арендатору).

Директор Брянского
городского центра
страхования
А.СУЛТАНОВ

Первый заместитель
главы администрации
Т.ПОТЕМКИН

Руководитель аппарата
администрации
А.ИГНАТИКОВ





Приложение № 3
к Программе страхования
нежилых помещений

(не приводится)





Приложение № 4
к Программе страхования
нежилых помещений

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЗДАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОНДА ПРЕВЕНТИВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ СТРАХОВАНИИ ОБЪЕКТОВ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГОРОДЕ БРЯНСКЕ

1. Общее положение

1.1. Средства фонда создаются за счет отчислений от поступивших страховых взносов по договорам страхования объектов, находящихся на территории г. Брянска, и расходуются на разработку, организацию и проведение превентивных (предупредительных) мероприятий с целью уменьшения вероятности возникновения страховых событий и облегчения их последствий.

2. Порядок создания и использования фонда

2.1. Размер отчислений на формирование фонда определяется в соответствии с залицензированной Росстрахнадзором структурой тарифной ставки и устанавливается в размере 5% от суммы страховых взносов, которые аккумулируются на счете страховщика.
2.2. Средства расходуются страховщиком на совместные со страхователями мероприятия, направленные на предупреждение возможных страховых событий, предусмотренных Генеральным соглашением, и уменьшение тяжести их последствий.
Средства фонда могут быть направлены на финансирование деятельности специализированных предприятий и организаций, связанных с предупреждением и уменьшением последствий страховых событий.
За счет средств резерва предупредительных мероприятий могут финансироваться следующие направления:
- участие в финансировании строительства (включая проектирование) и реконструкции пожарных депо, испытательных пожарных лабораторий и полигонов;
- участие в финансировании строительства и реконструкции диагностических станций Госавтоинспекций по проверке технического состояния транспортных средств: эстакад, площадок и пунктов технического контроля, постов ГАИ;
- участие в финансировании приобретения и ремонта средств связи, оборудования, инвентаря сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке;
- участие в финансировании приобретения и ремонта сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке, автотранспортных средств (пожарных, ветеринарных, машин "скорой помощи" и т.д.);
- участие в финансировании проведения противопаводковых и противоселевых мероприятий;
- участие в финансировании мероприятий по совершенствованию противопожарной сигнализации и средств пожаротушения;
- участие в финансировании производства средств пожаротушения сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке;
- участие в финансировании мероприятий по устройству и совершенствованию пожарных водоемов;
- участие в финансировании улучшения материально-технической базы санэпидстанций и состояния водно-питьевых ресурсов;
- участие в финансировании мероприятий по совершенствованию оборудования очистных сооружений, фильтров на предприятиях с вредными выбросами, других природоохранных объектов;
- участие в финансировании улучшения материально-технической базы нефтегазопроводов;
- участие в финансировании работ, связанных с ремонтом и восстановлением систем водоснабжения и канализации сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке;
- участие в финансировании проведения профилактических и санитарно-гигиенических мер по охране здоровья населения и снижения травматизма (профосмотр, прививки, вакцинация);
- участие в оплате расходов по найму транспорта (наземного, воздушного, водного), используемого для организации мероприятий по тушению пожаров.
Финансирование вышеуказанных мероприятий производится исходя из фактического наличия средств на предупредительные мероприятия.

3. Порядок оформления

3.1. Расходование средств фонда определяется Советом фонда, в состав которого входят представитель центра и страхователи, выступающие таковыми по отдельным договорам страхованиям.
Полномочия страхователей по участию в обсуждении и принятии решений на Совете фонда, касающихся распоряжения средств фонда, ограничены размерами поступлений от заключенных данными страхователями договоров страхования.
В Совет фонда по согласованию страхователей могут входить представители предприятий и организаций, указанных в п. 2.2.
3.2. Совет фонда представляет программу проведения предупредительных мероприятий в предстоящем году.
Утверждение данных программ производится совместно с центром и страхователями.
3.3. На основании утвержденных совместных программ страховщик составляет и согласует со страхователями смету расходов и производит оплату счетов на основании документов, подтверждающих расходы.
3.4. Не израсходованные к концу календарного года средства направляются на финансирование предупредительных мероприятий следующего года.

4. Совет фонда

4.1. Совет фонда созывается не реже одного раза в квартал.
4.2. На заседании Совета фонда решения принимаются голосованием, простым большинством голосов.
4.3. Заседания Совета фонда оформляются протоколами.
4.4. Решения Совета фонда подписываются представителями страхователей и страховщиком.





Приложение № 5
к Программе страхования
нежилых помещений

ПРАВИЛА
СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1. Общие положения

1.1. На условии настоящих Правил страховая компания (в дальнейшем по тексту - страховщик) заключает договоры страхования с юридическими лицами любых форм собственности (в дальнейшем по тексту - страхователи).
1.2. Объектами страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением, пользованием имуществом вследствие его повреждения или уничтожения.
1.3. По договору может быть застраховано имущество: здания, сооружения, строения, разнообразные машины и оборудование, объекты незавершенного производства и капитального строительства, технически исправные средства электронной, множительной, вычислительной и радиотехники, оборудование и механизмы, сырье и материалы, товары на складах и в торговых залах, готовая продукция, отделка помещений и другие виды имущества, стоимость и место нахождения которых могут быть точно определены и которыми страхователь владеет, пользуется или распоряжается на законных основаниях.
1.4. Не подлежат страхованию: наличные деньги, ценные бумаги, документы, драгоценные металлы, камни, коллекции и произведения искусства, а также иное имущество, которое, исходя из его специфики, состояния либо хранения, вызывает у страховщика сомнения в возможности страховой защиты.

2. Страховой случай, объем страховой ответственности

2.1. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю.
2.2. Имущество может быть застраховано на случай уничтожения или повреждения в результате:
- пожара, взрыва;
- стихийного бедствия (наводнения, урагана, удара молнии, землетрясения, цунами, бури, ливня, града, оползня, обвала, селя, действия подпочвенных вод);
- аварии отопительной, канализационной или водопроводной сети;
- затопления или проникновения воды из соседних
помещений;
- просадки грунта;
- кражи со взломом;
- кражи с открытых площадок;
- иных противоправных действий третьих лиц.
Здания, сооружения, другое имущество считается застрахованным также и на тот случай, когда в связи с пожаром или при внезапной угрозе стихийного бедствия необходимо было их разобрать или перенести на другое место.
2.3. При заключении договора страхования определяется страховая стоимость имущества (действительная стоимость на момент заключения договора страхования).
2.4. Страховой стоимостью имущества, принадлежащего страхователю на праве собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления, считается его балансовая стоимость.
Страховой стоимостью имущества, переданного страхователю во временное пользование, считается его стоимость, указанная в актах приемки - передачи имущества.
В страховую стоимость объектов незавершенного строительства и не приобретенного, но введенного в строй оборудования включаются стоимость его приобретения и/или фактически произведенные на момент заключения договора расходы по строительству (монтажу, установке, отладке и т.п.), подтвержденные соответствующими документами.
В отдельных случаях страховой стоимостью может признаваться:
- стоимость приобретения или строительства нового объекта аналогичного по виду и качеству застрахованному объекту в данном регионе по состоянию на момент заключения договора страхования;
- стоимость, установленная на основании экспертной оценки специализированной организации по оценке имущества.
2.5. Сумма страхования устанавливается на основании заявления страхователя (страховая сумма).
Страховая сумма не должна превышать страховой стоимости имущества.
При этом ответственность за правильное определение страховой стоимости лежит на страхователе. Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, договор страхования является недействительным в силу Закона РФ "О страховании" в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора страхования.
2.6. Страховые суммы устанавливаются отдельно по каждому объекту страхования или по совокупности объектов, указанных в договоре страхования.

3. Порядок заключения и прекращения договора страхования

3.1. Договор страхования заключается на основании письменного заявления (Приложение 2) страхователя. По усмотрению страховщика договор может заключаться с осмотром имущества.
Страхователь обязан сообщить страховщику о всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки страхового риска, а также о всех заключенных или заключаемых договорах страхования в отношении имущества, принимаемого на страхование.
Страхователь обязан также дать ответы на все вопросы, поставленные ему страховщиком с целью определения степени риска в отношении принимаемого на страхование имущества.
На основании предоставленных страхователем данных о стоимости имущества, подлежащего страхованию, по согласованию сторон определяется страховая стоимость имущества и страховая сумма.
3.2. Договор страхования заключается на срок от двух месяцев до одного года.
3.3. Договор страхования вступает в силу со дня, указанного в договоре, но не ранее дня, следующего за днем уплаты страхователем страхового взноса.
3.4 Договор страхования прекращается в случаях:
- истечения срока его действия;
- исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;
- неуплаты страхователем страховых взносов в установленные договором сроки;
- ликвидации страхователя, кроме случаев, предусмотренных Законом РФ "О страховании";
- ликвидации страховщика в порядке, установленном действующим законодательством;
- принятия судом решения о признании договора страхования недействительным;
- в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
3.5. Договор страхования может быть прекращен досрочно по требованию страхователя или страховщика.
О намерении досрочного прекращения договора страхования стороны обязаны уведомить друг друга не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты прекращения договора страхования, если договором не предусмотрено иное.
В случае досрочного прекращения договора страхования по требованию страхователя страховщик возвращает ему страховые взносы за неистекший срок договора за вычетом понесенных расходов.
Если требование страхователя обусловлено нарушением страховщиком Правил страхования, то последний возвращает страхователю внесенные им страховые взносы полностью.
В случае досрочного прекращения договора страхования по требованию страховщика страхователю возвращаются внесенные им страховые взносы полностью.
Если требование страховщика обусловлено невыполнением страхователем Правил страхования, то он возвращает страхователю страховые взносы за неистекший срок договора за вычетом понесенных расходов.

4. Порядок уплаты страховых взносов

4.1. Ставки страховых взносов по отдельным рискам приведены в Приложении 1.
Страховщик исчисляет страховой взнос исходя из страховой суммы. Страховщик имеет право дифференцировать указанные ставки в зависимости от вида производства, пожарной безопасности, сохранности имущества и других факторов.
4.2. Страхователь уплачивает страховые взносы по договору страхования единовременно в полном объеме в срок не позднее пяти рабочих дней после подписания договора.
4.3. В случае неуплаты страхователем в указанный срок страховых взносов договор страхования в силу не вступает, страховщик возвращает страхователю фактически полученные от него страховые взносы.

5. Изменение степени риска

5.1. После заключения договора страхования страхователь без предварительного согласия страховщика не имеет права предпринимать или допускать какие-либо действия, ведущие к повышению степени риска (переход имущества другому лицу, снос, перестройка или переоборудование зданий, сооружений и т.д.).
При получении такого согласия договор страхования должен быть перезаключен (дополнен) в соответствии с изменившимися условиями.
5.2. Если такие изменения все же произошли независимо от воли страхователя, страхователь обязан незамедлительно известить об этом страховщика.
5.3. В случае перехода застрахованного имущества в собственность другого лица договор страхования в отношении этого имущества прекращается в соответствии с п. 3.5 настоящих Правил.
5.4. Движимое имущество считается застрахованным только в тех помещениях, которые указаны в договоре страхования (место страхования). Если застрахованное имущество изымается с места страхования по любым причинам без предварительного согласования со страховщиком, договор страхования прекращается с момента выбытия имущества.
5.5. По согласованию сторон выбывшее имущество может быть заменено в договоре иным имуществом с доплатой или возвратом соответствующей части страховых взносов. Если замена не произведена, страховщик возвращает страхователю страховые взносы за выбывшее имущество за неистекший срок договора за вычетом понесенных расходов.
5.6. Если произойдет повышение степени риска и страхователь не известит об этом страховщика, страховщик имеет право при наступлении страхового случая отказать в выплате по нему возмещения.
5.7. Если страхователь не выполнит обязанностей, указанных в п. п. 5.1 и 5.2, то страховщик имеет право досрочно расторгнуть договор страхования или потребовать его перезаключения на условиях, соответствующих степени риска. Договор страхования прекращается, и возврат страховых взносов производится в порядке, предусмотренном п. 3.5 настоящих Правил.
5.8. Страховщик имеет право в течение срока договора страхования проверять состояние и стоимость застрахованного имущества, а также правильность сообщенных ему страхователем сведений, независимо от того, наступило ли повышение степени риска или нет.

6. Двойное страхование

6.1. Страхователь обязан информировать страховщика о всех договорах страхования, заключенных в отношении страхуемого у страховщика имущества с другими страховыми организациями.
6.2. Если в момент наступления страхового случая в отношении застрахованного у страховщика имущества действовали также другие договоры страхования, возмещение по убытку распределяется пропорционально соотношению страховых сумм, в которых имущество застраховано каждой страховой организацией, а страховщик выплачивает возмещение лишь в части, падающей на его долю.

7. Порядок выплаты страхового возмещения

7.1. Страховое возмещение выплачивается страхователю на основании акта о страховом случае, составленного страховщиком с обязательным участием представителя страхователя, а при необходимости и органов государственного надзора, и расчета суммы ущерба, произведенного страховщиком.
Акт должен быть составлен в течение трех рабочих дней с момента получения от страхователя необходимых документов, подтверждающих факт, причину страхового случая и размер ущерба.
Сумма ущерба должна быть рассчитана в течение трех рабочих дней после составления и утверждения указанного акта.
7.2. Сумма ущерба определяется:
а) при полной гибели, уничтожении, пропаже имущества - в размере страховой стоимости имущества по договору за вычетом имеющихся остатков, годных для производства и реализации.
Полной гибелью (уничтожением) имущества считается такое поврежденное состояние имущества, когда затраты на его восстановление с учетом износа превышают 70% действительной стоимости имущества.
Поврежденное состояние определяется по каждому объекту отдельно.
б) при частичном повреждении - в размере затрат на его восстановление либо в размере соответствующей части стоимости, если имущество не будет восстанавливаться.
В затратах на восстановление учитываются расходы на приобретение материалов и запасных частей для ремонта, а также на оплату работ по производству ремонта.
Из затрат на восстановление вычитается остаточная стоимость заменяемых в процессе ремонта отдельных частей (деталей, узлов, агрегатов и т.п.).
В сумму ущерба включаются также целесообразно произведенные расходы по спасанию имущества, предотвращению увеличения ущерба и приведению поврежденного имущества в порядок (очистка, уборка, демонтаж и т.п.) после страхового случая.
При разборке или переноске зданий, сооружений и другого имущества в связи с мероприятиями по прекращению пожара или при угрозе стихийного бедствия в сумму ущерба включаются расходы по разборке зданий, демонтажу оборудования, затраты на перевозку имущества, на восстановление зданий и сооружений.
Дополнительные затраты, вызванные срочностью проведения работ, усовершенствованием или изменением прежнего состояния имущества, и другие, не обусловленные данным страховым случаем, в сумму ущерба не включаются.
В сумму ущерба не включается также дополнительный ущерб, возникший в результате:
- непринятия страхователем мер по спасению имущества во время и после страхового случая, обеспечение его сохранности и предотвращения дальнейшего его повреждения;
- перерыва в производстве.
7.3. Размер страхового возмещения определяется исходя из суммы ущерба по п. 7.2 пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, но не более страховой суммы.
7.4. Страховое возмещение не выплачивается, если страховой случай произошел непосредственно или косвенно в результате:
а) умышленных действий страхователя, направленных на наступление страхового случая;
б) событий, неизбежных в процессе работы застрахованного имущества или естественно вытекающих из нее (коррозии, гниения, естественного износа или других естественных свойств отдельных предметов);
в) обработки застрахованного имущества огнем, теплом или иного термического воздействия на него с целью переработки или в иных целях;
г) дефектов в застрахованном имуществе, которые имели место до заключения договора;
д) любого рода военных действий, гражданской войны, народных волнений, забастовок, а также ареста, конфискации, реквизиции имущества;
е) воздействия ядерной энергии в любой форме;
ж) невыполнения страхователем предписаний органов государственного надзора, а также нарушения технологии производства работ или несоблюдения правил хранения и эксплуатации застрахованного имущества.
Факт невыполнения указанных предписаний и требований устанавливается на основании документов органов надзора.
7.5. Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если:
а) страхователь не сообщил, имея к тому возможность, в установленный срок о гибели, утрате, повреждении имущества, в связи с чем не представляется возможным определить фактический размер ущерба;
б) факт страхового случая не подтверждается соответствующими органами (милиции, госпожнадзора, метеослужбы, аварийных служб).
Решение об отказе сообщается страхователю в письменном виде с мотивированным обоснованием причин отказа.
Отказ в выплате страхового возмещения может быть обжалован страхователем в установленном законом порядке.
7.6. Страховое возмещение выплачивается в пределах страховой суммы по договору в течение пяти рабочих дней после принятия решения о выплате и определения суммы ущерба.
При задержке выплат страхового возмещения страховщик уплачивает страхователю штраф в размере 1% от суммы причитающегося возмещения за каждый день просрочки.
7.7. После выплаты страхового возмещения страховая сумма по действующему договору уменьшается на размер выплаты.
Страхователь может восстановить первоначальную величину страховой суммы за дополнительный взнос после восстановления пострадавшего имущества.
7.8. К страховщику, выплатившему страховое возмещение страхователю за погибшее или поврежденное имущество, переходит в пределах выплаченных сумм право требования, которое страхователь имеет к лицу (лицам), ответственному за ущерб.
Страхователь обязан сохранить и передать страховщику все доказательства и документы, необходимые для осуществления права регресса к указанному лицу.
7.9. Если до получения страхового возмещения от страховщика ущерб полностью или частично возмещен третьими лицами, страхователь соответственно теряет право на страховое возмещение, или оно выплачивается с учетом суммы, полученной страхователем от третьих лиц.
7.10. Если страхователю возвращено похищенное имущество, за которое получено от страховщика страховое возмещение, он обязан вернуть страховщику сумму страхового возмещения за это имущество за вычетом связанных с похищением расходов на ремонт или приведение его в порядок.

8. Франшиза

8.1. По договору страхования может быть установлена доля собственного участия в возмещении ущерба (франшиза).
При этом страховое возмещение не выплачивается в случае, если размер ущерба меньше или равен величине франшизы.
Величина франшизы устанавливается по соглашению сторон.

9. Права и обязанности сторон

9.1. Страхователь обязан:
- своевременно и в полном размере оплатить страховой взнос в порядке, определенном в договоре страхования;
- обеспечить сохранность документов по договору страхования;
- сообщать страховщику о всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для определения степени риска, при заключении договора страхования и всех изменениях степени риска (условий хранения, эксплуатации и т.п.) в период его действия, предоставлять страховщику дополнительную информацию о застрахованном имуществе в период страхования.
9.2. При наступлении страхового случая страхователь обязан:
- принять все возможные меры по спасению застрахованного имущества, предотвращению дальнейшего повреждения и устранению причин, способствующих увеличению ущерба;
- сообщить в компетентные органы (милицию, госпожнадзор, аварийные службы и т.д.), предоставить страховщику возможность провести осмотр и обследование поврежденного имущества с целью выяснения причин и размера убытка для составления страхового акта и определения суммы ущерба;
- незамедлительно, но в любом случае не позднее трех дней (за исключением выходных и праздничных дней), письменно сообщить страховщику о страховом случае путем подачи заявления с изложением даты, времени, места, причин и обстоятельств страхового случая, предполагаемом размере убытка с приложением перечня уничтоженного, поврежденного или похищенного имущества с указанием примерного ущерба по каждому;
- сохранить до прибытия представителя страховщика все оставшееся после страхового случая имущество, как поврежденное, так и неповрежденное, если это не противоречит интересам безопасности или уменьшению ущерба;
- предъявить представителю страховщика по требованию поврежденное имущество, а также поврежденные части, принадлежности, детали или остатки от них;
- в случае гибели, утраты или повреждения застрахованного имущества представить страховщику все имеющиеся документы, необходимые для установления причин гибели или повреждения имущества и определения размера ущерба;
- выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством.
9.3. Страховщик обязан:
- ознакомить страхователя с настоящими Правилами страхования;
- после уплаты страховых взносов в трехдневный срок выдать страхователю страховой полис;
- обеспечить конфиденциальность в отношении со страхователем;
- выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством.
9.4. При наступлении страхового случая страховщик обязан в порядке и сроки, установленные настоящими Правилами и договором страхования:
- составить страховой акт;
- определить размер ущерба или принять решение об отказе в выплате;
- выплатить страховое возмещение;
- выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством.

10. Порядок рассмотрения споров

10.1. Право на предъявление к страховщику претензий сохраняется в течение срока исковой давности, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
10.2. Споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией.

11. Порядок внесения изменений и дополнений в правила страхования

11.1. По согласованию с федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью настоящие Правила страхования могут быть изменены или дополнены.





Приложение № 6
к Программе страхования
нежилых помещений

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ
СТОИМОСТИ И СТРАХОВОЙ СУММЫ
(СТРАХОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Г. БРЯНСКЕ)

Настоящая методика принимается как базовая для определения действительной стоимости и страховой суммы в ходе реализации проекта страхования нежилых помещений, сдаваемых в аренду в г. Брянске.
Действительная стоимость является одновременно страховой стоимостью и страховой суммой объекта страхования и определяется:
Сд = Сст = СС = Сбс х Киз х Км, где
- Сд - действительная стоимость объекта страхования;
- Сст - страховая стоимость объекта страхования;
- СС - страховая сумма объекта страхования;
- Сбс - балансовая стоимость объекта страхования по данным паспорта БТИ;
- Киз - коэффициент износа объекта страхования по данным паспорта БТИ;
- Км - коэффициент качества строительного материала основных конструкций объекта страхования (по данным паспорта БТИ):
- железобетон, бетон - 1,0
- кирпич - 0,8
- дерево - 0,6
Изменения балансовой и действительной стоимости влечет изменения страховой стоимости и страховой суммы и, следовательно, договора страхования.
В этом случае необходимо дострахование, при котором производится доплата страхового взноса и, следовательно, дополнительное возмещение Арендатором затрат на страхование.
В ходе реализации проекта настоящая методика может уточняться и совершенствоваться.





Приложение № 6а
к Программе страхования
нежилых помещений

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ СТРАХОВОГО ТАРИФА
И СТРАХОВОГО ВЗНОСА ПРИ СТРАХОВАНИИ НЕЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ (СТРОЕНИЙ), СДАВАЕМЫХ В АРЕНДУ

Настоящая методика принимается как базовая для определения страхового тарифа и страхового взноса в ходе реализации проекта страхования нежилых помещений, сдаваемых в аренду в г. Брянске.

Страховой тариф

Фактический размер страхового тарифа определяется по формуле:

Т = Тб х Ксм х Кис х Кпп х Кбл х Кпл, где:

Т - фактический размер страхового тарифа;

Тб - базовый размер страхового тарифа, равный 1,0%;

Ксм - коэффициент огневой опасности строительных материалов основных конструкций объектов страхования;
- железобетонные, бетонные и кирпичные несущие конструкции - 1,0;
- кирпичные, бетонные стены с перекрытиями и конструктивными элементами крыши из дерева (включая по металл. и ж.-бетонные балки) - 1,2;
- деревянные несущие конструкции - 1,5;

Кис - коэффициент вида использования объекта страхования:
- административные здания, учебные заведения, здания учреждений здравоохранения - 1,0;
- зрелищные заведения, помещения для выставок - 1,3;
- магазины, рестораны, гостиницы - 1,5;
- производственные здания и помещения:
- машиностроение - 1,0;
- металлургия - 1,1;
- деревообработка - 1,3;
- химия, нефтехимия - 1,5;
- прочее - 1,2;

Кпп - коэффициент противопожарных мероприятий, направленных на снижение огневого риска:
- наличие переносных средств пожаротушения - 0,9;
- наличие действующих систем пожарной сигнализации и переносных средств пожаротушения - 0,85;
- наличие действующих систем пожарной сигнализации и гидрантов - 0,65;
- наличие действующих систем пожарной сигнализации и автоматических средств пожаротушения - 0,5;
- отсутствие или неработоспособное состояние систем пожарной сигнализации и средств пожаротушения - 1,2;

Кбл - коэффициент опасности, исходящей от близко расположенных зданий и сооружений:
- высокий (газопроводы высокого давления, бензогазозаправочные станции, высоковольтные линии электропередач, химические, нефтехимические и деревообрабатывающие предприятия и аналогичные объекты) - 1,3;
- средний (не указанные выше промышленные объекты, зрелищные заведения, рестораны) - 1,15;
- низкий (жилые здания и прочие объекты, не указанные выше) - 1,0;

Кпл - коэффициент площади помещения;
- до 150 кв. м - 1,0;
- от 150 до 300 кв. м - 0,8;
- от 300 до 1000 кв. м - 0,7;
- свыше 1000 кв. м - 0,5.

В ходе реализации проекта настоящая методика может уточняться и совершенствоваться.

Страховой взнос

При принятии объекта на страхование размер страхового взноса определяется из соотношения:

СВ = СС х Т,

где:
СВ - страховой взнос;
СС - страховая сумма (страховая стоимость) объекта страхования;
Т - фактический размер страхового тарифа.

КОНЦЕПЦИЯ
СТРАХОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Г. БРЯНСКА

Правовые основы страхования жилья

Страхование жилищного фонда, призванное обеспечить защиту имущественных интересов собственников и пользователей жилья в условиях осуществляемой жилищной реформы, базируется на положениях Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, законов Российской Федерации "О страховании" и "Об основах Федеральной жилищной политики".
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 210 "Бремя содержания имущества" и статья 211 "Риск случайной гибели имущества") собственник несет бремя, связанное с содержанием принадлежащего ему имущества, а также риском его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая указанное, обслуживание и ремонт находящихся в частной собственности жилых помещений, в том числе и приватизированных, осуществляется за счет их собственников.
При этом собственники квартир обеспечивают также частично возмещение издержек по эксплуатации и ремонту домов (оплата жилья).
Наниматели жилых помещений, частично оплачивая издержки по эксплуатации и ремонту домов, производят также частичное возмещение затрат наймодателя по эксплуатации и ремонту занимаемых помещений (оплата за наем).
Размеры данных платежей для государственного и муниципального жилищного фонда регулируются администрацией г. Брянска.
Таким образом, в случае повреждения в результате стихийного бедствия или чрезвычайного события жилого помещения, находящегося в частной собственности, имущественные потери должны компенсироваться самим собственником квартиры, а повреждения домов (мест общего пользования конструктивных элементов, инженерного оборудования) и квартир - занятых по договору найма - собственником дома (администрацией города Брянска или предприятием, учреждением, в чьем полном хозяйственном ведении или оперативном управлении эти дома находятся).
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (статья 37) граждане (наниматели и собственники), жилище которых в результате стихийного бедствия (удара молнии, землетрясения и т.д.) стало непригодным для проживания (уничтожено), имеют право на внеочередное предоставление другого жилого помещения в муниципальном фонде, взамен утраченного.
При этом в соответствии с действующим законодательством администрация города Брянска свободна от обязательств перед жителями города Брянска собственниками квартир по их замене в случае уничтожения в результате чрезвычайных событий (пожара, взрыва газа, используемого для бытовых нужд, залития водой в результате неисправности водопроводных сетей и т.д.), не попадающих под понятие "стихийного бедствия".
Несмотря на это, органы власти в связи с отсутствием рыночного механизма гарантий на случай уничтожения жилья, находящегося в собственности граждан, вынуждены принимать решение о его замене, идя на существенные бюджетные затраты, предоставляя площадь, предназначенную для очередников.

Целесообразность введения страхования

Учитывая изложенное, а также основываясь на том, что проводимая администрацией г. Брянска жилищная политика направлена на страхование социальных гарантий и жилищных прав граждан, предлагается осуществить переход на единую для города Брянска систему страхования защиты жилья.
Целесообразность использования страхования - как наиболее эффективного инструмента для возмещения имущественных потерь при повреждении или уничтожении жилья - определяется следующими факторами:
- создание экономического (взамен административного) механизма обеспечения жилищных прав граждан при уничтожении или повреждении жилья в результате стихийных бедствий или чрезвычайных событий;
- гарантиями своевременного и полного возмещения имущественных потерь страхователям при повреждении или уничтожении жилья;
- возможность привлечения средств населения и иных внебюджетных источников для возмещения ущерба жилищному фонду города при наступлении стихийных бедствий или чрезвычайных событий;
- раскладкой ущерба, нанесенного жилью отдельных его владельцев - пользователей, участвующих в страховании, между всеми страхователями, что позволяют существенно смягчить тяжесть расходов по компенсации ущерба для каждого владельца, пользователя жилья, и это смягчение будет тем более ощутимым, чем более широким окажется охват страхованием и чем эффективнее будет инвестирование временно свободных средств страхового фонда;
- возможностью инвестирования свободных мест страхового фонда в жилищную сферу на цели ремонта, реконструкции и строительства жилья;
- возможностью выделения специализированного денежного фонда, средства которого будут использоваться на предупреждение событий, могущим повлечь за собой ущерб жилищному фонду города, и на уменьшение ущерба от таких событий.
Наиболее эффективной формой организации страховой защиты жилищного фонда с учетом серьезных социально-экономических последствий отсутствия компенсации ущерба или утраты жилья в результате чрезвычайного события является обязательная, осуществляемая на основе закона страхования.
Однако в настоящее время в соответствии с действующим законодательством, организация страховой защиты жилищного фонда может осуществляться только в добровольной форме.

Виды страхования

Организация страховой защиты жилищного фонда города реализуется через проведение следующих видов добровольного страхования:
1. Страхование жилищного фонда его собственником.
2. Страхование ответственности собственников жилищного фонда за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.
Страхователями по данным видам страхования будут являться:
- администрация города Брянска - собственник муниципального жилищного фонда;
- предприятия и учреждения, в чьем полном хозяйственном ведении или оперативном управлении находится государственный жилой фонд;
- общественные организации и объединения - собственники жилищного фонда;
- частные юридические и физические лица - собственники домов и квартир, в том числе и приватизированных.
В целях организации страховой защиты для максимально возможной части жилищного фонда города следует начать с проведения страхования жилых помещений, находящихся в частной собственности, и страхования ответственности собственника муниципального жилищного фонда.

Механизм организации страховой защиты

Непредвиденный характер ряда событий, ведущих к порче и уничтожению жилищного фонда, приводит к затруднению, а иногда и к невозможности выполнения его владельцем своих обязанностей за счет тех средств, которыми он располагает, и теми силами, которые находятся в его распоряжении. При этом как наниматели, так и собственники квартир вправе требовать от владельца дома возмещения ущерба, нанесенного их жилью по его вине.
Причем такое требование сопровождается многочисленными жалобами в органы власти и может быть реализовано в судебном порядке.
В случае признания судом такого требования правомерным владелец дома обязан возместить потери в размере действительного ущерба.
Источником страховых взносов по этому виду страхования, с учетом указанного выше и урегулированного правовыми актами порядка возмещения населением издержек на эксплуатацию и ремонт жилья, является часть средств, собираемых с населения на эти цели.
Осуществление на этих условиях страхования не приведет к повышению платежей населения, поскольку, как уже отмечалось ранее, эти платежи установлены с учетом затрат на ремонт жилищного фонда, в том числе непредвиденный, потребность в котором обусловлена чрезвычайными событиями.
Более того, эта мера обеспечит правовое урегулирование и экономический механизм защиты имущественных интересов собственника жилищного фонда - администрации города Брянска, а также нанимателей, арендаторов и собственников квартир - от непредвиденных расходов, даст возможность собственникам, владельцам и подрядчикам с большей эффективностью сосредоточить усилия на поддающиеся планированию и контролю работах, исключит многочисленные обращения и жалобы населения в органы власти по поводу нерадивых действий жилищных ремонтно-эксплуатационных организаций.
Страхование жилья, находящегося в частной собственности, проводится на принципе добровольности с учетом осуществляемых администрацией города Брянска мер по сохранению гарантий в области жилищных прав граждан. При этих условиях в случае наступления чрезвычайного события, ведущего к необходимости приобретения нового жилья взамен уничтоженного, страхователю компенсируется полная стоимость приобретения квартиры, соответствующая нормам предоставления жилья в городе Брянске. Однако величина страхового взноса по такому виду страхования для каждого страхователя определяется (помимо обычных факторов риска) той долей стоимости жилья, которую будет компенсировать администрация города Брянска. А это доля, в свою очередь, определяется ежемесячными доходами страхователя (имеющий меньший доход вправе претендовать на большую компенсацию в случае уничтожения жилья, а, следовательно, при конкретном значении страховой суммы уплачивает меньший страховой взнос).
Страхование жилья, находящегося в частной собственности, страхование ответственности владельца муниципального жилищного фонда целесообразно проводить по единой схеме, предусматривающей порядок заключения договора страхования, взимания страховых платежей инвестирования временно свободных страховых средств (управление страховыми средствами), урегулирования убытков (оценки нанесенного ущерба, порядок его компенсации).
Эффективность проведения страхования муниципального приватизированного жилья по единой схеме обусловлена следующими возможностями:
- унификацией правил и условий страхования;
- созданием единой организационной структуры, занимающейся проведением этого страхования, что, в свою очередь, упростит и сделает более дешевой и эффективной работу по оценке риска и урегулированию возникающих убытков;
- более низкими взносами (реальными при более массовом охвате страхового поля) и формирования страховых резервов, позволяющих обеспечивать эффективную страховую защиту;
- созданием единого порядка распределения ответственности между структурами, обеспечивающими страховую защиту не только в денежной, но и в натуральной форме.

Директор Брянского
городского центра
страхования
А.СУЛТАНОВ

Первый заместитель
главы администрации
Т.ПОТЕМКИНА

Руководитель аппарата
администрации
А.ИГНАТИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru