Вопрос: Вправе ли налоговые органы предоставлять отсрочку и рассрочку предприятиям и организациям по уплате штрафов за нарушение налогового законодательства Российской Федерации?
Ответ: Право предоставлять отсрочки и рассрочки по штрафным санкциям начисленным предприятиям и организациям за нарушения налогового законодательства было предоставлено налоговым органам Указом Президентом Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". В настоящее время данный Указ Президента РФ утратил силу. Соответственно и налоговые органы утратили право представлять отсрочки (рассрочки) по штрафам за нарушения налогового законодательства.
Источник: Указ Президента Российской Федерации от 15.11.97 № 1223 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации"; рекомендации Госналогслужбы России от 15.01.98 № 2270 "О правовых последствиях отмены Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270".
Ответ: В настоящее время в Правительстве Российской Федерации решает вопрос о выходе в свет нового текста постановления Правительства РФ "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.97 № 254 "Об условиях и порядке реструктуризации организаций по платежам в федеральный бюджет". В целях упрощения порядка проведения реструктуризации намечается передать Госналогслужбе России функции органа осуществляющего принятие решений от лица государства о реструктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюджетом. Даны также рекомендации органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности по платежам в бюджеты соответствующих уровней одновременно с проведением реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Учитывая актуальность проблемы реструктуризации задолженности организаций по налоговым платежам. Госналогслужбы России в инициативном порядке разработан проект Федерального закона "О реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджеты".
Закон по замыслу представляет собой четкий механизм реструктуризации долгов. В данном проекте вводится понятие "организация - должник", разъясняется отличие отсрочки от рассрочки. Фиксируется распространение закона на все организации независимо от их организационно - правовых форм, за исключением государственный и муниципальных унитарных предприятий. Предусматривается введение градации срока действия договоров о переоформлении задолженности в бюджет и т.д.
Одновременно Государственная Дума приняла в первом чтении Федеральный закон "О реструктуризации задолженности по обязательным платежам", внесенный Комитетом по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Государственной Думы. Госналогслужбы России во главе с Минфином России в числе других заинтересованных министерств и ведомств готовят поправки к данному законопроекту.
В случае принятия закона будет обеспечено правовое регулировании вопросов реструктуризации задолженности по обязательным платежам организаций по все уровни бюджетом и внебюджетные фонды.
Источник: Статья начальника отдела реструктуризации Госналогслужбы России Н.Г.Пестроуховой в журнале "Налоговый вестник" № 3 за 1998 год.
Вопрос: Нарушает ли законодательство предприятие не имеющее задолженность по налоговым платежам в бюджет, заключая договор уступки права требования (цессии) с предприятием - недоимщиком по расчетам за поставленную продукцию (выполненные услуги) через третье лицо?
Ответ: Предприятие, не являющееся недоимщиком, заключая договор цессии с другим предприятием имеющим задолженность перед бюджетом, нарушает налоговое законодательство о первоочередном исполнении поручений по перечислению налогов в бюджетную систему в связи с тем что данным договором предусмотрено расходование средств по смотрению недоимщика не погашая задолженность по платежам в бюджеты.
Выручка предприятия - недоимщика от реализации товаров (работ, услуг), а также от внереализационных операций и реализации принадлежащего ему имущества равно как и все иные поступления денежных средств в валюте Российской Федерации в пользу предприятия - недоимщика со стороны третьих лиц за исключением средств целевого бюджетного финансирования, должна перечисляться, в обязательном порядке, на счет недоимщика.
Таким образом, перечисление денежным средств за полученную продукцию (выполненные услуги) от предприятия - недоимщика, через счета третьих лиц, минуя его счет - недоимщика, является нарушением законодательства Российской Федерации.
Источник: Статья 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения".
Отдел принудительного
взыскания недоимки
по налогам и сборам
областной налоговой
инспекции