Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Брянской области от 02.04.1999 № 162
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 1999 г. № 162

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2005 ГОДЫ

В целях расширения и упрочения внешних экономических связей области, развития областного экспорта, привлечения в регион иностранных инвестиций, увеличения объема валютных поступлений, а также упорядочения работы хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития внешнеэкономической деятельности Брянской области на 1999 - 2005 годы.
2. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на первого заместителя главы администрации области по внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, связи и энергетике Оненко П.Е.

Первый заместитель
главы администрации
области
П.Е.ОНЕНКО




Утверждена
Постановлением
администрации
Брянской области
от 02.04.99 № 162

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2005 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

Концепция развития внешнеэкономической деятельности Брянской области (далее именуемая концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", Уставом Брянской области, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области и иными нормативными правовыми актами.
При разработке концепции использовались материалы Брянского областного комитета государственной статистики, Брянской таможни, государственной налоговой инспекции по Брянской области, уполномоченного Министерства торговли России по Брянской области, комитета по внешнеэкономической и инвестиционной деятельности администрации Брянской области, а также результаты исследований Брянского государственного педагогического университета и Брянской государственной инженерно-технологической академии.
Развитие внешнеэкономических связей (ВЭС) Брянской области приобрело в настоящее время исключительно важное значение. Внешнеэкономическая деятельность (в дальнейшем - ВЭД) является одним из факторов, обеспечивающих стабилизацию и удовлетворение основных нужд социально-экономического комплекса области. Дальнейшее развитие ВЭД останется вареным элементом долгосрочной экономической стратегии администрации области, направленной на решение задач структурной перестройки и технологической модернизации хозяйственного комплекса региона, создание конкурентоспособной региональной экономики.
Стратегической целью концепции является определение приоритетов развития внешнеэкономической деятельности Брянской области, обеспечивающих интеграцию хозяйственного комплекса региона в систему международных торгово-экономических связей.
Концепция определяет необходимость и последовательность решения следующих задач:
обеспечение роста объемов и эффективности внешнеэкономических связей области;
повышение эффективности экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции;
оптимизация товарной структуры экспортно-импортных операций; совершенствование и развитие географической структуры внешнеэкономических связей области;
развитие прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
Достижение поставленных целей предполагает активное участие законодательных и исполнительных органов области в развитии внешнеэкономических связей, координацию усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, формирование долгосрочных партнерских отношений властных структур и деловых кругов в обеспечении экономических интересов региона за рубежом.
Основное содержание и направленность Концепции состоит в обосновании и последующем воплощении комплекса экономических, организационно - правовых и специальных мер по реализации приоритетов развития внешнеэкономической деятельности Брянской области. Предлагаемые меры определены на основе синтеза традиционных и новых подходов, сформулированных в последние годы, анализа итогов и проблем развития отечественного внешнеэкономического комплекса. Изложенные в едином документе, указанные меры могут стать действенным механизмом повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Концепция предполагает определение конкретных целей и задач на ближайший период и последовательную реализацию промежуточных этапов до 2005 года.

1. Анализ и оценка предпосылок развития внешнеэкономической деятельности Брянской области

1.1. Основные проблемы и необходимость концепции

Необходимость разработки концепции обусловлена неординарной ситуацией, сложившейся во внешнеэкономической деятельности, главной отличительной чертой которой является дисбаланс в структуре ВЭД в пользу импорта. Это повлекло за собой вывоз из региона денежных средств, в том числе в иностранной валюте, что снижает возможности внутреннего инвестирования.
Ликвидация государственной монополии в сфере внешней торговли, предоставление предприятиям самостоятельности во внешнеэкономической деятельности, изменение порядка обязательной продажи валютной выручки, явились важными этапами, отмеченными как позитивными результатами, так и негативными проявлениями. Они характеризуются, с одной стороны, раскрытием широких возможностей выхода на международный рынок, с другой стороны, отсутствием конкурентоспособной продукции, низкой правовой культурой и информированностью потенциальных участников ВЭД о порядке ее осуществления, особенностях работы и конъюнктуры внешних рынков. Все это проявляется в смещении акцентов не на создание готовых, прежде всего высокотехнологичных, товаров, а на экспорт сырья, осуществляемый в большинстве случаев через иногородних посредников, из-за чего значительная часть выручки уходит из области.
В то же время, желаемое стимулирование развития внешних связей не обеспечено необходимой законодательной и нормативной базой, которая способствовала бы цивилизованному регулированию, поддержке и поощрению перспективных тенденций ВЭД.
Это привело, в частности, к замедлению темпов наметившегося развития экспорта, имевших место в 1994 - 1995 годах, к экспансии в конце 90-х годов европейской и азиатской продукции, что в конечном итоге привело к дальнейшему ослаблению позиций российского (областного) товаропроизводителя.
Таким образом, с продолжением вхождения экономики в рынок обнаружились следующие негативные явления, влияющие на ВЭД:
изменение структуры внешнеэкономической деятельности в сторону более динамичного импорта в ущерб экспорту;
сокращение притока инвестиций в производство;
отсутствие оборотных средств для модернизации производства, развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатом чего стало стремительное отставание от мировых норм и требований, от запросов внутреннего и внешнего рынков;
вывоз из области значительных объемов древесины по низким ценам без высокой степени ее переработки и при имеющемся техническом потенциале производства готовых изделий;
нарушение структурной целостности отраслевых промышленных комплексов, разделенных видами собственности.
Стратегическими задачами в области поддержки внешнеэкономической деятельности стали:
развитие внешнеэкономической деятельности в условиях либерализации экономики;
сохранение материально-технической базы предприятий, ориентированных на выпуске экспортной продукции;
повышение конкурентоспособности продукции предприятий области в условиях экспансии товаров европейского и азиатского происхождения.
В связи с этим главными задачами в направлении совершенствования ВЭД области являются: предотвращение дальнейшего спада производства и увеличение экспорта продукции предприятиями и предпринимателями области; оказание им финансовой и организационной помощи в развитии внешнеэкономической деятельности; создание новых рабочих мест и развитие экономики области в целом.
При этом предполагается, что решение проблем участников внешнеэкономической деятельности будет осуществляться не столько посредством прямых бюджетных инвестиций, сколько путем введения возможных протекционистских и преференционных мер в сфере налогов и кредитования производства.
Вопросы развития экспорта были обозначены принятой Правительством России Федеральной программой развития экспорта (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 123). При этом объем бюджетных инвестиций, определенный в этой Программе, мог бы значительно изменить ситуацию в сфере экспорта и ВЭД в целом. Однако в силу ряда причин реальное финансирование мероприятий по указанной Программе существенно снижено, что не позволяет достичь обозначенных в ней целей.
При реализации концепции предлагается в определенной степени отойти от ставших привычными в последние годы надежд исключительно на прямую финансовую государственную поддержку и опеку, постараться перейти на более малозатратные мероприятия и финансирование на возвратной основе (предоставление финансовых гарантий, долевое финансовое участие), а также за счет изменения экономических и правовых основ ВЭД создавать условия для расширения внебюджетных инвестиций, в том числе и иностранных, и вовлечения в процесс финансирования внешнеэкономической деятельности коммерческих банков.
Реальность и своевременность основных положений концепции определяются произошедшими существенными изменениями в динамике развития ВЭД. Целесообразность создания режима благоприятствования внешнеэкономической деятельности определяется не только последствиями негативных явлений минувших лет, но и необходимостью проведения комплекса превентивных мероприятий, направленных на эволюционное развитие ВЭД предприятий и предпринимателей в условиях политической стабилизации в области.

1.2. Социально-экономические условия развития ВЭД Брянской области

Социально-экономическое развитие Брянской области в 1997 - первой половине 1998 гг. по сравнению с предыдущими годами реформ в стране характеризовалось созданием предпосылок к стабилизации в производстве и социальной сфере. На протяжении этого периода наращивались объемы промышленного производства, сохранялся низкий уровень инфляции, снижались процентные ставки по кредитам, реальные денежные доходы населения сохранились на уровне предыдущего года, не изменилась численность населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума.
Так, в 1997 году впервые был отмечен прирост промышленного производства (101,2% к предыдущему году). Тенденция роста наблюдалась на предприятиях черной металлургии (117,7%), промышленности строительных материалов (112,9%), машиностроения и металлообработки (110,1%) и топливной промышленности (103,1%), в то время как предприятия химической, легкой и пищевой промышленности, электроэнергетики продолжали испытывать спад.
Вместе с тем такая трансформация сопровождалась крупными издержками в экономике: сохранялись колебания уровня инвестиционной активности; не сокращалась доля убыточных предприятий; продолжался кризис в бюджетной сфере; росли взаимные неплатежи предприятий, не сокращалась задолженность по выплате заработной платы в отраслях материального производства.
За период с 1991 года до настоящего времени объемы выпуска промышленной продукции в области снизились более чем в 3 раза.
В конечном итоге все эти негативные явления логично трансформировались в составляющие системного общероссийского экономического кризиса второй половины 1998 года. Обвал российского рубля, паралич банковской системы, финансовая несостоятельность части предприятий привели к реальному производственному спаду в области, однако с сохранением позитивных тенденций наметившегося ранее экономического роста. Подобный дуализм характерен для большинства отраслей областной экономики и отчетливо просматривается в большинстве экономических показателей.
Так, в 1998 году произошел спад объема промышленной продукции до 5858,3 млн руб. (96,4% по отношению к прошлому году).
В электроэнергетике в 1998 году по сравнению с 1997 годом выработка электроэнергии уменьшилась на 3%. Потребление электроэнергии крупными и средними предприятиями промышленности составило 956,6 млн кВт. ч., или 93,1% к уровню 1997 года.
В машиностроении и металлообработке в 1998 году объем производства по сравнению с 1997 годом увеличился на 1,7%. Вырос выпуск машин и оборудования для строительства и содержания автодорог (в 2,8 раза), мостовых электрических кранов (в 2,7 раза), экскаваторов (в 1,5 раза), дизелей и дизель генераторов (на 9%), телевизионных кинескопов (на 3%). Однако против прошлого года снизилось на треть производство тепловозов маневровых, кранов на автомобильном ходу, на 21% - выпуск грузовых автомобилей, на 6% - автогрейдеров, на 2% - деревообрабатывающих станков.
В черной металлургии в 1998 году объем производства по сравнению с прошлым годом сократился на 11,7%. Выпуск электростали снизился на 37%, стали на 28%, стальных труб, готового проката на 10 - 12%.
В химической и нефтехимической промышленности в 1998 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось производство полимерной пленки, синтетических смол и пластических масс на треть, минеральных удобрений в 1998 году было произведено чуть более 1 тысячи тонн, что составило треть от уровня прошлого года.
В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности за 1998 год против уровня 1997 года в 2 раза вырос выпуск фанеры клееной, древесно-волокнистых плит, в 1,6 раза - паркета, древесно-стружечных плит на треть, картона на 25%. Вместе с тем уменьшился выпуск бумаги в 2,5 раза, деловой древесины - на 40%, пиломатериалов - на 33%.
Подобные двойственные тенденции характерны и для сельскохозяйственного производства, где в 1998 году объем валовой продукции составил 4861,1 млн руб. (103,8% в сопоставимой оценке к уровню прошлого года). Росту индекса физического объема способствовало увеличение как производства животноводческой продукции в общественном секторе (3%), так и, главным образом, продукции растениеводства - в хозяйствах населения.
Вследствие этого стоимость сельхозпродукции, произведенной личными хозяйствами, возросла с 57 до 62% (в 1992 году - 25%). Неравномерность цен на различные виды продуктов, наряду с недавним сокращением производства в животноводстве привело к изменениям в отраслевой структуре сельского хозяйства. Если в 1990 году продукция животноводства занимала 2/3 общего объема сельскохозяйственной продукции, то в последние 3 года - 47 - 50% (по численности крупного рогатого скота показатели приблизились к уровню начала пятидесятых годов).
В 1998 году сельскохозяйственными предприятиями продано 187,6 тысячи тонн зерна (72% к уровню прошлого года), 35,7 тысячи тонн картофеля (127%), 23,9 тысячи тонн овощей (114%), 35,3 тысячи тонн скота и птицы (77%), 153,8 тысячи тонн молока (107%) и 262,3 млн штук яиц (110%).
Вся посевная площадь области сократилась почти на 77 тысяч гектаров, или на 7%.
Фермерские хозяйства на продовольственное обеспечение области ощутимого влияния по-прежнему не оказывают. В них производится от 1 до 3% основной растениеводческой и от 0,1 до 0,5% - животноводческой продукции. В прошедшем году продолжилось сокращение численности крестьянских (фермерских) хозяйств: прекратили свою деятельность 179 из них, что в 3,1 раза превысило количество вновь образованных. По состоянию на 1 января 1999 года в области насчитывалось 1115 крестьянских хозяйств, что на 121, или на 10% меньше, чем год назад.
Сложным остается положение в инвестиционном секторе. Объем инвестиций в основной капитал сокращается практически ежегодно на 30% начиная с 1992 года. Однако в прошедшем году инвестиции составили 111% по отношению к 1997 году.
Работа транспорта на территории области характеризовалась следующими изменениями: объемы перевозок грузов всеми видами транспорта в 1998 году были на 11,9% ниже, чем в том же периоде прошлого года, грузооборот снизился на 10,5%.
Наиболее значительно кризисные явления повлияли на автомобильные перевозки, где объем перевезенных грузов, сократился на 25%, а грузооборот выполнен на 81% по отношению к 1997 году.
Железнодорожным транспортом в 1998 году отправлено 5504,3 тыс. тонн, что выше того же периода 1997 года на 1,8%. Грузооборот выполнен на 90,3% и составил 5640,7 млн тонно-километров.
Потребительский рынок характеризовался снижением общего объема розничного товарооборота. За 1998 году он составил 5152,2 млн руб., что в сопоставимых ценах на 14,8% меньше, чем в 1997 году. 76% продаваемых товаров реализуется через торговые предприятия, 24% - за счет продажи на промышленных, смешанных и продовольственных рынках. В 1993 году в структуре товарооборота области произошло снижение доли продовольственных товаров и увеличение - непродовольственных. Доля продовольственных товаров составляла 56% (в 1997 году - 55%), непродовольственных - 44% (в 1997 году - 45%). Вместе с тем доля продажи продовольственных товаров увеличилась более чем в 1/3 районов области.
Заметно снизился уровень жизни населения: 20% жителей имеют доходы ниже прожиточного минимума. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) за 1998 год уменьшились по сравнению с прошлым годом на 23,2%. При этом принципиально изменилась структура формирования доходов: в 1992 году основная часть доходов населения (63,3%) приходилась на оплату труда, а 14,6% дохода давала собственность и предпринимательская деятельность; в 1997 году 29,9% давала оплата труда, 45,9% - предпринимательская деятельность и собственность.
Одной из самых негативных особенностей экономики настоящего времени являются хронические взаимные неплатежи предприятий. Суммарная задолженность предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др. достигла 5802,1 млн рублей, из нее просроченная 3602,2 млн руб. (62,1%).
Таким образом, говоря о нынешней ситуации (включая краткосрочную перспективу) в производственной сфере экономики области и, прежде всего в промышленности, отчетливо намечается проявление и столкновение двух основных противоположных и взаимоисключающих тенденций дальнейшего развития.
Прежде всего это элементы экономического роста, заложенные этапом относительной экономической стабилизации второй половины 1996 - первой половины 1998 годов, с другой стороны - это процессы дестабилизирующего характера, пиком которых, наиболее ярким и масштабным проявлением, обнажающим и усугубляющим латентные (возможно искусственно скрываемые) негативные экономические составляющие (в основном общероссийского масштаба) выступают кризисы, подобные августовскому.
Анализируя ситуацию в сельскохозяйственном производстве в области, можно говорить о его многоукладности, неоднородности его производственной структуры и о дальнейших тенденциях его последующей динамики. Специализированное, мелкотоварное сельскохозяйственное производство в силу отсутствия инфраструктуры обеспечения не играет какой-либо заметной роли при формировании областных объемов сельхозпродукции, тогда как менее рентабельное, менее гибкое, но более концентрированное (особенно в животноводстве) производство продукции сельскохозяйственными предприятиями продолжает оказывать наиболее значительное влияние на обеспечение области продовольствием. При этом в расчет приходится брать и третью составляющую областного сельскохозяйственного производства, учитывая, что значительная часть сельхозпродукции производится в подсобных хозяйствах населения.
Говоря о состоянии транспорта, необходимо отметить, что в значительной мере кризисные явления в этой сфере (сокращение автоперевозок, увеличение железнодорожных тарифов и т.д.) возможно будут преодолены исходя из географического положения области, а также транспортного обеспечения экспортно-импортных Операций российских (областных) юридических лиц, в особенности со странами СНГ (Белоруссией, Молдавией, Украиной).
Кроме того, развитие социально-экономической ситуации на территории Брянской области характеризуется следующими тенденциями:
сохранение неплатежей банками, взаимных неплатежей и сложного финансового положения большинства предприятий;
сокращение реальных доходов населения и длительной задержки выплаты заработной платы;
сохранение устойчивого спроса на иностранную валюту со стороны физических лиц.
Незначительный рост объемов продукции промышленного производства в 1997 году и последующий обусловленный кризисом производственный спад 1998 года не позволяют уверенно говорить об их закономерности или случайности, а тем более строить на этом какой бы то ни было прогноз. Перманентная корректировка в основном федеральных, а как следствие, и региональных приоритетов в развитии экономики также затрудняет построение квалифицированного прогноза.
В отношении ВЭД области можно совершенно определенно сказать, что область имеет незначительное количество изначально экспорто-ориентированных предприятий, как и предприятий, в значительных объемах выпускающих реально конкурентоспособную, ориентированную не только на рынок стран СНГ, но и на мировой рынок в целом продукцию. Этим объясняется в основном небольшой объем экспорта области. По объему притока иностранной валюты Брянская область занимает 8-е место из 13 в Центральном экономическом районе. Ситуацию в ВЭД области можно изменить и улучшить, только наращивая объемы выпуска экспорто-ориентированной и импортозамещающей продукции с последующим возможным поэтапным изменением отраслевой структуры экономики области.

1.3. Внешнеторговые связи Брянской области

ВТО (внешнеторговый оборот) в 1998 году (по данным таможенной статистики и с учетом вывоза в Республику Беларусь) достиг 301,6 млн долларов США, что составило 94,7% по отношению к 1997 году; в том числе экспорт - 80,7 млн долларов (82,4%), импорт - 220,9 млн долларов (100,2%).
Сложилось отрицательное сальдо торгового баланса в размере 140,2 млн долларов (в 1997 году - отрицательное в размере 122,7 млн долларов).
География внешней торговли области достаточно разнообразна. Область поддерживает экономические отношения с партнерами из 80 стран мира. Основными внешнеторговыми партнерами Брянской области являются страны СНГ, среди них Украина, Молдавия, Белоруссия занимают лидирующее место.
Среди стран дальнего зарубежья крупнейшими партнерами остаются Германия, США, Италия, Польша.
Основными торговыми партнерами остаются страны СНГ - 70% ВТО области (в 1997 году - 65%). Объем торговли со странами СНГ остался на уровне предыдущего года и составил 209,7 млн долларов; со странами дальнего зарубежья снизился на 17,1% (91,9 млн долларов).
В 1998 году сложилось положительное сальдо торгового баланса в торговле со странами дальнего зарубежья - экспорт превысил импорт на 2,2 млн долларов (в 1997 году - отрицательное - 7 млн долларов).

Структура внешнеторгового оборота

Областной экспорт в 1998 году составил 80,7 млн долл. Наблюдается снижение экспорта как в страны СНГ (почти на треть), так и в страны дальнего зарубежья (на 9,4%). На снижение объема экспорта за год повлияло значительное сокращение экспортных поставок в 4 квартале 1998 года (снижение к соответствующему уровню прошлого года на 22,9%), что во многом связано с обострением общероссийского экономического кризиса, когда в период финансовой нестабильности были свернуты торговые связи.
Не произошло существенных изменений в товарной структуре экспорта. По-прежнему значительную долю в экспорте товаров составляют машины и оборудование - 53,9% (в 1997 году - 62,1%). Удельный вес черных и цветных металлов и изделий из них в экспорте области составил 12,1 процента; древесины и изделий из нее - 8,2; продовольственных товаров и сырья для их производства - 5,7; одежды и обуви - 9,4 процента.
В географической структуре экспорта ведущее место занимают такие страны, как Алжир, США, Германия, Болгария, Польша, а из стран СНГ - Белоруссия, Молдавия и Казахстан.
Значительные изменения в текущем году претерпела динамика импорта.
На долю стран СНГ пришлось около 80 % всего импорта области (в 1997 году - 73%). Стоимостный объем импорта из стран СНГ вырос на 8,9% в основном за счет роста импорта из Украины, Белоруссии и, Молдавии, доля которых составила 97%.
Продолжает снижаться импорт из стран дальнего зарубежья. За 1998 год он снизился на 23,8%; снизилась его доля в общем объеме импорта области с 27% в 1997 году до 20% в 1998 году.
В товарной структуре импорта основные позиции занимают продукты питания (свежемороженое мясо, рыба свежая и свежемороженая, сахар, пшеница и пшеничная мука) - 38,8%, а также машины и оборудование (28% против 30 в 1997 году). Преобладание в структуре импорта машин и оборудования отличается от общероссийской тенденции, в соответствии с которой главные позиции в импорте страны занимают продукты питания и товары широкого потребления, а также промышленное сырье. Эта ситуация отображает территориально-географическое положение нашей области, находящейся на пересечении транзитных путей из Белоруссии, Украины и Молдавии. Однако необходимо ясно представлять, что ввозимая из названных стран СНГ продукция не реализуется целиком на областном товарном рынке, и в большинстве своем поступает в другие регионы Российской Федерации.
Географическая структура импорта характеризуется наиболее тесными торговыми отношениями с такими странами, как Германия, США, Польша, Венгрия, Швеция, а из стран СНГ - Молдавия, Украина, Белоруссия.
В 1998 году Белоруссия по значимости для Брянской области в качестве экономического партнера уверенно вышла на 1 место. За 1998 год экспорт товаров в Белоруссию составил 15,9 миллиона долларов, или 126,5 миллиона рублей, что составляет 99,6% к 1997 году.
Крупнейшими производителями и поставщиками экспортной продукции в Брянской области являлись ОАО "Брянский арсенал", "Пролетарий", "Брянский машиностроительный завод", "Бежицкий сталелитейный завод", "Новозыбковский станкостроительный завод", "Дятьковский хрусталь".
В 1997 и 1998 годах внешнеэкономические связи продолжают оставаться той сферой деятельности, где на первом этапе наблюдался рост объема ВТО, а в 1998 году под воздействием кризисных явлений было отмечено незначительное снижение товарооборота, что, однако, способствовало поддержанию определенного объема производства предприятиями области при ограниченном рынке сбыта внутри России.
Внешнеторговый оборот за 1997 год увеличился по сравнению с 1996 годом на 9,6%, причем произошло увеличение экспорта на 19,4%, импорта - на 5,8%, что привело к снижению отрицательного сальдо торгового баланса в абсолютных размерах на 3,8 млн долларов. Превышение темпов роста экспорта в 1997 году над темпами роста импорта следует отметить как положительную тенденцию в развитии экономики Брянской области, хотя и недостаточно устойчивую, так как в 1998 году последовало снижение ВТО и увеличение отрицательного сальдо внешней торговли.
Однако, несмотря на перечисленные выше относительно положительные тенденции во внешнеэкономической деятельности, можно констатировать негативную ситуацию, сложившуюся во внешней торговле Брянской области, когда импорт превышает более чем в два раза экспорт товаров, что приводит не только к утечке денежной массы за пределы области, но и создает дополнительную конкуренцию для собственных производителей. Причины существующей ситуации в большей мере определяются сложившейся отраслевой структурой промышленности и применяемыми технологиями, когда структура импорта полностью совпадает со структурой промышленного производства (преобладание продукции машиностроения и легкой промышленности). Преимущественная ориентация во внешнеторговой деятельности на страны СНГ создает риск в ведении дел с заказчиками, не способными своевременно оплачивать изготовленную продукцию и снижающими приток финансовых средств в область в современной экономической ситуации.

1.4. Оценка инвестиционного потенциала Брянской области

Брянская область является одним из потенциально перспективных регионов России для развития торгово-экономической деятельности.
Находящаяся на стыке России, Украины и Белоруссии, Брянская область имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая через железнодорожные и автомобильные магистрали связывает регионы России между собой и со странами Европы. Имеется три крупных железнодорожных узла: станция Брянск-1, станция Брянск-2 (сортировочная) и участковая станция Унеча. Общая протяженность железных дорог на территории области составляет более 1000 километров. Протяженность автомобильных дорог - 13 тысяч километров, в том числе 68% имеют твердое покрытие. В 1994 году в г. Брянске введен в действие новый расположенный на международной воздушной трассе R-22 аэропорт "Брянск", которому в 1995 году присвоен статус международного.
Богатая традициями промышленного производства и имеющая большой экономический потенциал, Брянская область может быть привлекательной для иностранных инвесторов в Центральном районе России. На территории области действуют свыше 300 крупных и средних промышленных предприятий с численностью работников более 135 тысяч человек и 5300 малых предприятий.
Брянская область располагает развитыми машиностроением и металлообработкой, электронной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической, легкой и пищевой промышленностью, производством строительных материалов. Развит также и агропромышленный комплекс. Произведенная на предприятиях Брянской области продукция различного назначения реализуется не только во многих регионах России, но и в 40 странах мира. Предприятиями в 1997 году произведено продукции на 5778,7 млн рублей, в том числе крупными и средними - 5043,9 млн рублей, причем доля машиностроения и металлообработки в общем объеме составила 34,2%. Рост физического объема к уровню 1996 года составил по промышленности в целом 1,2%, по крупным и средним предприятиям - 0,5%.
На территории региона зарегистрировано 210 предприятий с иностранным капиталом из 32 стран мира (в дальнейшем по тексту - ПИИ - предприятия с иностранными инвестициями), причем более 50% из них образовано при участии инвесторов из дальнего зарубежья. ПИИ создаются в основном в сфере торговли и общественного питания - 50%, промышленности - 27,5% и строительстве - 12,3%.
За 1998 год ПИИ, функционирующие на территории области, имели накопленные иностранные инвестиции на 2,7 млн долларов и 37,1 млн рублей. Все отрасли экономики области обеспечены высококвалифицированными управленческими, инженерными и рабочими кадрами, позволяющими решать сложные производственные задачи. Однако в силу происходящих в экономике России в целом и Брянской области в частности процессов, производственные мощности загружены в настоящее время только на 33%.

1.5. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Значительное влияние на перспективы развития ВЭД Брянской области оказывает проводимый федеральными органами курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 года № 245 "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" количественные и иные нетарифные ограничения экспорта могут устанавливаться только в отношении отдельных товаров и в строго ограниченных случаях; отменен институт спецэкспортеров стратегически важных сырьевых товаров; не допускается ограничение экспорта товаров и услуг до выполнения экспортерами обязательного объема поставок на внутренний рынок. В соответствии с Указом Президента от 30 ноября 1995 г. № 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров" в 1996 году были отменены вывозные таможенные пошлины на все группы товаров, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых продуктов, цены на которые должны быть существенно снижены. Тенденция к ограничению административного регулирования экспорта и усилению его государственной поддержки закреплена в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Конкретные меры стимулирования экспорто-ориентированных предприятий на федеральном уровне предусматриваются постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 года № 53 "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг" и от 8 февраля 1996 года № 123 "О федеральной программе развития экспорта". В связи с этим возникла необходимость активизации иностранного капитала при реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на развитие внешнеэкономического комплекса.
При формировании эффективной финансово-организационной структуры внешнеэкономического комплекса Брянской области может быть использован механизм финансово-промышленных групп, создаваемых на основе уже существующих структур холдинговых компаний и региональных банков.
В соответствии с Федеральным законом "О финансово-промышленных группах" при проведении ими активной инвестиционной политики в приоритетных отраслях и видах деятельности предусмотрена государственная поддержка соответствующих проектов, в том числе оказываемая путем предоставления государственных гарантий на привлечение инвестиционных кредитов.
Одним из перспективных направлений развития внешнеэкономической деятельности в регионе может стать использование международного лизинга в рамках Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации, разработанной Министерством экономики Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств.
Определенное значение для расширения экспортной базы Брянской области имеет Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".
Главной задачей внешнеторговой политики России на современном этапе является отход от неэффективной структуры экспорта на основе кардинального повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и обеспечение прорыва российской готовой продукции, в том числе высокотехнологичной и наукоемкой, на мировой рынок.
Реализация этой задачи предполагает эффективную внешнеэкономическую деятельность предприятий Брянской области, ее работу по поддержке и развитию собственного экспортного потенциала и мероприятия по привлечению инвестиций в региональную экономику на основе программ развития региональной внешнеторговой деятельности на последующие годы.
В условиях формирующейся правовой базы внешнеэкономической деятельности особую значимость приобретает подписанный 4 июля 1997 года Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области. В частности, статья 5 Договора, предусматривающая право Брянской области осуществлять собственное законодательное регулирование предметов совместного ведения до принятия федеральных законов, подписание Соглашения о разграничении полномочий в инвестиционной деятельности и структурной политике, предусматривающего возможность создания в Брянской области залогового фонда и формирование на ее территории свободных экономических зон, Соглашения о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей дают возможность проведения активной политики при формировании региональной правовой базы внешнеэкономической деятельности. Уровень развития федерального законодательства допускает возможность принятия Брянской областью правовых актов, регулирующих вопросы бартерной и клиринговой торговли, заключения концессионных договоров, сотрудничества на компенсационной основе, переработки давальческого сырья, лизинга, франчайзинга. В свою очередь, урегулирование этих вопросов создаст преферентные условия для развития внешнеэкономической деятельности на территории области.

1.6. Ситуация на мировых рынках

Брянская область располагает благоприятными предпосылками для интеграции в мировую экономику, в глобальные и региональные процессы международного сотрудничества. Это вытекает, прежде всего, из ее выгодного геоэкономического (пограничного) положения. Между тем включение Брянской области в международное разделение труда происходит в настоящее время на фоне резкого усиления конкуренции на мировом и региональных рынках товаров и услуг.
После глубокого структурного кризиса 70-80-х годов в промышленно развитых странах приоритетным направлением национальной экономической стратегии стали задачи укрепления конкурентоспособности продукции и экспансии на внешних рынках. В 90-х годах значительно увеличились расходы этих стран на поддержку своего экспорта, были приняты масштабные программы поощрения и развития экспортной деятельности (Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности, Национальная экспортная инициатива - в США; Экспортная инициатива - в Великобритании; Национальный план развития экспорта - во Франции и др.). Активизировались и региональные интеграционные процессы в Северной (НАФТО) и Латинской (Меркосур) Америке, Европе (ЕС, Вышеградская группа), Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и других регионах мира. Участники этих группировок при общем положительном отношении к развитию сотрудничества с третьими странами ориентируются на укрепление внутри региональных связей.
Определенное сдерживающее влияние на получение Брянской областью зарубежных кредитов и инвестиций оказывают крайне неблагоприятные для Российской Федерации рейтинги надежности.
В то же время текущая мировая конъюнктура для основных экспортных товаров Брянской области (особенно машиностроительной продукции) выглядит скорее неблагоприятной. В течение последних пяти лет отмечался рост мировых цен на отдельные валютоемкие и сырьевые российские товары, прежде всего, топливно-энергетической и металлургической групп, экспорт которых на Брянщине крайне ограничен. Кроме того, с учетом прогнозируемого международными институтами сокращения потребности неконкурентоспособной за рубежом отечественной продукции обрабатывающей промышленности перспективы для значительной части брянского экспорта (особенно его материало- и энергоемкого машиностроения) можно оценить как неблагоприятные. Объективный процесс увеличения доли продукции обрабатывающей промышленности и деловых услуг в международном обмене все более требует усиления внимания к стандартизации, сертификации, лицензированию и контролю за качеством продукции, так как в первой половине 90-х годов резко возросли требования к потребительским и экологическим показателям продукции, реализуемой на рынках зарубежных стран.
Для развития внешнеэкономических связей Брянской области важное значение имеет усиление процессов определения новых геоэкономических и торгово-политических союзов страны. С этой целью уже подписаны соглашения о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, Таможенного союза между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией (в ближайшее время с Таджикистаном), временное соглашение между Россией и ЕС (на страны которого приходится около 35% российского внешнеторгового оборота). Начались переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, членство в которой обеспечивает ей недискриминационный доступ на мировые рынки. Находится в стадии завершения присоединение России к ряду региональных объединений: Европейскому Союзу, Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, Азиатскому банку развития, Совету государств Балтийского моря, Черноморской зоне экономического сотрудничества (с участием причерноморских стран, а также Азербайджана, Армении и Греции), Организации стран Каспийского моря, Совету Баренцево-Евроарктического региона и других.
Целью этих объединений, включающих различные по уровню жизни, состоянию экономики и культуры страны, является создание инфраструктуры взаимного сотрудничества, совместное использование региональных ресурсов, активизация сотрудничества на уровне административно-территориальных образований и городов, что создает благоприятные предпосылки для выхода России и Брянской области на внешние рынки и позволит защитить торгово-экономические интересы при дискриминации российских экспортеров.

1.7. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности

Администрацией области ведется постоянная целенаправленная работа по созданию и совершенствованию инфраструктуры внешнеэкономической деятельности. В этом направлении рыночных реформ уже достигнуты определенные положительные результаты. Развитию внешнеэкономической деятельности на Брянщине способствует региональная банковская инфраструктура. По состоянию на 01.01.99 в области действовало 46 кредитных учреждений, в том числе 3 банка, зарегистрированных в Брянской области, 11 их филиалов и 33 филиала иногородних банков, включая 24 филиала Сберегательного банка Российской Федерации.
4 коммерческих банка имеют лицензии Центробанка России на осуществление банковских операций в иностранной валюте и осуществляют обслуживание внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций. Генеральной лицензией коммерческие банки не располагают. Разрешений на проведение операций с драгоценными металлами кредитные учреждения Брянской области не имеют.
Для иностранных бизнесменов создаются условия западных стандартов не только в банковской сфере, но и в гостиничном бизнесе, транспортном обеспечении и связи.
Разработан план модернизации и закончено строительство посадочной полосы международного аэропорта "Брянск", целью которого является обслуживание транзитных большегрузных самолетов типа "Боинг". На базе аэропорта предполагается открытие свободной таможенной зоны.
С увеличением объемов экспортно-импортных операций возникла необходимость совершенствования на территории Брянской области таможенной инфраструктуры. Осуществление процедуры таможенного оформления и таможенного контроля возложено на 13 таможенных постов (5 пограничных), 6 отделов таможенного оформления и таможенного контроля (2 пограничных) во взаимодействии с 21 функциональным отделом и 4 отделениями.
В Брянской области функционирует отделение уполномоченного Министерства торговли Российской Федерации по Брянской области, обеспечивающее учет внешнеторговых контрактов предприятий области.
Брянская торгово-промышленная палата способствует расширению контактов своих членов и других предприятий области с зарубежными партнерами.
Установлению новых связей с иностранными партнерами содействует Консультативный центр "Ваш шанс", осуществляющий размещение информации и рекламы в ежегодных российских и международных каталогах "WA-2" и "KOMPASS". Вместе с тем следует отметить, что развитие инфраструктуры ВЭД в нашей области существенно отстает не только от мирового, но и от среднероссийского уровня.
Для совершенствования инфраструктуры ВЭД предлагается:
в ближайшие годы активизировать работу по открытию торговых представительств зарубежных стран, представительства МИД России, что позволит улучшить условия обслуживания как иностранных, так и российских граждан;
изыскать возможности для строительства центра международной торговли, расширить сеть банков, способных осуществлять обслуживание внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций области;
содействовать созданию рекламного обеспечения Брянских товаров, участию предприятий области в международных выставках и ярмарках с целью продвижения отечественных товаров на внешние рынки.

2. Основные принципы и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности Брянской области

2.1. Принципы внешнеэкономической стратегии Брянской области

Брянская область располагает достаточными стимулами к саморазвитию: диверсифицированная промышленность, значительный научный потенциал, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, емкий внутренний рынок, выгодное геополитическое положение на границе с Белоруссией и Украиной на пересечении крупных транспортных магистралей создают основу для устойчивого экономического роста. Активизировать, а не подменять эти стимулы должна внешнеэкономическая деятельность.
Брянская область по ряду экономических показателей (уровень производительности труда, доля новых технологий, материально - вещественная структура хозяйственного комплекса) пока еще существенно отстает от территориально - экономических систем мировой экономики. Поэтому расширение внешнеэкономических связей, сопровождающееся усилением конкурентных отношений, должно опираться на продуманную структурную и промышленную политику при оптимальном сочетании мер либерализации и протекционизма на каждом этапе их развития.
Необходимо различать предпринимательские, региональные и федеральные приоритеты развития ВЭД. Они могут совпадать, но могут и противоречить друг другу. Поэтому важно найти оптимальный баланс интересов всех субъектов ВЭД.
Развитие внешнеэкономической деятельности не должно сопровождаться ослаблением позиций региона в системе международных конкурентных связей. Оно предполагает разработку и принятие адекватных мер по обеспечению экономической безопасности как в материально - техническом, так и в социальном плане.
Реализация выдвинутых принципов предполагает расширение содержания всех основных направлений развития ВЭД - экспорта, импорта, иностранных и собственных зарубежных инвестиций. Применительно к специфике Брянской области расширение этих направлений должно производиться с акцентированием следующих направлений:

ЭКСПОРТ

реализация на внешнем рынке товаров, имеющих международные технико-экономические преимущества;
расширение масштабов регионального производства и обеспечение занятости в хозяйственном комплексе Брянской области;
формирование финансовых ресурсов, для обеспечения необходимых импортных поставок, накопления резервов и обслуживания международных обязательств Брянской области;
создание предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона.
обеспечение благоприятных условий для экспорта продукции предприятий Брянской области;

ИМПОРТ

насыщение регионального рынка продуктами, не производящимися на территории области, либо производящимися в недостаточном количестве;
обеспечение Брянской области товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегического значения, производство которых нужно поддерживать при любых условиях);
модернизация производственного и технологического потенциала предприятий Брянской области;
развитие производства новых товаров для наполнения регионального рынка и формирование конкурентной среды для внутренних производителей;

ИНОСТРАННЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ

расширение масштабов регионального накопления и проведение опережающей (по сравнению с другими регионами) реконструкции и модернизации производственной базы хозяйственного комплекса Брянской области;
создание предпосылок для переплетения отечественного и зарубежного капитала с целью укрепления позиций предприятий региона на внешних рынках и развития импортозамещающих производств;
изучение и внедрение передовых технологий и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему Брянской области;

СОБСТВЕННЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

продвижение продукции с высокой степенью переработки на внешние рынки;
развитие зарубежной инфраструктуры поддержки областного экспорта;
участие в зарубежных производствах для гарантированного обеспечения регионального рынка необходимыми товарами и услугами для извлечения прибыли;
формирование устойчивых кооперационных связей для общего укрепления позиций Брянской области в системе мировой экономики;
участие региона в конверсии задолженности иностранных государств России в российские инвестиции за рубежом;

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

создание системы защиты регионального рынка от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры (циклов производства, общих структурных сдвигов и т.п.);
диверсификация внешних рынков для стабилизации экспорта предприятий Брянской области;
обеспечение гарантированного снабжения области необходимыми импортными товарами;
сохранение производства и возможностей его быстрого наращивания ряда важнейших товаров стратегического значения и технологий аналогичного значения;
дипломатическое обеспечение благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности предприятий Брянской области.

2.2. Этапы развития внешнеэкономической деятельности Брянской области

В связи с переходным характером экономики Российской Федерации и ее регионов стратегия развития ВЭД Брянской области должна разрабатываться с учетом этапности этого процесса. Конкретно в реконструкции и развитии внешнеэкономического комплекса Брянщины могут быть выделены следующие этапы:
этап стабилизации внешнеэкономического комплекса и упорядочения внешнеэкономических связей Брянской области;
этап оптимизации структуры внешнеэкономического комплекса Брянской области;
этап унификации условий деятельности предприятий Брянской области на внутреннем и внешнем рынках

2.2.1. Этап стабилизации внешнеэкономического комплекса и упорядочения внешнеэкономических связей Брянской области

Содержание данного этапа - определение структурных и промышленных приоритетов внешнеэкономической деятельности, на базе которых уточняются механизмы регулирования ВЭД, системы стимулирования промышленности экспорта и основные направления привлечения иностранных инвестиций. На этом этапе проводится четкое разграничение полномочий Федерации и Брянской области в сфере внешнеэкономических связей, формируются механизмы управления основными направлениями ВЭД. Дорабатывается правовая база, формируется единая система внешнеэкономической информации, утверждается методологическая и нормативная база определения приоритетов ВЭД Брянской области. На основе анализа деятельности крупнейших предприятий-экспортеров разрабатывается региональная программа развития экспорта. Определяется уровень импортозависимости Брянской области и формируются эффективные механизмы осуществления импортных поставок. Посредством активизации дипломатических усилий, взаимодействия с зарубежными торговыми представительствами Российской Федерации и маркетинговых исследований уточняется оптимальная географическая структура ВЭС области и обеспечиваются благоприятные условия для деятельности предприятий региона на внешних рынках. Формируется механизм взаиморасчетов со странами СНГ с отработкой его курсовых, неторговых и кредитных аспектов. Определяются пути привлечения иностранных инвестиций под ответственность, риск и обеспечение предприятий и администрации Брянской области.
Задачи первого этапа ориентированы на сохранение темпов роста экспортного производства, увеличение внешнеторгового оборота за счет расширения прямых импортных поставок при одновременном создании основ для реконструкции и модернизации внешнеэкономического комплекса Брянской области.

2.2.2. Этап оптимизации структуры внешнеэкономического комплекса Брянской области

Содержание данного этапа - реконструкция и перепрофилирование предприятий и отраслей - субъектов ВЭС в соответствии с приоритетами интеграции области в мировую экономику. Определяющим здесь является формирование и модернизация конкурентоспособной базы экспорта, способной обеспечить необходимый объем импортных поставок. Для этого используются механизмы стимулирования экспорта с акцентом на индустриализацию (целевые экспортные кредиты, гарантийное обеспечение коммерческих экспортных кредитов, сделок и инвестиций. региональная система страхования участников ВЭС от политических и коммерческих рисков). На макроуровне должно быть обеспечено крупномасштабное финансирование экспортного сектора Брянской области по выбранным приоритетам.
С использованием механизмов экономической дипломатии должна быть сформирована территориально-географическая структура ВЭС региона, обеспечивающая улучшение режима доступа предприятий Брянщины на зарубежные рынки на основе баланса экспортных и импортных поставок.
При этом:
стабилизируется структура импорта, расширяются кооперационные связи между предприятиями региона и зарубежными производителями импортной продукции;
оказывается содействие по отлаживанию механизма взаиморасчетов между предприятиями области и их партнерами в странах СНГ. Усиливаются процессы перелива и переплетения капиталов, формируются транснациональные хозяйственные объединения, обеспечивающие устойчивое функционирование импортозависимых предприятий Брянской области.
Решение задач второго этапа позволит реконструировать ключевые элементы внешнеэкономического комплекса в соответствии с принятыми приоритетами развития ВЭД региона, расширить общий объем экспорта с увеличением в нем доли высокотехнологичной продукции, обеспечить повышение эффективности экспортно-импортных операций и иных форм международного экономического сотрудничества. На этой основе должна сформироваться устойчивая географическая структура ВЭС, что позволит завершить переход от разовых экспортно-импортных операций к долговременным формам внешнеэкономического сотрудничества.

2.2.3. Этап унификации условий деятельности предприятий Брянской области на внутреннем и внешнем рынках

Содержание данного этапа - воссоздание целостных экономических структур, то есть доведение структурных преобразований до всех звеньев хозяйственного комплекса региона и дальнейшее функционирование экономической системы Брянщины в соответствии с общими закономерностями развития мировой экономики. После изменения функций импортного тарифа (от фискальных к структурообразующим) решающими критериями развития экспортных, импортных и кооперационных связей становятся сравнительные издержки, цены и качество товаров и услуг. Одним из возможных направлений развития ВЭД должен стать реальный экспорт капитала с целью расширения позиций региона на рынках стран - партнеров Брянской области. С использованием возможностей транснациональных корпораций достигается необходимый уровень развития импортозамещающих производств.
Результатам реализации задач третьего этапа должно стать расширение границ внешнеэкономического комплекса Брянской области, укрепление внешнеэкономических и внутренних хозяйственных взаимосвязей.
Временное разграничение данных этапов во многом носит условный характер, они будут развиваться параллельно. Тем не менее, каждый период преобразования внешнеэкономического комплекса Брянской области будет характеризоваться преобладанием присущих ему закономерностей, что должно быть учтено при определении направления развития ВЭД региона.

2.3. Направления развития внешнеэкономической деятельности Брянской области

При определении направлений развития внешнеэкономического комплекса Брянской области в стратегическом плане следует стремиться к индустриализации экспорта и повышению в нем доли услуг. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе следует считаться с известной инерционностью экономики региона и с острой международной конкуренцией на рынках промышленных товаров. Поэтому основой экспорта Брянской области на эту перспективу останутся товары с относительно невысокой степенью переработки, и совершенствование структуры региональной внешнеэкономической деятельности необходимо осуществлять на базе уже имеющегося экспортного потенциала. С учетом этого в качестве основных направлений реконструкции внешнеэкономического комплекса выделяются следующие направления:
определение профиля международной специализации Брянской области;
определение перспективных направлений использования внешнеэкономического фактора для стабилизации, реконструкции и развития хозяйственного комплекса Брянской области;
формирование территориально-географических приоритетов ВЭД Брянской области;
совершенствование механизма управления внешнеэкономическим комплексом Брянской области.

2.3.1. Определение профиля международной специализации Брянской области

В условиях ужесточающейся конкуренции на мировом рынке успешная стратегия ВЭД может быть сформирована лишь на основе определения перспективных направлений специализации региона в изменившихся экономических условиях. В частности, должны быть определены приоритеты развития экспортного комплекса Брянской области, то есть, секторов экономики, ориентированных преимущественно на внешний рынок и доли рынка промышленных и потребительских товаров, которая может быть сформирована за счет импорта. Решение этой задачи позволит сконцентрировать имеющиеся и привлекаемые ресурсы на ключевых направлениях развития хозяйственного комплекса Брянской области, в том числе его внешнеэкономической составляющей, и обеспечит устойчивое и эффективное развитие экономической системы региона в структуре мирохозяйственных связей. В свою очередь, для этого необходимо:
определить экономическую эффективность экспорта продукции, производимой предприятиями экономического комплекса по отраслям, товарным группам и отдельным товарам и услугам;
изучать и разрабатывать прогнозы изменения мировой конъюнктуры на основные группы товаров, экспортируемых предприятиями Брянской области;
определить экономическую эффективность импорта при формировании различных секторов регионального рынка;
разработать методику комплексной оценки влияния расширения экспорта и импорта продукции по отраслям, товарным группам, отдельным товарам и услугам на состояние и перспективы развития всего хозяйственного комплекса Брянской области.

2.3.2. Определение перспективных направлений использования внешнеэкономического фактора для стабилизации, реконструкции и развития хозяйственного комплекса Брянской области

Усиливающееся обособление внешнеэкономического комплекса региона приводит к определенному ухудшению ситуации во многих перспективных отраслях специализации Брянской области. Для преодоления данной тенденции необходима разработка механизма, обеспечивающего расширение рынков сбыта продукции предприятий, ориентированных преимущественно на внешний рынок, реконструкцию производственных фондов этих предприятий и повышение конкурентоспособности производимой ими продукции. Поставленная задача может быть решена как в ходе диверсификации и изменения структуры экспортного комплекса, так и в процессе развития импортозамещающих производств (в том числе и с участием зарубежных партнеров). В первом случае речь идет о повышении степени переработки экспортируемой продукции путем кооперации с другими (не экспорто-ориентированными) предприятиями Брянской области, во втором - о создании условий, способствующих размещению производства конкурентоспособной продукции на территории региона.
Для реализации указанных решений необходимо:
проведение анализа основных технологических потоков переработки продукции, экспортируемой предприятиями Брянской области. Определение возможностей использования промышленного потенциала области для повышения степени переработки экспортируемой продукции и расчет экономической эффективности такого повышения для каждого участка технологической цепи;
определение организационно-финансовых механизмов кооперации предприятий с другими предприятиями Брянской области, обеспечивающих сохранение и повышение экономической эффективности экспорта при увеличении степени переработки экспортируемой продукции;
анализ состояния и динамики внешних рынков сбыта продукции, производимой предприятиями Брянской области, и определение возможных объемов ее экспорта;
исследование структуры регионального рынка импортной продукции применительно к основным товарным группам и отдельным товарам и оценка конкурентоспособности аналогов, производимых предприятиями Брянской области;
определение возможностей использования производственного потенциала предприятий Брянской области при установлении кооперационных связей с фирмами - производителями импортной продукции, представленной на региональном рынке;
разработка и реализация системы мер экономического, юридического и организационного характера, направленных на активизацию участия предприятий региона в формировании экспорта и в развитии импортозамещающих производств.

2.3.3. Формирование территориально-географических приоритетов ВЭД Брянской области

Выбор приоритетов развития внешнеэкономических связей области должен учитывать экономическую (конкурентоспособность, выгодность, эффективность, платежеспособность, хозяйственную взаимодополняемость и т.п.) и геополитическую (наличие общих границ, интересов, сходных этнических групп, потенциал партнера и т.п.) составляющие. Анализ соответствующих факторов позволяет прогнозировать следующие направления развития географической структуры ВЭС Брянской области:
1. В условиях сохранения в ближайшей и среднесрочной перспективе в товарной структуре экспорта Брянской области продукции машиностроительного комплекса и в связи со спросом на данную продукцию в странах СНГ одним из основных рынков сбыта традиционной экспортной продукции Брянщины должен оставаться рынок этих стран. Особую значимость здесь приобретает расширение внешнеэкономических связей с Украиной, Белоруссией, Молдавией, республиками Закавказья, Казахстаном и странами Центральной Азии, в совокупности формирующих сегодня около 50% экспортного и более 70% импортного рынка области. При расширении ВЭС с этой группой стран необходимо преодолеть отрицательный баланс внешнеторгового оборота со следующими странами: Белоруссией, Украиной, Молдавией, Азербайджаном и Киргизией.
2. При акцентированной ориентации стран Восточной Европы на сотрудничество с ЕС должно быть сохранено все положительное, что было накоплено во взаимоотношениях с ними за годы деятельности СЭВ. В первую очередь это относится к укреплению кооперационных связей с Польшей, Болгарией, Венгрией, Чехией, Словакией, Словенией, Румынией, а также странами Балтии. В настоящее время доля этих стран составляет 15% экспортного и 3% импортного товарооборота Брянской области, что свидетельствует о наличии значительного потенциала ВЭС с этой группой стран. Для их расширения целесообразно активизировать инвестиционную политику области в ее внешнеэкономическом аспекте, в первую очередь по отношению к местным предприятиям, ориентированным на рынок Брянской области.
3. В условиях усиливающейся потребности экономики Брянской области в импорте высоких технологий целесообразно укреплять связи Брянщины со странами Западной Европы (Германия, Италия, Франция, Дания, Бельгия, Австрия и др.) и США. В совокупности они формируют более 50% современного экспортного и 27% импортного рынка продукции региона. В нынешних условиях следует стараться наращивать экспорт транспортных услуг в эти страны, а также интегрироваться в различные международные производственные проекты.
4. При решении задачи оптимизации структуры потребительского импорта путем его перемещения из стран зарубежной Европы на более дешевые рынки стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона особую значимость приобретают внешнеторговые отношения Брянской области со странами Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, а также с Китаем, в настоящее время обеспечивающих лишь 5% экспортного и 2% импортного товарооборота области.
5. Необходимость увеличения доли товаров с высокой степенью переработки в общей структуре экспорта Брянской области обуславливает целесообразность расширения сотрудничества с развивающимися странами Африки и Латинской Америки. Сегодня экспорт в этот регион ограничен лишь двумя странами Африки (Алжир, Египет), но уже составляет 15%. Необходимо шире использовать возможности реализации на рынках других африканских стран продукции промышленного экспорта региона, в первую очередь на рынках капитального строительства.
Выделенные территориально - географические приоритеты развития ВЭС могут быть реализованы только при стимулировании их освоения предприятиями области. Инструментами стимулирования должны стать экспортные кредиты и гарантии, налоговые льготы, взаимовыгодный обмен внешнеэкономической информацией, формирование механизма взаиморасчетов со странами с неконвертируемой валютой.

2.3.4. Совершенствование механизма управления внешнеэкономическим комплексом Брянской области

Решение задач оптимизации внешнеэкономического комплекса региона и использования его потенциала для ускорения процессов реконструкции и развития производственного потенциала Брянской области требует усиления координации деятельности субъектов ВЭД на основе эффективной реализации ее приоритетов. Поэтому необходима реконструкция действующего механизма управления внешнеэкономическим комплексом региона с целью его адаптации к изменившимся экономическим условиям. Основными направлениями такой реконструкции должны стать:
оптимизация инфраструктуры ВЭД Брянской области. На основе выявления избыточных и недостающих функций организаций, действующих в сфере регулирования ВЭД, анализа структуры их взаимосвязей, определения складывающихся противоречий необходимо разработать систему мер, направленных на формирование целостного механизма управления ВЭД при главенствующей роли региональных органов власти;
усиление экономических рычагов управления деятельностью субъектов ВЭД. Перспективным направлением здесь может стать использование имущественных прав, связанных с остающимися в государственной собственности пакетами акций предприятий - экспортеров;
управление инвестициями, направляемыми на реконструкцию внешнеэкономического комплекса. Формой такого управления может стать предоставление гарантий инвесторам, участвующим в реализации приоритетных для Брянской области проектов и программ;
включение в международные соглашения, заключаемые органами власти Брянской области, положений, предусматривающих предоставление льгот и преференций субъектам ВЭД каждой из сторон, действующим в соответствии с утвержденными программами внешнеэкономического сотрудничества.

РЕЗЮМЕ

Реализация стратегии развития ВЭД Брянской области предполагает осуществление следующих мероприятий:
1. Разработка программы развития экспортного комплекса Брянской области, ориентированной на формирование оптимального профиля международной специализации региона в структуре мировых экономических связей.
2. Ежегодная разработка и представление в областную Думу одновременно с проектом областного бюджета перечня мер стимулирования ВЭД и определение объема бюджетных средств, направляемых на эти цели.
3. Изучение и анализ структуры ВЭД, изменения ее эффективности на уровне региона и отдельных предприятий, конъюнктуры мирового рынка и изменения торгово-политической ситуации для уточнения отраслевых и географических приоритетов развития ВЭД региона.
4. Проведение постоянного анализа внешнеэкономической деятельности предприятий Брянской области для своевременного устранения проблем и препятствий в развитии их деятельности посредством использования управленческого потенциала региональных органов власти.
5. Согласование мер, направленных на развитие ВЭД, с целями и задачами настоящей концепции, при необходимости проведение экспертизы проектов областных законов и нормативных актов с точки зрения их влияния на условия развития внешнеэкономической деятельности.
6. Разработка анализа внешнеэкономической информации, функционирующей во взаимодействии с федеральными и зарубежными информационными центрами аналогичного профиля.
7. Широкое привлечение всех заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности к проведению совместных мероприятий по развитию внешнеэкономических связей Брянской области.

3. Меры стимулирования внешнеэкономической деятельности Брянской области

3.1 Финансово-экономические меры стимулирования экспорта, развития экспортного потенциала и импортозамещающих производств

Финансовая поддержка экспорта предприятий и организаций области, содействие развитию экспортного потенциала и импортозамещающих производств является одним из наиболее эффективных средств мобилизации внешнеэкономического потенциала Брянской области.
Для решения проблем ВЭД необходима координация действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций, призванных дополнять друг друга в вопросах регулирования и осуществления протекционистской политики в отношении участников ВЭД.
С учетом современного состояния экономики региона и актуальных проблем развития внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия ВЭД являются следующие:
правовое обеспечение предоставления администрацией области гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций - субъектов ВЭД;
содействие в организации предоставления гарантийных обязательств и страхования экспортных кредитов от коммерческих, банковских и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров;
изучение возможностей кредитования с участием средств областного бюджета ориентированных на экспорт изделий, освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе с использованием потенциала оборонных предприятий закупки оборудования для развития экспортных и импортозамещающих производств, кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления.
С учетом ограниченного объема средств, поддержку предприятий внешнеэкономического комплекса можно осуществить в первую очередь за счет кредитования оборотных средств производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию. Финансирование капитальных вложений в этот период может реализовываться как в рамках федеральных, так и областных инвестиционных программ. В этой связи необходимо обеспечить активное участие предприятий региона в конкурсах по размещению инвестиционных ресурсов.
С целью создания системы страхования кредитов, привлекаемых для обслуживания внешнеэкономической деятельности, целесообразно рассмотреть вопрос об образовании экспортно-импортного страхового общества, которое могло бы использовать механизм перераспределения рисков среди страховых компаний, включая зарубежные, повысить возвратность средств бюджетного кредитования, а также обеспечить пополнение собственных средств, которые могут и должны быть использованы в будущем для страхования процессов финансового обеспечения ВЭД в условиях ограниченной поддержки областных органов власти.
Одним из важных направлений стимулирования ВЭД региона, особенно экспорта товаров с высокой степенью переработки, является использование мер налогового регулирования. В этой связи в рамках совершенствования налоговой системы Брянской области и усиления ее стимулирующих функций целесообразно изучить возможные формы налогового поощрения (в рамках прав, предоставленных действующим налоговым законодательством) участников ВЭД для внесения обоснованных предложения в областную Думу, в том числе:
формирование системы налогового стимулирования с использованием механизмов свободных экономических зон (аэропорт "Брянск");
снижение ставок по доле налогов, зачисляемых в областной и местные бюджеты, рассмотрение возможности принятия подобных решений органами власти городов и районов области;
определение порядка исчисления и уплаты налога на прибыль в части доли областного бюджета предприятий - экспортеров готовой продукции, в первую очередь продукции машиностроения, с указанием кодов по ТН ВЭД;
освобождение экспортеров от уплаты налога на рекламу, осуществляемую в отношении экспортных товаров;
снижение размера государственной пошлины при рассмотрении в арбитражных судах исков, связанных с производством и последующим экспортом товаров и услуг.
С учетом принятия 1 части Налогового кодекса Российской Федерации, и, соответственно, изменения налогового законодательства, в том числе и льгот, проработать возможность оперативного внесения изменений в правовые акты области.
Целесообразно стимулирование производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования российскими участниками ВЭД оптимальных таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, необходимо изучить возможности стимулирования использования промышленного оборудования для производства экспортной продукции путем снижения ставки налога на имущество либо посредством его частичной компенсации через снижение иных обязательных платежей.
Целесообразно рассмотреть возможность эффективного использования предприятиями соглашений об избежании двойного налогообложения, а также применения схем оптимизации налоговых платежей с использованием лизинга и других экономических инструментов.
Финансовая поддержка экспорта предприятий и организаций области, содействие развитию экспортного потенциала и импортозамещающих производств в рамках настоящей концепции осуществляется, как правило, из средств областного бюджета, внебюджетных фондов, привлеченных средств на возвратной основе за плату через уполномоченные банки области.

3.2. Совершенствование правовой базы ВЭД

На современном этапе экономических преобразований необходимой основой формирования устойчивого и развивающегося внешнеэкономического комплекса является создание стабильной, реально функционирующей законодательной базы. Эта задача может решаться как путем активного участия органов управления Брянской области в совершенствовании федерального законодательства, так и с использованием возможностей, предоставленных региону в соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий.
В целях ускорения принятия законодательных актов, реально ставящих барьер на пути нелегального вывоза валюты, внести следующие предложения по совершенствованию механизма контроля:
ликвидация юридических лиц, занятых в ВЭД, возможна только после выполнения иностранными партнерами обязательств по контрактам, заключенным с данной организацией;
расчеты иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России, осуществляются только в российских уполномоченных коммерческих банках, если деятельность иностранных юридических лиц в России продолжается более месяца;
установить единый порядок регистрации и постановки на учет в соответствующих государственных органах представительств иностранных фирм.
На областном уровне в целях привлечения иностранных инвестиций в экономику региона, а также реализации системы предоставления гарантий администрации Брянской области по иностранным кредитам необходимо принятие законов:
о мерах финансово-экономического и иного стимулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Брянской области;
о создании фонда поддержки предприятий - экспортеров и предприятий - производителей импортозамещающей продукции;
о предоставлении гарантийных обязательств и страховании кредитов от коммерческих и политических рисков;
о создании страхового фонда экспортно-импортных операций с участием администрации области, банков, предприятий.

3.3 Организационные мероприятия поддержки ВЭД предприятий области

Неотложные вопросы развития экспорта связаны с улучшением информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. В этих целях необходимо осуществить реализацию областной концепции информационной системы ВЭД в регионе, включающей в себя банки данных организаций, занимающихся ВЭД (комитет по внешнеэкономической и инвестиционной деятельности администрации области, уполномоченный Министерства торговли России по Брянской области, Брянская таможня, Брянская ТПП и другие), финансируемой на паритетных началах за счет предпринимателей, предприятий и средств бюджета. В ближайшее время следует разработать принципы создания и функционирования такой системы.
Совершенствованию ВЭД области будет способствовать осуществление следующих мероприятий:
создание концепции информационной системы ВЭД в регионе;
подготовка и издание каталога пустующих зданий и помещений в городе и области;
создание центра информационно-консультационного содействия ВЭД, обеспечивающего эффективное и оперативное представление информации;
создание и развитие системы анализа информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом производственном и предпринимательском опыте с использованием возможностей научно-исследовательских центров и высших учебных заведений области;
подготовка и издание каталога инвестиционных проектов области на русском и английском языках;
организация и проведение ежегодных выставок инвестиционных проектов с приглашением представителей банков, инофирм;
разработка и внедрение единой политики администрации области в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.
Одним из направлений государственной поддержки экспорта является содействие в продвижении российской продукции на внешние рынки. Поэтому следует шире использовать традиционные и новые формы рекламы отечественных товаров с целью их продвижения на внешнем рынке, использовать технические и иные возможности Торгово-промышленной палаты, провайдеров сети "Интернет", торговых представительств Российской Федерации за рубежом для организации презентаций экспортной продукции предприятий области
Необходимо на уровне администрации области установить взаимодействие с учреждениями, представляющими интересы России за рубежом.
Важным элементом политики стимулирования экспорта является организация рекламных кампаний в поддержку экспортеров, включая награждение лучших из них. С этой целью необходимо разработать порядок проведения конкурсов и премирования субъектов внешнеэкономической деятельности (как юридических, так и физических лиц), добившихся положительных результатов в развитии экспорта на протяжении ряда лет.
Для обеспечения выполнения целей и задач концепции необходимо разработать систему подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ряд позитивных факторов свидетельствует об актуальности и целесообразности дальнейшего развития подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела на базе Брянской государственной инженерно-технологической академии и других вузов города для Западного региона Российской Федерации, включающего в себя Смоленскую, Брянскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и отчасти Калужскую области.
К ним относятся географическое положение города и области, наличие опыта сотрудничества с Брянской таможней, Западной региональной таможенной лабораторией, дочерним государственным предприятием "Ростэк-Брянск" и другими.
Организация подготовки кадров в этом направлении позволит повысить престиж системы высшего образования в г. Брянске. Открытие новых специальностей дает основание для увеличения плана приема за счет студентов, направленных из приграничных районов Брянской и других областей региона.
Для этого целесообразно:
разработать областную программу подготовки специалистов в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности;
организовать подготовку кадров по внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности и обеспечить открытие перспективных для региона специальностей в вузах города;
разработать систему подготовки и повышения квалификации специалистов по внешнеэкономической деятельности при администрации области.
В целях совершенствования работы таможенных органов необходимо реализовать комплекс мероприятий по законодательному, структурному, управленческому, кадровому, инфраструктурному и информационно-техническому направлениям деятельности:
совершенствование законодательной и формирование необходимой нормативно-правовой базы таможенной деятельности;
упрощение, унификация и совершенствование процедуры таможенного оформления и контроля;
сокращение временных затрат при оформлении товаров и транспортных средств;
круглосуточная работа пограничных пунктов пропуска и взаимодействие с иными контролирующими и правоохранительными органами;
создание центра таможенного оформления;
совершенствование имеющейся материально-технической базы пунктов пропуска по видам, объемам и качеству обслуживания участников ВЭД;
модернизация материально-технической базы Брянской таможни;
развитие и укрепление околотаможенной инфраструктуры с целью
оказания максимума необходимых услуг для участников ВЭД. перевозчиков товаров;
расширение применения современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций для таможенного оформления и таможенного контроля;
повышение эффективности управления и совершенствование кадровой работы.
Осуществление указанных организационно-правовых и специальных мер стимулирования ВЭД потребует определенных расходов. Их сумма будет невелика, поскольку соответствующие мероприятия, как правило, не являются высоко затратными и могут осуществляться поэтапно, совместно с заинтересованными предприятиями и их объединениями.

3.4 Основные направления привлечения инвестиций в реконструкцию и развитие внешнеэкономического комплекса Брянской области

Администрация Брянской области в соответствии с Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации исходит из необходимости использования следующих общих подходов:
дальнейшая последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних накоплений предприятий для финансирования инвестиционных проектов;
использование областных средств только для финансирования целевых областных программ и исключительно на конкурсной основе с обязательным проведением предварительной экспертизы качества инвестиционного проекта;
применение механизма долевого участия бюджета области совместно с частными инвесторами для реализации экономически эффективных проектов;
приватизация тесно увязывается с задачей стимулирования инвестиций;
максимальное использование средств мелких вкладчиков через различные типы институциональных инвесторов (инвестиционные фонды, банки, пенсионные и страховые компании), а также поддержание усилий предприятий по привлечению финансовых средств путем эмиссии акций и других ценных бумаг;
реализация системы мер, направленных на стимулирование иностранных инвестиций, которая включает в себя совершенствование законодательной базы, предоставление иностранным инвесторам льгот при осуществлении капиталовложений в приоритетные отрасли и регионы, совершенствование форм привлечения капитала, улучшение организации работы с инвестициями, частичная финансовая поддержка крупных объектов, создаваемых при иностранном участии, предоставление гарантии и так далее.
Целесообразно с 1999 года проводить кампанию по открытию области для иностранных инвесторов, нацеленную на поддержку иностранных инвестиций в сферу импортозамещающих и экспорто-ориентированных производств с последующим переводом этой работы в постоянный режим возобновляемых усилий по информационному обеспечению иностранных инвесторов пакетом предложений по проектам и другой необходимой информацией (федеральное и местное законодательство, маркетинговое исследование, банковская и финансовая инфраструктура в регионе, оценка инвестиционного климата по отраслям, учет культурного и образовательного уровня их развития и т.д.).
Для совершенствования форм привлечения иностранного капитала необходимо:
разрабатывать и внедрять перспективные формы привлечения иностранного капитала в экономику области и рекомендации по их применению с учетом приоритетов развития ВЭД, а также целей структурных изменений внешнеэкономического комплекса;
разрабатывать методические рекомендации по предпроектной (технико-экономические обоснования, бизнес - планы) и проектной документации, соответствующей международным требованиям. Организовывать конкурсы инвестиционных проектов развития экспорто-ориентированных производств с последующим их включением в региональную и федеральную инвестиционную программы;
совершенствовать механизм создания совместных предприятий на базе объединения капиталов российских и иностранных предприятий, организаций или физических лиц;
обеспечивать правовой режим участия иностранных инвесторов в приватизации на современном этапе в приобретении иностранными юридическими и физическими лицами акций российских предприятий, определять механизм использования иностранной технической помощи и иностранных кредитов, предоставляемых в целях поддержки в послеприватизационный период их деятельности и привлечения;
контролировать выполнение обязательств предприятий с иностранным участием по сохранению персонала предприятий, применять льготы и санкции, с этим связанные;
совершенствовать правовые и экономические условия реализации концессионных соглашений и соглашений о разделе проекции по мере определения законодательной базы;
отрабатывать схемы работы с иностранными банками;
содействовать процессу выработки межбанковских соглашений;
применять антимонопольные требования к процессу привлечения иностранных инвестиций в целях предотвращения возможного доминирования на рынках отдельных товаров;
принимать участие в разработке долгосрочных инвестиционных программ в рамках международной кооперации и интеграции производства;
совершенствовать формы и повышать эффективность использования средств технического и консультативного содействия по линии двухстороннего и многостороннего сотрудничества с зарубежными странами, прорабатывать вопросы использования этих средств на цели инвестиционного сотрудничества на этапах проектного финансирования, планов реконструкции предприятий, подготовки ТЭО и бизнес-планов.

3.5 Организация взаимодействия федеральных и региональных органов власти и организаций в процессе реализации концепции развития внешнеэкономической деятельности

Для формирования устойчивой основы согласования экономических интересов Российской Федерации и Брянской области расширить возможности использования потенциала внешнеэкономической деятельности для развития экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств. Одним из источников формирования средств, необходимых для решения этих задач, являются экспортные и импортные пошлины, а также акцизы и налоги на добавленную стоимость по импортным товарам. В настоящее время все поступления направляются в федеральный бюджет, что снижает заинтересованность региона в развитии внешнеэкономических связей и сужает возможности их расширения. Для преодоления этой ситуации необходимо использовать все права Брянской области как субъекта Федерации с целью решения вопроса о возможности полного или частичного использования этих поступлений для финансирования проектов развития экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств в рамках региональных и федеральных программ.
С целью обеспечения учета специфических интересов Брянской области при проведении федеральной внешней политики принимать постоянное участие в работе Консультационного совета при МИД России и Координационного совета при Министерстве торговли Российской Федерации, вынося на заседания этих органов предложения по совершенствованию международной и внешнеэкономической деятельности.
Для усиления координации действий по реализации представляемой концепции всех заинтересованных сторон создать совет по развитию международных связей, и внешнеэкономической политике при главе администрации Брянской области. С целью повышения эффективности управления и информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности в Брянской области создать действующий на постоянной основе региональный центр информационно-консультационного содействия внешнеэкономической деятельности.
Совместно с администрациями ряда городов области проработать вопрос о создании территориальных центров содействия развитию внешнеэкономической деятельности.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru