Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Брянской областной налоговой инспекции от 16.01.2000
"НАШЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 16 января 2000 года

НАШЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ

   ------------------------------------------------------------------

Вопрос: Как заплатить поменьше налогов?
   ------------------------------------------------------------------

Ответ: Этот вопрос одинаково часто задают себе и российский бизнесмен, и законопослушный американец. Только ответ на него они ищут и находят совершенно разными способами. Первый всеми силами пытается обмануть государство, второй с законом не шутит, а сэкономить на налогах старается вполне легально - на доскональном знании налогового законодательства. Причем, вооружиться налоговыми знаниями там не считают лишним ни тот, кто ворочает миллионами, ни самый рядовой гражданин, раз в год сдающий налоговую декларацию.
Для большинства же россиян налоговое законодательство - дремучий лес. До курьезов доходит. Любопытства ради пытала на днях брянских прохожих вопросом: "Что такое НДС?" Видимо, в разгаре предвыборных страстей, с десяток опрошенных пытались угадать в этой аббревиатуре название новой политической партии - народная? демократическая? социалистическая?...
А ведь налог на добавленную стоимость (именно так расшифровывается НДС) самым кровным образом затрагивает наши с вами кошельки. Во-первых, потому что он является одним из главных источников доходов государства: например, в Брянской области по итогам 9 месяцев он составил 33,1% поступлений во все уровни бюджетной системы, намного опередив следующий за ним по сумме налоговых поступлений налог на прибыль (18,9%). Во-вторых, все мы с вами, сами того не подозревая, уплачиваем его, совершая практически любую покупку или оплачивая услуги. Именно поэтому НДС именуется косвенным налогом - налогом на потребление.
Так что же такое налог на добавленную стоимость? Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров, работ и услуг. Сумма, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, подлежащих отнесению на издержки производства. НДС - один из самых молодых косвенных налогов. По мнению ученых, история развития налогов не знает другого такого примера, чтобы налог так быстро перешел из области теории в практику, и занял среди косвенных налогов доминирующее положение в бюджете большинства стран мира. Схема его взимания была предложена в 1954 году французским экономистом М.Лоре, и в 1958 году НДС вошел в налоговую систему Франции. Сегодня он - важнейшая составная часть налоговых систем более чем 40 государств. На его долю приходится в среднем 13,8% доходов бюджетов и 5,5% ВВП. Наибольшее количество поступлений он дает на своей родине, во Франции (45%).
Важно отметить, что в большинстве зарубежных стран налог на добавленную стоимость устанавливался с целью параллельной отмены всех других косвенных многоступенчатых налогов. Отчасти оттого, что в России при введении НДС полностью пренебрегли этим правилом, этот налог вызвал бесконечные дискуссии, не прекращающиеся с момента его введения в 1992 году, по сей день.
Прямо противоположные мнения высказываются экономистами о налоговых ставках и льготах, о механизме взимания в отдельных отраслях хозяйства, об облагаемой базе. Не совсем заслуженно на него пытаются даже взвалить всю ответственность за тяжелую экономическую ситуацию, сложившуюся на большинстве российских предприятий. Разброс мнений связан, прежде всего, с внутренней противоречивостью налога на добавленную стоимость.
С одной стороны налог очень удобен для выполнения фискальной функции: устойчивая база обложения, деньги поступают в бюджет задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции, работ или услуг населению и при любой их перепродаже. От уплаты НДС сложнее уклониться, чем от уплаты прямых налогов, того же налога на прибыль, которую всеми способами пытаются сокрыть. Кроме того, налогоплательщик не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при приобретении сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку свои затраты он перекладывает на покупателя.
Процесс переложения налога заканчивается на последнем потребителе, который "заплатит за все". А последним потребителем оказывается все российское население, который год гадающее "с какого потолка" берутся шальные цены. Разумеется, взваливать всю вину на НДС несправедливо, свою лепту он в этот процесс внес. Входя в цену продукции, налог на добавленную стоимость усиливает инфляционные процессы. Напомним, что введен он был в момент возникновения сильнейшей инфляции.
Справедливости ради нужно отметить, что российское правительство попыталось отчасти смягчить ценовой удар, установив льготную ставку НДС по целому перечню социально - значимых товаров. Перечень этот не раз пересматривался, то увеличиваясь, то сокращаясь. Последний раз это произошло нынешним летом, а с 2000-го года обязанность утверждать льготы по этому налогу собирается взять на себя в законодательном порядке Государственная Дума. На настоящий момент действует перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации и включающий в себя некоторые виды сельскохозяйственной продукции и детских товаров. Но в целом, способствуя дополнительному росту цен, вернее, делая его вынужденным, налог на добавленную стоимость отчасти снижает конкурентоспособность продукции, приводит к уменьшению платежеспособного покупательского спроса.
Это и есть вторая сторона медали и не считаться с ней нельзя, если учитывать интересы стратегического развития современной российской экономики, требующие решений, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей, на повышение их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.
Намечавшиеся налоговые реформы этого года предусматривали самые кардинальные меры по изменению ставок налога на добавленную стоимость. Сегодня общая ставка НДС установлена в размере 20%, льготная - 10%. Первоначально речь шла об уменьшении общей ставки НДС до 10% но, пройдя три чтения Государственной Думы, планка остановилась на 15-ти, к которым мы должны были перейти уже с 01 июля 1999 года. Однако в процесс российского законотворчества вмешался МВФ, отказавшийся в случае снижения ставки НДС выдавать России очередной кредит, поскольку выпадение доходов из российского бюджета в этом случае было бы немедленным и болезненно ощутимым. Интересы отечественных производителей на неопределенное время снова оказались забыты ради получения сиюминутного финансового результата.

Отдел информации УМНС РФ
по Брянской области
С.МОХОРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru