Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Брянской области от 16.03.1998 № 10-З
(ред. от 05.04.2000)
"О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Брянской областной Думой 27.02.1998)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Брянские известия", № 77 - 78, 21.04.1998,
"Брянский рабочий", № 95, 11.04.1998.



Утратил силу в связи с изданием Закона Брянской области от 11.02.2002 № 6-З.



16 марта 1998 года № 10-З

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Брянской областной Думой
27 февраля 1998 года

(в ред. Закона Брянской области
от 05.04.2000 № 19-З)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан, проживающих на территории Брянской области, на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Занятость граждан

1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и Брянской области и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Статья 2. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
занимающиеся предпринимательской деятельностью;
Абзац 4 исключен. - Закон Брянской области от 05.04.2000 № 19-З.
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
(Абзац введен Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, самостоятельно ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Отдельные категории граждан дополнительно представляют:
беженцы и вынужденные переселенцы - удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие их регистрацию по месту жительства; граждане, обращающиеся по месту пребывания - документ, подтверждающий их регистрацию по месту пребывания; граждане, имеющие ограничения по состоянию здоровья, препятствующие выполнению работ по имеющейся профессии (специальности) - соответствующий документ учреждения здравоохранения.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к наказанию в виде лишения свободы.
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
(Абзац введен Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ,
уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.
(Абзац введен Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
4. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в Брянской области в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

1. Брянская область проводит государственную политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту)); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования; молодежи из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;
координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории области и Российской Федерации и иностранных граждан на территории области, соблюдение международных трудовых норм.

Статья 6. Законодательство Брянской области о занятости населения

1. Отношения в сфере занятости населения в Брянской области регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", настоящим Законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Брянской области, регулирующими отношения в сфере занятости.
2. Законодательство Брянской области о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения

1. Органы государственной власти Брянской области в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом и другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В этих целях органы государственной власти Брянской области осуществляют:
разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение массовой безработицы на территории области;
принятие законов и иных нормативных правовых актов, применяющих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения к регулированию ее на территории области;
разработку и финансовое обеспечение региональных целевых программ в области содействия занятости населения;
контроль за формированием и целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, в том числе средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости Брянской области;
соблюдение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам занятости населения;
создание механизма контроля по выявлению лиц, получающих пособие по безработице обманным путем.
Порядок отнесения муниципальных образований к критическим по состоянию на рынке труда определяется администрацией области.
2. Органы государственной власти Брянской области в связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на территории области, разрабатывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и созданию новых рабочих мест, организации временных и общественных работ, определению других критериев подходящей работы по сравнению с теми, которые установлены пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, упрощенной регистрации (перерегистрации) безработных граждан, изменению порядка и условий назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий и другие мероприятия. Порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определяется Правительством Российской Федерации.
(п. 2 введен Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
3. К полномочиям органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:
разработка и реализация программ содействия занятости населения;
организация с целью обеспечения занятости населения общественных оплачиваемых работ за счет средств областного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств, а также по решению органов местного самоуправления - за счет собственных средств;
получение от предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории района, города сведений о высвобождении работающих; заслушивание сообщений руководителей предприятий, учреждений, организаций по этим вопросам;
разработка и реализация мероприятий, способствующих стабилизации положения на рынке труда в случаях осложнения ситуации с занятостью населения, включая предупреждение массовых увольнений, сохранение действующих и создание новых рабочих мест;
применение права в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.
Решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, продления сроков выплаты и увеличения размеров пособия по безработице, стипендии в период обучения, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах за счет средств соответствующих бюджетов.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)

Раздел II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

Статья 8. Право граждан на выбор места работы

1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (юридическое либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости

1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.
2. Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Статья 10. Право граждан, проживающих на территории Брянской области, на профессиональную деятельность за пределами области и территории Российской Федерации

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории области, Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц

Граждане вправе обжаловать решения, действие или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Раздел III. ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

Статья 12. Гарантии законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти Брянской области в реализации права граждан на труд

1. Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти Брянской области в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантируют гражданам:
свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с различными режимами труда;
охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
2. Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти Брянской области в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантируют безработным гражданам:
бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
обеспечение социальной поддержки;
компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Проведение медицинского освидетельствования при приеме на работу осуществляется за счет средств работодателя;
возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для инвалидов и отдельных категорий населения

1. Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти и органы местного самоуправления Брянской области обеспечивают дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Механизм введения квоты определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
3. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья ( улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Статья 14. Квотирование рабочих мест для других категорий граждан в Брянской области

1. Квота для приема на работу других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливается в соответствии с настоящим Законом.
Квотирование рабочих мест (квота) - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации независимо от формы собственности, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
По квотам работодатели обязаны принимать на работу особо нуждающихся в социальной защите безработных граждан следующих категорий:
молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущую работу:
одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей - инвалидов;
лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
инвалидов;
освобожденных из мест лишения свободы;
выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования;
молодежь из числа сирот и лишенную попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих;
беженцев, вынужденных переселенцев;
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
граждан, имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Приоритетным правом при трудоустройстве на квотируемые рабочие места пользуются: молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; лица, освобожденные из мест лишения свободы; выпускники учреждений профессионального образования.
2. Квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, устанавливаются ежегодно органами местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа Государственной службы занятости населения, органа по труду и общественных организаций в абсолютных цифрах и по согласованию с работодателями.
О введении квоты исполнительный орган местного самоуправления информирует работодателя и орган службы занятости населения не позднее 3-х дней с момента ее принятия. Работодатели исполняют решение исполнительного органа местного самоуправления в месячный срок с момента получения письменного сообщения. Работодатели в соответствии с установленной квотой выделяют необходимое количество рабочих мест для трудоустройства указанных категорий граждан в первую очередь.
Органы службы занятости населения заключают договоры с работодателями для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с установленной квотой.
Квота может устанавливаться организациям независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности при численности работающих более тридцати человек. Квота исчисляется в процентах к среднесписочной численности организации и не может быть более пяти процентов ее.
3. Работодатели обязаны принимать безработных на работу по квотам как по направлениям службы занятости, так и самостоятельно, с уведомлением службы занятости, с приложением документов о приеме на работу. Трудоустройство по квоте осуществляется по трудовому договору (контракту).
Отказ работодателя в приеме на работу безработного, направленного службой занятости по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде.
Новые рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, создаются за счет средств работодателей с привлечением средств соответствующего местного бюджета, а также средств Государственного фонда занятости и территориального фонда социальной поддержки населения. В создании новых рабочих мест для безработных граждан могут участвовать на договорных началах работодатели, органы местного самоуправления и службы занятости населения. Органы местного самоуправления могут предоставлять работодателям в аренду на безвозмездных или льготных условиях или бесплатно нежилые помещения для создания рабочих мест по квоте.
Ликвидация рабочих мест, созданных в рамках квот, производится после согласования с исполнительными органами местного самоуправления и с уведомлением органов службы занятости населения.
4. Организациям, трудоустраивающим в пределах установленной им квоты граждан из категории особо нуждающихся в социальной защите, предоставляется следующая льгота по платежам:
сумма налога на прибыль, направляемая в областной бюджет, снижается на величину затрат, понесенных организацией на трудоустройство каждого гражданина указанной категории. При этом величина снижения налога на прибыль не должна превышать 50-кратной величины законодательно установленного минимального размера оплаты труда.
5. Механизм введения квоты и порядок предоставления налоговых льгот работодателям, обеспечивающим условия производственной деятельности для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, определяются администрацией области.

Раздел IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 15. Регулирование занятости населения

1. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения органы государственной власти Брянской области в пределах своей компетенции участвуют в осуществлении государством:
разработки мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правового регулирования в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшего совершенствования законодательства о занятости населения;
разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
создания государственной службы занятости населения на территории области.
2. Органы государственной власти Брянской области и местного самоуправления на ее территории осуществляют;
совместно с вышестоящими органами государственной службы занятости формирование ее территориальных органов;
разработку и реализацию территориальных программ содействия занятости населения.

Статья 16. Государственная служба занятости населения Брянской области

1. Государственная служба занятости населения Брянской области входит в состав организационно самостоятельной федеральной государственной службы занятости населения.
Ее работу возглавляет областной орган государственной службы занятости, который для осуществления своих полномочий создает районные, городские, территориальные центры занятости населения.
2. Органы государственной службы занятости, созданные на территории области, не являются структурными подразделениями исполнительной власти области, органов местного самоуправления.
3. На территории Брянской области органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов представительной и исполнительной власти в пределах их компетенции.
4. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти области, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
5. Основными задачами органов службы занятости являются:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, как на территории области, так и в других регионах Российской Федерации;
организация при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан;
осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании;
оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
разработка областной, городских и районных программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
6. Органы службы занятости имеют следующие права:
запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
направлять работодателям, при наличии у них потребностей в рабочей силе, граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства;
разрабатывать и вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в трудоустройстве;
заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной при необходимости профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и работы;
направлять в установленном порядке безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам их семей;
взыскивать в бесспорном порядке с работодателей суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в фонд занятости, а также недоимок штрафов и иных санкций в соответствии с действующим законодательством.
7. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Статья 17. Статистическая отчетность и информация о занятости населения

Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Брянской области применяется государственная статистическая отчетность.
Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

Статья 18. Привлечение на территорию Брянской области иностранной рабочей силы

Привлечение и использование на территории Брянской области иностранной рабочей силы осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами территории Российской Федерации

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан за пределами территории Российской Федерации, осуществляется на территории Брянской области только российскими юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Лицензирование деятельности по содействию занятости населения

Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти Брянской области при наличии заключения областного органа государственной службы занятости.

Статья 21. Координационные комитеты содействия занятости населения

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на уровнях области, городов и районов в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.

Статья 22. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.
2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:
вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;
содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и иных представительных органов работников.
4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, их органов или иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
6. Предложения профессиональных союзов, иных представительных органов работников в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 23. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения

1. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных настоящим Законом, и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, других уполномоченных банков.
Органы местного самоуправления области в целях обеспечения адресного финансирования мероприятий по содействию занятости населения создают целевые фонды за счет: средств областного и местных бюджетов, внебюджетных фондов; отчислений работодателей на создание рабочих мест и другие мероприятия; средств специализированных территориальных фондов и фондов социального страхования; добровольных взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц; средств, выплачиваемых по штрафным санкциям работодателями, допустившими нарушение требований настоящего Закона.
2. Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации.
3. Фонд занятости не является юридическим лицом, находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходуется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
4. Фонд занятости является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и федеральной государственной собственностью.
Средства фонда занятости не входят в состав федерального бюджета.
Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.
5. Средства фонда занятости, формируемые за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

Статья 24. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональное обучение безработных граждан должно осуществляться, как правило, с последующим трудоустройством после обучения или выдачей субсидии в случае обучения в целях организации предпринимательской деятельности.
2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) и участвовавшие (участвующие) в оплачиваемых общественных работах.
4. Органы образования по запросу областного органа службы занятости представляют информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве, а также согласовывают контрольные цифры приема учащихся и студентов.

Статья 25. Организация общественных работ

1. Органы исполнительной власти Брянской области, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.
Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
2. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
(Абзац введен Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
5. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств областного и местных бюджетов, фонда занятости.
6. Положение об организации общественных работ утверждается Правительством Российской Федерации.

Раздел V. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 26. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на территории Брянской области на основе:
соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
реализации мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
разработки и реализации социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
трудоустройства определяемого администрацией области и исполнительными органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
2. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, сроке, в течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке.
3. Работодатели в случае невыполнения квоты для приема на работу других категорий граждан , особо нуждающихся в социальной защите, вносят в фонд занятости обязательную плату:
в размере 100-кратной величины установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты гражданина моложе 18 лет;
в размере 50-кратной величины установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты из числа других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
4. Работодатели обязаны представлять органам службы занятости:
ежемесячно - сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
ежемесячно - информацию о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
в пятидневный срок со дня появления вакансий - информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
В случае непредставления органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодатели вносят в фонд занятости обязательную плату в размере 10-кратной величины установленного законом минимального размера оплаты труда.
Порядок представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей определяется администрацией области.
5. Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
6. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.
7. В случае отказа в приеме на работу гражданина, обученного за счет средств фонда занятости при наличии гарантии работодателя на его трудоустройство, последний возмещает службе занятости стоимость всех затрат на профобучение гражданина.
8. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Статья 27. Права работодателей

1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
2. Работодатели, трудоустраивающие на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных, общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют право на снижение налога на прибыль, зачисляемого в местный муниципальный бюджет, в размере установленного представительным органом местного самоуправления за каждого трудоустроенного сверх квоты.
3. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
4. При необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
5. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Раздел VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИЯ

Статья 28. Льготы и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций

Работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, при расторжении трудового договора предоставляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
При отсутствии у ликвидируемых организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, установленных законом.

Статья 29. Гарантии социальной поддержки безработных

1. Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти Брянской области в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантируют безработным:
выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Абзац 6 исключен. - Закон Брянской области от 05.04.2000 № 19-З.
2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
4. Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти Брянской области гарантируют оплату в размере установленного законодательством минимального размера оплаты труда за счет средств областного бюджета отпуска по беременности и родам женщинам, впервые ищущим работу и зарегистрированным органами службы занятости в качестве безработных в течение одного месяца после окончания очного курса обучения в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, других профессиональных образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости.

Статья 30. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости

1. В период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости гражданам выплачивается стипендия:
уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) - в размере 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
2. При наличии у гражданина, проходящего профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, лиц, находящихся на его содержании, размер его стипендии повышается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не менее чем на половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
3. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости выплачивается:
постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом при условии обучения на территории зоны - в повышенном на 20 процентов размере;
постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на территории зоны - в повышенном на 50 процентов размере;
постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории зоны - в повышенном на 100 процентов размере.
Финансирование расходов, связанных с выплатой стипендий в повышенном размере, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
4. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
5. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
6. Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
7. Органы службы занятости при необходимости и при наличии средств могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Статья 31. Порядок определения размеров пособий по безработице

1. Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
3. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не менее чем на половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
4. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие:
постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года - в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не ниже 50 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы - в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не менее двукратного размера установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
Финансирование расходов, связанных с выплатой к пособию по безработице дополнительного пособия, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
5. Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)

Статья 32. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 настоящего Закона.
3. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
(Абзац введен Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
4. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия, пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода.
(Абзац введен Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
5. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств фонда занятости не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
(Абзац введен Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
6. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.
7. Органы государственной власти Брянской области и местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты, повышения размеров выплат за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 33. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы, дающим право на пенсию по старости (по возрасту)

1. Гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.
3. Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из фонда занятости.

Статья 34. Размеры пособия по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 2б календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)

Статья 35. Размер пособия по безработице иным категориям безработных граждан

1. Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы и признанным в установленном порядке безработными, пособие выплачивается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
2. Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается:
уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Брянской области в установленном порядке, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)

Статья 36. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;
прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
переезда безработного в другую местность;
отказа от услуг службы занятости по личному письменному заявлению;
попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем. К лицам, получающих пособие по безработице обманным путем относятся: занятые граждане получающие пособие по безработице, лица, предоставившие в органы службы занятости фиктивные документы при регистрации: справку о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы, трудовую книжку или документ ее заменяющий, а также документы содержащие недостоверные сведения о трудовой деятельности;
осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
3. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством Российской Федерации;
(Абзац 3 и абзац 4 введены Законом Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
(в ред. Закона Брянской области от 05.04.2000 № 19-З)
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости;
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
временной нетрудоспособности безработного, а также нетрудоспособности, длящейся свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы;
отпуска по беременности и родам;
выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
5. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Статья 37. Материальная помощь

1. Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного настоящим Законом периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.
К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся лица:
получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;
находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально - технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка);
учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах - интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением.
2. При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Статья 38. Добровольное страхование на случай потери работы

Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством Российской Федерации.

Раздел VII. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

Статья 39. Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего Закона

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется уполномоченными на то государственными органами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.

Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Пункт 4 статьи 14, пункт 3 статьи 26, пункт 4 статьи 29 настоящего Закона вступают в силу с 1 июля 1998 года.
3. С момента вступления в силу настоящего Закона признается утратившим силу Закон Брянской области № 12-З от 21 марта 1996 г. "О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Брянской области для лиц, особо нуждающихся в социальной защите".

Глава администрации
области
Ю.Е.ЛОДКИН
г. Брянск
16 марта 1998 года
№ 10-З


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru