Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Брянского городского Совета народных депутатов от 14.04.2000 № 451
"О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БРЯНСКА НА 2000 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2000 г. № 451

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА БРЯНСКА НА 2000 ГОД

В целях реализации основных направлений государственной политики в сфере содействия занятости населения, обеспечения прав граждан, предусмотренных Законом РФ от 20.04.96 "О занятости населения в Российской Федерации", Брянский городской Совет народных депутатов постановил:
1. Принять "Программу содействия занятости населения города Брянска на 2000 год" (прилагается).
2. Администрации города Брянска (Тарусов) координировать работу предприятий, учреждений, организаций города в сфере содействия занятости населения в соответствии с Программой.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет по социальным вопросам (Чубчикова) и комитет по бюджету, финансам и налогам (Каплунов) городского Совета народных депутатов.

Председатель
Брянского
городского совета
народных депутатов
А.Д.БЛАКИТНЫЙ





Приложение
к Постановлению
Брянского городского
Совета народных
депутатов
от 14.04.2000 № 451

ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА БРЯНСКА
НА 2000 ГОД

Паспорт
программы содействия занятости населения
г. Брянска на 2000 год

Обоснование программы

- наличие достаточно высокого уровня безработицы;
- ограниченность применяемых активных форм содействия занятости;
- недостаточная адаптированность населения к условиям рынка;
- ограниченность средств фонда занятости;
- обеспечение правового
- регулирования в области занятости
населения.

Принятие решения о разработке программы

- Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской федерации" (ст. 14, 15) от 20.04.96.

Государственный заказчик

- администрация г. Брянска

Объекты программы

- параметры развития рынка труда;
- меры воздействия на рынок труда и регулирование занятости;

Цели

- Улучшение функционирования рынка труда, т.е. оптимизация соотношения между предложением и спросом на рабочую силу
- Повышение эффективности управления рынком труда
- Совершенствование организации работы службы занятости и других участников реализации программы

Задачи

- прогноз и оценка направленности развития рынка труда на среднесрочную перспективу;
- формирование стратегии деятельности органов местного самоуправления и службы занятости населения г. Брянска, препятствующей возникновению высокой и длительной безработицы, стимулирующей стремление незанятых граждан к активному поиску работы и обеспечивающей им необходимую социальную защиту;
- обоснование и согласование прогнозных расчетов по важнейшим целевым показателям программы;
- совершенствование организационных процедур, методов и технологий работы;
- развитие информационных систем, рекламы, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения.

Объемы и источники финансирования

Финансовые затраты на реализацию программы прогнозируются в сумме 47,458 млн рублей, в том числе:
- средства ГФЗН - 46,7 млн руб.;
- средства городского бюджета - 0,29 млн руб.;
- средства предприятий - 0,468 млн руб.

Исполнители

- органы службы занятости населения;
- работодатели;
- региональный учебный центр и учебные заведения;
- администрации города Брянска и его районов;
- профсоюзы.

Срок реализации

- 2000 год

Ожидаемые конечные результаты выполнения программы

Реализация программы позволит:
- сдержать уровень регистрируемой безработицы по г. Брянску в 2000 год в среднегодовом исчислении, не превышающем 2,0% и экономически активному населению;
- оказать посреднические услуги в подборе подходящей работы 13 тыс. человек;
- предоставить возможность получения профессиональной подготовки 1,1 тыс. человек;
- оказать профориентационные услуги и психологическую поддержку 6,25 тыс. человек, в том числе 3,4 тыс. безработных граждан, привлечь к участию в работе клубов ищущих работу - 340 человек;
- поддержать предпринимательскую инициативу 20 человек;
- обеспечить временную занятость 450 человек.

Контроль

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация г. Брянска совместно с районными отделами занятости.

ВВЕДЕНИЕ

Программа содействия занятости населения г. Брянска на 2000 год (далее именуется - Программа) разработана в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральной целевой программой социально - экономического развития Брянской области на 1998 - 2000 годы (постановление Правительства Российской федерации от 01 июля 1997 года № 785). Программа ориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в интересах структурных сдвигов в экономике, повышение эффективности труда, изменение трудового менталитета.
Подготовка Программы осуществлялась на основе прогноза социально - экономического развития г. Брянска на 1999 год, разработанного комитетом по экономической политике администрации г. Брянска, а также с учетом согласованных предложений администраций районов г. Брянска, в компетенции которых находятся различные аспекты регулирования трудовой сферы.
При разработке Программы учитывались другие целевые программы, регулирующие социально - трудовую сферу и действующие на территории г. Брянска. Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2000 год.
Программа реализует комплексный подход к решению проблем рынка труда. Она предполагает реализацию конкретных направлений содействия трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда.
Основное внимание в Программе уделяется сбалансированному решению экономических и социальных проблем перехода к эффективной занятости, имея в виду как содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчение социальных последствий неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы.

ЗАНЯТОСТЬ ТРУДА И РЫНОК

Основными причинами сокращения спроса на рабочую силу являются:
- падение объемов производства в предшествующие годы;
- процессы приватизации и акционирования, которые не всегда обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства и побуждают администрацию сокращать численность занятых.

ПРОГНОЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Прогнозируемый спрос на рабочую силу в 2000 году

Расширение сферы приложения труда зависит главным образом от роста производства, инвестиций и капитальных вложений.
Динамика экономических процессов в 1999 году свидетельствует о том, что г. Брянск вплотную подошел к переломной точке экономического развития. При продолжении активных рыночных преобразований последует переход в стадию постепенного экономического роста.
Ближайшая перспектива (2000 - 2001 годы), в течение которой ожидается переход к экономическому росту, будет характеризоваться в сфере занятости сочетанием инерционных процессов, переходящих из прошлых лет, и появлением новых тенденций или ускорением (углублением) позитивных изменений, обозначившихся в последние годы.
Главная особенность в развитии занятости и рынка труда на период до 2000 года будет заключаться в переходе к позитивной динамике основных количественных и качественных параметров трудовой сферы. Начнет расти производительность труда в ряде отраслей и уменьшаться накопленный потенциал скрытой безработицы, обозначатся позитивные сдвиги в профессиональной структуре занятых, повысится мобильность рабочей силы, а безработица, обусловленная кризисом производства, трансформируется в нормальную структурную безработицу.
В прогнозируемом периоде следует ожидать определенной перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы. При этом уменьшатся темпы снижения численности занятых в промышленности.
Одновременно прогнозируется достаточно устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта, связи (в части обслуживания населения), образования (прежде всего школьного), науки и научного обслуживания. В жилищно - коммунальном хозяйстве на занятость будут влиять два разнонаправленных фактора: с одной стороны - необходимость увеличения численности работников в связи с ростом объемов предоставляемых услуг в этой отрасли, а с другой - снижение потребности в дополнительных работниках в связи с ростом эффективности отрасли.
Значительная часть вакансий будет открываться в тех новых сферах профессиональной деятельности, работа в которых требует длительной специальной подготовки. Новые требования к качеству подготовки рабочей силы обусловливают необходимость серьезных перемен как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки высвобождаемых работников.
Предполагаемые положительные сдвиги в экономической конъюнктуре обусловят увеличение численности занятых в экономике области.
Вместе с тем не снижающиеся масштабы финансового кризиса, охватившего страну, начинают оказывать замедляющее воздействие на динамику занятости и рынка труда города, что может внести неблагоприятные коррективы в прогнозируемые показатели.

Потенциальное предложение рабочей силы

В 2000 году г. Брянск будет располагать значительным трудовым потенциалом. Увеличение трудового потенциала обусловлено, прежде всего, приростом численности населения трудоспособного возраста. Прирост численности населения трудоспособного возраста будет происходить за счет молодежи 16 - 29 лет и лиц предпенсионного возраста. Численность наиболее трудоактивной возрастной группы (30 - 49 лет) будет сокращаться на протяжении всего прогнозного периода.
Таким образом, предложение рабочей силы будет увеличиваться за счет молодежи и лиц старше 50 лет, которые испытывают наибольшие сложности с трудоустройством.
Предложение рабочей силы формируется также за счет лиц моложе и старше трудоспособного возраста. В прогнозируемом периоде предполагается сохранение стабильного спроса на рабочие места со стороны подростков и пенсионеров.
Сокращение абсолютной численности и доли лиц наиболее трудоактивного возраста неблагоприятно отразится на качестве рабочей силы, но при этом расширит возможности трудоустройства для менее конкурентоспособных категорий населения.
В 2000 году ожидается приток на территорию г. Брянска 150 беженцев и вынужденных переселенцев, более половины из них - в трудоспособном возрасте.
В этот же период планируется увольнение из Вооруженных Сил до 300 военнослужащих, которые прибудут в г. Брянск. Сохраняется стабильный спрос на рабочие места со стороны инвалидов. В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения г. Брянска в 2000 году приведут к сохранению высокого спроса на рабочие места. Помимо действия демографических факторов предложение рабочей силы увеличится по социальным и экономическим причинам.
В этих условиях возрастает роль регулирования ситуации на рынке труда.

Прогноз безработицы по г. Брянску

В соответствии с прогнозом социально - экономического развития области на 2000 год уровень общей безработицы в г. Брянске не будет превышать 6,8% численности экономически активного населения. Общая численность безработных составит:
- в 2000 году - 16,1 тыс. человек (6,8% численности экономически активного населения %).

Прогноз предложения рабочей силы в 1999 - 2000 годах

(тыс. чел)
   -------------------------------------T---------T-----------------¬

¦ ¦ 1999 г. ¦2000 г. (прогноз)¦
+------------------------------------+---------+-----------------¦
¦Экономически активное населения ¦ 263,3¦ 235,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+---------+-----------------+
¦Занято в экономике области ¦ 215,5¦ 212,6 ¦
¦(удовлетворенный спрос) ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+---------+-----------------+
¦Общая численность безработных ¦ 17,9¦ 16,1 ¦
¦(неудовлетворенный спрос) ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+---------+-----------------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+---------+-----------------+
¦зарегистрированных в органах службы ¦ 3,8¦ 3,75¦
¦занятости безработных ¦ ¦ ¦
¦(неудовлетворенный спрос) ¦ ¦ ¦
L------------------------------------+---------+------------------


Доля официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных возрастет с 26,6% в 1998 году до 28,6% в 2000 году.

Уровень общей и регистрируемой безработицы (%)

   ---------------------T---------------------T---------------------¬

¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
¦ +---------T-----------+---------T-----------+
¦ ¦ общая ¦ регистр. ¦ общая ¦ регистр. ¦
+--------------------+---------+-----------+---------+-----------+
¦ Бежицкий ¦ 9,0¦ 1,5¦ 9,4¦ 2,0¦
+--------------------+---------+-----------+---------+-----------+
¦ Советский ¦ 9,3¦ 1,8¦ 6,7¦ 1,3¦
+--------------------+---------+-----------+---------+-----------+
¦ Володарский ¦ 3,9¦ 1,6¦ 3,5¦ 1,3¦
+--------------------+---------+-----------+---------+-----------+
¦ Фокинский ¦ 5,5¦ 1,5¦ 5,2¦ 1,4¦
+--------------------+---------+-----------+---------+-----------+
¦ г. Брянск ¦ 7,6¦ 1,6¦ 6,8¦ 1,6¦
L--------------------+---------+-----------+---------+------------


Наиболее значительный рост уровня безработицы прогнозируется в Бежицком районе г. Брянска с 9,04% в 1999 году до 9,4% в 2000 году, при этом рост уровня регистрируемой безработицы предполагается от 1,5% до 2,0%.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА

1. Недостаточная реформированность всей трудовой сферы ведет к преобладанию неэффективной занятости, которая выражается в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени занятых, низкой эффективности труда и низких заработках значительных контингентов работающих, снижении в составе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности; отсутствии экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада и т.д.
2. Потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их перетока в неформальную занятость, часто не требующую прежней квалификации.
3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест наряду снижает возможности трудоустройства незанятых из-за увеличения числа рабочих мест, непрестижных для населения, ведет к росту травматизма и профессиональных заболеваний, поскольку увеличивается доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, физически и морально устаревших.
4. Снижающийся общий спрос экономики на рабочую силу, несмотря на признаки стабилизации производства и некоторое оживление активности в 1999 году в некоторых отраслях, что свидетельствует, с одной стороны, о лучшем использовании уже вовлеченной в хозяйственный оборот рабочей силы, а с другой - о явной недостаточности инвестиций, сохраняющемся недофинансировании бюджетного сектора экономики, задержках выплат из бюджета за выполненный госзаказ и др.
5. Система государственного профессионального образования медленно перестраивается, масштабы, структура и формы подготовки в недостаточной степени учитывают изменения в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе, система дополнительного обучения (дообучение, переподготовка и повышение квалификации) не стала еще массовой; слабую заинтересованность в повышении квалификации работающих и их переподготовке проявляют работодатели.
6. Трудоустройство отдельных социально - демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным. В 2000 году расширится контингент указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве. Вместе с тем сохраняется селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения.
7. Дифференциация районных рынков труда при ограниченных возможностях переливов рабочей силы по территории города и за его пределы свидетельствует о том, что динамика макроэкономических показателей, разработка перспектив развития и размещения отдельных отраслей и производств не нацелены пока на всесторонний учет фактора "людские ресурсы" и обеспечение занятости.

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Решение задач повышения качества рабочей силы, как составной части развития человеческих ресурсов предполагает:
- развитие системы общего и профессионального образования, направленной на профессиональную подготовку новой рабочей силы;
- восстановление и развитие внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, предоставление условий для самообучения;
- развитие услуг государственной службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения;
- развитие системы непрерывного образования, направленной на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;
- развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы.

Профессиональное обучение безработных граждан
и незанятого населения

Осуществляя активную политику содействия занятости населения, органы службы занятости г. Брянска в 1999 году направили на профессиональное обучение 1119 человек, что составило 110,2% к программе города и на 69 человек превысило уровень 1998 года. 1174 человек закончили профобучение, из них 1085 человек, или 92,4% трудоустроены.
В 2000 году профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения будет выполнять широкие экономические и социальные функции: в экономическом аспекте - развитие трудовых ресурсов города, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности; в социальном - повышение статусного положения гражданина в обществе и укрепление его позиции на рынке труда, что рассматривается как важнейшее средство защиты от безработицы.
Профессиональное обучение обеспечит повышение уровня трудоустройства безработных, будет способствовать сохранению рабочих мест, т.к. граждане будут направляться на обучение, как правило, только под гарантированные работодателями рабочие места, что, в свою очередь, приведет к снижению уровня безработицы.

Программа профессионального обучения

   --------------T--------------------------T-----------------------¬

¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
¦ +-----------T--------------+----------T------------+
¦ Район ¦ направлено¦ % от ¦ направить¦ % от ¦
¦ ¦ на ¦ численности ¦ на ¦предположит.¦
¦ ¦ обучение ¦регистрируемых¦ обучение ¦численности ¦
¦ ¦ чел. ¦ безработных ¦ чел. ¦безработных ¦
+-------------+-----------+--------------+----------+------------+
¦Бежицкий ¦ 377¦ ¦ 451¦ 15,0% ¦
+-------------+-----------+--------------+----------+------------+
¦Володарский ¦ 212¦ ¦ 189¦ 15,5% ¦
+-------------+-----------+--------------+----------+------------+
¦Советский ¦ 276¦ ¦ 207¦ 15,5% ¦
+-------------+-----------+--------------+----------+------------+
¦Фокинский ¦ 254¦ ¦ 257¦ 15,0% ¦
+-------------+-----------+--------------+----------+------------+
¦г. Брянск ¦ 1119¦ ¦ 1104¦ 15,25% ¦
L-------------+-----------+--------------+----------+-------------


Ориентируясь на объективные условия формирования завтрашнего профессионала, исходя из потребности в кадрах рынка труда и экономики города, изучая изменения профессионально - квалификационной структуры безработных граждан и учитывая потребность личности в образовании, районные г. Брянска отделы занятости самостоятельно определяют профессии и специальности для организации профессионального обучения безработных граждан по следующим отраслям и видам деятельности:
- промышленность (машиностроение, легкая и пищевая промышленность, металлургия, электроника, приборостроение),
- ремонтно - механическое обслуживание,
- строительство, транспорт,
- торговля и общественное питание,
- жилищно - коммунальное хозяйство,
- образование, здравоохранение и культура,
- предпринимательская и управленческая деятельность,
- сфера обслуживания населения,

Мероприятия районных отделов занятости
направляются на:

- увеличение объемов профессионального обучения и повышение уровня трудоустройства безработных граждан, прошедших профессиональное обучение;
- обеспечение повышения конкурентоспособности граждан, прошедших переподготовку и повышение квалификации;
- оптимизацию сроков и снижение стоимости обучения;
- обеспечение при направлении на обучение приоритетности интересов граждан, особо нуждающихся в социальной защите: лиц, продолжительное время не имеющих работы, молодежи, инвалидов, многодетных родителей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
- рациональное использование средств ГФЗН, изыскание новых, нетрадиционных источников финансирования затрат на профобучение;
- усиление взаимодействия с работодателями по опережающему обучению высвобождаемых работников;
- содействие незанятой молодежи в получении ею образования до начала трудовой деятельности;
- повышение эффективности работы с образовательными учреждениями по согласованию объемов и профилей подготовки кадров, проведению районных ярмарок учебных мест.
- привлечение к решению вопросов профобучения администраций районов, координационных комитетов содействия занятости населения;
- обобщение опыта работы отделов с привлечением средств массовой информации.

Профессиональная ориентация

Осуществляя основные направления развития государственной системы профориентации и психологической поддержки населения на территории области и города, органы службы занятости г. Брянска в 1999 году бесплатно предоставили профориентационные услуги 6990 гражданам, что составило 127% к программе города.
Достигнуты положительные изменения в инфраструктуре профориентационных услуг: в 1,3 раза больше населению города стало оказываться профконсультаций и услуг по психологической поддержке.

Программа профессиональной ориентации на 2000 год

   ------------T------------------------T---------------------------¬

¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
¦ +-----T-------T----------+-----T-------T-------------+
¦ ¦услуг¦в т.ч. ¦% от реги-¦услуг¦в т.ч. ¦ % от предпо-¦
¦ Район ¦всего¦безраб.¦стрируемых¦всего¦безраб.¦ ложительной ¦
¦ ¦ ¦гражда-¦безработ- ¦ ¦гражда-¦ численности ¦
¦ ¦ ¦ нам ¦ ных ¦ ¦ нам ¦ регистрир. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безработных ¦
+-----------+-----+-------+----------+-----+-------+-------------+
¦Бежицкий ¦ 2110¦ 1340¦ ¦ 2275¦ 1410¦ 47 % ¦
+-----------+-----+-------+----------+-----+-------+-------------+
¦Володарский¦ 2089¦ 746¦ ¦ 1175¦ 565¦ 47 % ¦
+-----------+-----+-------+----------+-----+-------+-------------+
¦Советский ¦ 1492¦ 1077¦ ¦ 1445¦ 620¦ 47 % ¦
+-----------+-----+-------+----------+-----+-------+-------------+
¦Фокинский ¦ 1299¦ 766¦ ¦ 1355¦ 805¦ 47 % ¦
+-----------+-----+-------+----------+-----+-------+-------------+
¦г. Брянск ¦ 6990¦ 3929¦ ¦ 6250¦ 3400¦ 47 % ¦
L-----------+-----+-------+----------+-----+-------+--------------


Главная задача программы - оказать всем гражданам, обращающимся в службу занятости, содействие в выборе сферы деятельности, оптимального направления профессионального обучения для последующего трудоустройства в соответствии с личными интересами, потребностями работодателей и рынка труда путем профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.
Мероприятия районных отделов занятости направляются на:
- увеличение объемов и качества услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, включая услуги по профессиональной информации, профессиональной консультации, договорам с работодателями и услуги учащимся общеобразовательных учреждений;
- улучшение нормативного, методического, материально - технического и программного обеспечения профориентационной деятельности;
- подготовку и повышение квалификации специалистов - профконсультантов, улучшение условий их труда, обеспечение рабочих мест мебелью, средствами связи, компьютерным оборудованием, отдельными кабинетами для приема клиентов;
- обеспечение приоритетного права на получение профориентационных услуг молодежи, не имеющей опыта профессиональной деятельности, гражданам, продолжительное время не имеющим работы, инвалидам и другим категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите;
- реализацию целевых программ психологического обеспечения деятельности работников службы занятости, увеличение объемов проведения групповых и индивидуальных психопрофилактических бесед и консультаций для населения, релаксационных сеансов, занятий регулятивного тренинга.
- развитие новых форм профориентационной работы и альтернативных форм занятости женщин, таких как клубы ищущих работу и центры деловых женщин. Их деятельность будет направлена на обсуждение и решение психологических проблем, затрудняющих поиск работы в условиях реально действующего рынка труда, повышение мотивации к активному поиску работы, формирование навыков делового общения и самопрезентации.
Особое внимание будет уделено повышению эффективности взаимодействия на договорной основе с Брянским областным центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, увеличению количества предоставляемых им методических услуг районным отделам занятости и осуществлению качества повышения квалификации профконсультантов службы занятости.

Государственная политика на рынке труда города Брянска

В 2000 году будет сохраняться нестабильность на рынке труда.
В целях повышения эффективности политики на рынке труда предстоит существенно повысить роль и ответственность органов исполнительной власти в решении проблем занятости, провести более четкое разграничение полномочий между администрациями города и районов.
В условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов приоритетными направлениями в государственной политике занятости должны быть направления, ориентирующие в первую очередь на рост эффективности труда, согласование на районном уровне целевых установок политики занятости с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях.
В целях более эффективной реализации политики на рынке труда будет осуществляться совершенствование деятельности органов государственной службы занятости населения по сокращению длительной безработицы, дальнейшему формированию и использованию банка данных вакансий, налаживанию в этих целях непосредственных контактов с работодателями.
В сфере политики занятости населения предполагается:
- повысить роль городской и районных администраций в решении специфических проблем рынка труда;
- разработать и реализовать меры по совершенствованию организации работы органов службы занятости с предприятиями и организациями в части согласования их кадровой политики с политикой занятости, проводимой в рамках конкретного района Брянска;
- проводить экспертизу инвестиционных программ с точки зрения их влияния на положение на рынке труда.

Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев

Миграционные процессы, характерные в последние годы для г. Брянска, обеспечивают приток на рынок труда дополнительной рабочей силы. 20 - 25% из числа беженцев и вынужденных переселенцев обращаются за содействием в органы службы занятости.
В 1999 году 67 граждан, имеющих статус беженца или вынужденного переселенца, обратились в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Нашли работу 34 человека. На предприятия города Брянска в счет живот было трудоустроено 8 безработных из категории беженцев и вынужденных переселенцев. На 01.01.2000 г. в районных отделах занятости г. Брянска состоят на учете 24 безработных, имеющих статус беженца или вынужденного переселенца.
Ожидается, что в 2000 году за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости обратятся около 80 человек данной категории граждан.
Решению острых проблем, связанных с содействием занятости беженцев и вынужденных переселенцев, будут способствовать предусматриваемые программой мероприятия. При содействии службы занятости в 2000 году будут трудоустроены 14 человек.

Квотирование рабочих мест для безработных беженцев
и вынужденных переселенцев

   -------T----------------------------T----------------------------¬

¦ ¦ ¦ Количество мест ¦
¦№ п/п ¦ Наименование района +-------------T--------------+
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------+----------------------------+-------------+--------------+
¦ 1. ¦Бежицкий ¦ 4 ¦ 8 ¦
+------+----------------------------+-------------+--------------+
¦ 2. ¦Володарский ¦ 1 ¦ 1 ¦
+------+----------------------------+-------------+--------------+
¦ 3. ¦Советский ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------+----------------------------+-------------+--------------¦
¦ 4. ¦Фокинский ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------+----------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 8 ¦ 14 ¦
+------+----------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦Финансирование из областного¦ ¦ 56,0¦
¦ ¦бюджета (тыс. рублей) ¦ ¦ ¦
L------+----------------------------+-------------+---------------


Регулирование трудовой миграции

В условиях постоянно возрастающей напряженности на рынке труда немаловажное значение придается регулированию миграционных трудовых процессов. Районные отделы занятости сотрудничают в вопросах содействия в трудоустройстве незанятого населения с предприятиями г. Москвы, Московской области и других регионов, на которых в 1999 году на договорной основе трудоустроено 613 человек из числа жителей г. Брянска.
Территориальное перераспределение рабочей силы и в последующие годы должно стать эффективной мерой по выполнению основной задачи органов службы занятости - трудоустройству ищущих работу граждан. Предполагается в 2000 году направить на работу в другие регионы более 140 человек.

Численность незанятых граждан, направляемых на работу
в другие регионы

   ----T------------------T-----------------------------------------¬

¦ ¦ ¦ Направить человек ¦
¦ № ¦ Наименование +----------T------------------------------+
¦п/п¦ района ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+---+------------------+----------+-----T--------T---------------+
¦ ¦ ¦ Всего ¦Всего¦Сезонные¦ Вахтовый ¦
¦ ¦ ¦(вахтовый ¦ ¦ работы ¦ метод ¦
¦ ¦ ¦ метод) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+----------+-----+--------+---------------+
¦ 1.¦Бежицкий ¦ 253¦ 50¦ 12 ¦ 38¦
+---+------------------+----------+-----+--------+---------------+
¦ 2.¦Володарский ¦ 119¦ 27¦ 10 ¦ 17¦
+---+------------------+----------+-----+--------+---------------+
¦ 3.¦Советский ¦ 150¦ 40¦ 12 ¦ 28¦
+---+------------------+----------+-----+--------+---------------+
¦ 4.¦Фокинский ¦ 91¦ 23¦ 8 ¦ 15¦
+---+------------------+----------+-----+--------+---------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 613¦ 140¦ 42 ¦ 98¦
+---+------------------+----------+-----+--------+---------------+
¦ ¦Финансирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат всего (тыс.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб.) в т.ч. ¦ ¦ ¦ 22,2¦ ¦
+---+------------------+----------+-----+--------+---------------+
¦ ¦Средства ГФЗН ¦ ¦ ¦ 7,0¦ ¦
L---+------------------+----------+-----+--------+----------------


УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Улучшению функционирования рынка труда в 2000 году будут способствовать меры активной политики занятости.

Содействие в трудоустройстве

В 1999 году тенденция дефицита вакансий пошла на убыль. В связи с этим органы службы занятости направляли свои усилия на максимально эффективное использование имеющегося потенциала вакантных рабочих мест с целью сокращения до минимума времени поиска гражданином подходящей работы, предотвращения перерастания безработицы в застойную форму. Сокращение периода безработицы, ускорение заполнения вакансий рабочих мест и вакантных должностей остаются главными задачами органов государственной службы занятости населения.
В 1999 году в органы службы занятости города обратилось за содействием в трудоустройстве 15,6 тыс. человек, из них 11,2 тыс. трудоустроены.
Предполагается, что в 2000 году через службу занятости населения города будут искать работу около 13 тыс. человек. Выполнение предусматриваемых мероприятий позволит трудоустраивать ежегодно 7250 человек.

   -------T--------------------T------------------------------------¬

¦ ¦ ¦ Численность трудоустраиваемых ¦
¦№ п/п ¦Наименование района +-----------------T------------------+
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 1. ¦Бежицкий ¦ 3483¦ 2500¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 2. ¦Володарский ¦ 2387¦ 1350¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 3. ¦Советский ¦ 4327¦ 1750¦
+------+--------------------+-----------------+------------------¦
¦ 4. ¦Фокинский ¦ 2144¦ 1650¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 12341¦ 7250¦
L------+--------------------+-----------------+-------------------


С этой целью предстоит осуществить:
- совершенствование работы по формированию и поддержке банка данных вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства;
- подбор подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и подходящих работников по запросу работодателя;
- проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов:

   -------T--------------------T------------------------------------¬

¦ ¦ ¦ Проведение ярмарок ¦
¦№ п/п ¦Наименование района +------------------------------------+
¦ ¦ ¦ 2000 г. ¦
+------+--------------------+------------------------------------+
¦ 1. ¦Бежицкий ¦ 5 ¦
+------+--------------------+------------------------------------+
¦ 2. ¦Володарский ¦ 2 ¦
+------+--------------------+------------------------------------+
¦ 3. ¦Советский ¦ 3 ¦
+------+--------------------+------------------------------------+
¦ 4. ¦Фокинский ¦ 2 ¦
+------+--------------------+------------------------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 12 ¦
+------+--------------------+------------------------------------+
¦ ¦Финансирование из ¦ ¦
¦ ¦ГФЗН (тыс. руб.) ¦ 9,2¦
L------+--------------------+-------------------------------------


- консультирование и обучение навыкам поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, в рамках специальных программ;
- реализацию специальных мероприятий по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- совершенствование действующего порядка работы районных отделов занятости по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве.
Основой организации работы по содействию в трудоустройстве будет являться реализация органами службы занятости обязательных функций, предусмотренных действующим законодательством о занятости населения в Российской Федерации:
- индивидуальный подход к гражданам, обращающимся в целях поиска подходящей работы;
- оказание им квалифицированной
помощи при прохождении процедур регистрации, имея в виду предоставление необходимой информации о состоянии рынка труда и наличии вакантных рабочих мест,
- предложение пройти профессиональное обучение;
- направление к работодателям для трудоустройства.

Временная занятость и общественные работы

К числу приоритетных направлений содействия занятости населения относится временное трудоустройство граждан, в первую очередь на общественные работы. Цель привлечения безработных и незанятых граждан к временной занятости или общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки, прежде всего безработным, сохранении мотивации к труду.
В 1999 году приняли участие в оплачиваемых общественных работах 408 человек. Программа выполнена в целом по городу на 104,6%.
В 2000 году предусматривается предоставить возможность временной занятости в рамках общественных работ 450 чел.

   -------T--------------------T------------------------------------¬

¦ ¦ ¦Численность участников программы ¦
¦№ п/п ¦Наименование района ¦ общественных работ ¦
¦ ¦ +-----------------T------------------+
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 1. ¦Бежицкий ¦ 125 ¦ 130 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 2. ¦Володарский ¦ 81 ¦ 100 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 3. ¦Советский ¦ 104 ¦ 120 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------¦
¦ 4. ¦Фокинский ¦ 98 ¦ 100 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 408 ¦ 450 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ ¦ Финансирование ¦ ¦ 585,9¦
¦ ¦затрат, всего (тыс. ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб.) в т.ч. ¦ ¦ ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ ¦ Средства ГФЗН ¦ 71,1¦ 76,5¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ ¦ Средства бюджета ¦ ¦ 250,0¦
¦ ¦ города ¦ ¦ ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ ¦ Средства ¦ ¦ 259,4¦
¦ ¦ работодателей ¦ ¦ ¦
L------+--------------------+-----------------+-------------------


Для реализации намеченных целей предполагается:
- совершенствование координации действий администраций города и районов, органов занятости населения, общественных организаций по вопросам организации и проведения общественных работ, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования;
- приоритетное предоставление возможности для временного трудоустройства в период активного поиска постоянной работы лицам, особо нуждающимся в социальной защите (молодежь в возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и др.);
- увеличение числа временных рабочих мест за счет отдельных вакантных рабочих мест и должностей, имеющихся в организациях, длительное время остающихся незанятыми по причине их непрестижности.

Содействие развитию самозанятости
и предпринимательской инициативы

В целях привлечения альтернативных форм занятости населения, создания экономических предпосылок для нормального функционирования рынка труда и снижения уровня безработицы планируется оказание помощи гражданам, изъявившим желание организовать собственное дело или заняться индивидуальной трудовой деятельностью.
В 1999 году в г. Брянске 254 человека из числа граждан, зарегистрированных в качестве безработных, занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью. Им оказаны консультационные и профориентационные услуги в целях организации собственного дела. 13 безработным после обучения в Брянском учебно - деловом центре "Морозовский проект" под последующую индивидуальную трудовую деятельность и открытие собственного дела были выделены субсидии из средств ГФЗН.
Взаимодействие организаций, участвующих в реализации федеральных и областных программ поддержки предпринимательства, будет продолжено. Предполагается за 2000 год оказать консультационные и профориентационные услуги 300 незанятым гражданам в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей, оказать материальную помощь для организации собственного дела 20 безработным.

Поддержка предпринимательской инициативы
безработных граждан

   -------T--------------------T------------------------------------¬

¦ ¦ ¦Численность безработных граждан, ¦
¦№ п/п ¦Наименование района ¦которым будут выделены субсидии ¦
¦ ¦ ¦на организацию собственного дела ¦
¦ ¦ +-----------------T------------------+
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 1. ¦Бежицкий ¦ - ¦ 7 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 2. ¦Володарский ¦ 6 ¦ 4 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ 3. ¦Советский ¦ - ¦ 4 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------¦
¦ 4. ¦Фокинский ¦ - ¦ 5 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 6 ¦ 20 ¦
+------+--------------------+-----------------+------------------+
¦ ¦ Финансирование ¦ 14,3 ¦ 55,6¦
¦ ¦ затрат, из средств ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ГФЗН (тыс. руб.) ¦ ¦ ¦
L------+--------------------+-----------------+-------------------


В качестве основных направлений поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы необходимо реализовать:
- обучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, (в первую очередь молодежи, женщин и граждан, увольняемых с военной службы в ходе военной реформы армии), оказание им правовой, финансовой и организационной поддержки на стадии становления и развития собственного дела и т.п.;
- сотрудничество на договорной основе с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства, для подготовки незанятых граждан к организации собственного дела;
- согласованные действия органов службы занятости и других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности, способствующим самозанятости граждан и развитию предпринимательства.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН
С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью

К наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды.
Трудовая занятость инвалидов (в том числе III группы инвалидности, как правило, трудоспособной категории) снижается. В сравнении с общим уровнем трудоустройства безработных граждан уровень трудоустройства инвалидов значительно ниже.
В 1999 году инвалидов, состоящих на учете в отделах занятости г. Брянска в качестве ищущих работу, при содействии службы занятости нашли работу 130 человек. На квотируемые рабочие места трудоустроено 130 инвалидов.
Основными направлениями в обеспечении занятости инвалидов в 2000 г. будут:
- создание специальных рабочих мест для инвалидов;
- субсидирование их занятости за счет средств ГФЗН;
- гарантирование возможности замещения инвалидами резервируемых рабочих мест;
- квотирование рабочих мест.
Предполагается в 2000 году оказать содействие в трудоустройстве 210 инвалидам, в том числе:

   ----T-----------------T-----------------------T------------------¬

¦ ¦ ¦Содействие в трудоус- ¦ Квотирование ¦
¦ № ¦ Наименование ¦тройстве инвалидов с ¦рабочих мест для ¦
¦п/п¦ района ¦использованием субсиди-¦трудоустройства ¦
+---+ ¦рования их заработной ¦инвалидов (единиц)¦
¦ ¦ ¦платы в соответствии с ¦ ¦
¦ ¦ ¦приказом ФСЗ России от ¦ ¦
¦ ¦ ¦01.11.95 № 253 в счет ¦ ¦
¦ ¦ ¦взаимозачетов органов ¦ ¦
¦ ¦ ¦службы занятости и ¦ ¦
¦ ¦ ¦работодателей (человек)¦ ¦
¦ ¦ +-----------T-----------+---------T--------+
¦ ¦ ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ 1999 год¦2000 год¦
+---+-----------------+-----------+-----------+---------+--------+
¦ 1.¦Бежицкий ¦ ¦ 2 ¦ 62 ¦ 100 ¦
+---+-----------------+-----------+-----------+---------+--------+
¦ 2.¦Володарский ¦ ¦ 1 ¦ 15 ¦ 30 ¦
+---+-----------------+-----------+-----------+---------+--------+
¦ 3.¦Советский ¦ ¦ 2 ¦ 42 ¦ 49 ¦
+---+-----------------+-----------+-----------+---------+--------+
¦ 4.¦Фокинский ¦ ¦ 1 ¦ 14 ¦ 31 ¦
+---+-----------------+-----------+-----------+---------+--------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ ¦ 6 ¦ 133 ¦ 210 ¦
+---+-----------------+-----------+-----------+---------+--------+
¦ ¦Финансирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат (тыс. руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦из ГФЗН ¦ 1,9¦ 21,9¦ 133 ¦ ¦
¦ ¦из областного ¦ ¦ ¦ ¦ 840,0¦
¦ ¦ бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------------+-----------+-----------+---------+---------


Поддержка граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей

В связи с проводимым сокращением численности Вооруженных Сил Рф из армии и флота увольняется значительное количество военнослужащих. Граждане, уволенные с вое службы, отличаются мобильностью и высоким уровнем образования, большая их часть в предыдущие годы трудоустраивалась самостоятельно. С осложнением ситуации на рынке труда возрастает численность уволенных с военной службы граждан и членов их семей, обращающихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. В 1999 году по вопросу трудоустройства в органы службы занятости города обратилось 472 человека из числа категорий граждан (трудоустроено - 299 человек).
В целях повышения потенциала трудоустройства лиц, уволенных в запас, и членов семей предусматривается ряд активных мер, позволяющих оказать содействие в занятости 2000 году 250 человекам, в том числе на квотируемые рабочие места - 89 человек.

   --------------------------------------------T---------T----------¬

¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Содействие в трудоустройстве на квотируемые¦ ¦ 89 ¦
¦рабочие места граждан уволенных с военной¦ 127 ¦ ¦
¦службы и членов их семей (человек) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Финансирование затрат из областного бюджета¦ ¦ ¦
¦(тыс. руб.) ¦ ¦ 356,0¦
L-------------------------------------------+---------+-----------


Поддержка длительно безработных граждан

В 2000 году безработица приобретет еще более выраженные структурные формы.
Для активизации поиска места работы и социальной адаптации длительно безработных граждан предусматривается реализация программ "Новый старт" и "Клуб ищущих работу которые позволят охватить за 2000 год 450 человек.
В 2000 году будут проведены мероприятия по социально - трудовой адаптации женщин, в которых будут задействованы около 600 чел. Через фирменный комплекс "Деловая женщина будет трудоустроено 19 безработных женщин.

Содействие занятости молодежи

Продолжает оставаться напряженной ситуация на молодежном рынке труда г.Брянска. В общем числе безработных молодежь составляет более 27,6%, 11,3% безработных не приступали в своей жизни к трудовой деятельности. Вследствие своей экономической несамостоятельности, недостатка квалификации и опыта работы молодые люди испытывают трудности в поисках работы и нуждаются в социально - экономической поддержке государства.
За содействием в трудоустройстве в 1999 году обратились 5146 человек из числа молодежи в возрасте от 16 до 29 лет. Трудоустроено 3579 человек, в том числе в счет квоты - 72 человек.
В 2000 году предполагается трудоустроить на квотируемые рабочие места из числа молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу, 59 человек, из них - 13 детей - сирот. Проблемы занятости молодежи предполагается решать не только с учетом текущих потребностей в рабочей силе, но и перспективных задач.
К числу первоочередных задач, подлежащих решению, относятся - создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи. Основные направления действий:
- постепенный переход к гарантированному трудоустройству молодежи, завершающей профессиональное образование (дальнейшее субсидирование занятости молодежи по полученной профессии после завершения обучения в профессиональных учебных заведениях или после дообучения в целях адаптации к реальному спросу в экономике на рабочую силу);
- разработка организационных и экономических мер, предусматривающих предоставление льгот в налогообложении, и направленных на осуществление приоритета приема молодежи после завершения образования на предприятия всех форм собственности;

   ----T-----------------T-----------------------T------------------¬

¦ ¦ ¦Трудоустройство в счет ¦ в том числе ¦
¦ № ¦ Наименование ¦квот из числа молодежи ¦дети - сироты ¦
¦п/п¦ района ¦в возрасте до 18 лет, ¦ ¦
+---+ ¦впервые ищущей работу ¦ ¦
¦ ¦ ¦(человек) ¦ ¦
+---+-----------------+-----------------------+------------------+
¦ ¦ ¦ 2000 г. ¦
+---+-----------------+-----------------------T------------------+
¦ 1.¦Бежицкий ¦ 26 ¦ 5 ¦
+---+-----------------+-----------------------+------------------+
¦ 2.¦Володарский ¦ 5 ¦ - ¦
+---+-----------------+-----------------------+------------------+
¦ 3.¦Советский ¦ 20 ¦ 5 ¦
+---+-----------------+-----------------------+------------------¦
¦ 4.¦Фокинский ¦ 8 ¦ 3 ¦
+---+-----------------+-----------------------+------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 59 ¦ 13 ¦
+---+-----------------+-----------------------+------------------+
¦ ¦Финансирование ¦ 236,0 ¦
¦ ¦затрат из област-¦ ¦
¦ ¦ного бюджета ¦ ¦
¦ ¦(тыс. руб) ¦ ¦
L---+-----------------+-------------------------------------------


- активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (эффективное организационно - информационное обеспечение, предоставление профессионально - ориентационных услуг и необходимая профподготовка, приоритетное кредитование молодежного малого бизнеса и т.д.;
- опережающее профессиональное обучение молодежи, ставшей безработной или находящейся под риском увольнения.

Временная занятость несовершеннолетних граждан

В целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности предполагается в 2000 году трудоустроить на временную работу 1450 подростков, выделив на эти цели из ГФЗН 109 тыс. рублей.
В этот период будет продолжена работа по совершенствованию реализации программы, в частности, - совершенствование порядка и условий трудоустройства, привлечение к этому процессу максимального количества заинтересованных сторон (работодатели, органы местного самоуправления, органы системы образования, комитет по делам молодежи и др.), совершенствование механизма создания и финансирования временных рабочих мест, создание специализированных предприятий для организации временной занятости несовершеннолетних, что позволит устранить причины, сдерживающие возможности временного трудоустройства данной категории граждан.

Временное трудоустройство несовершеннолетних

   ----T-----------------T------------------------------------------¬

¦ ¦ ¦Численность участников временной занятости¦
¦ № ¦ Наименование ¦ несовершеннолетних граждан ¦
¦п/п¦ района ¦ (человек) ¦
+---+-----------------+--------------------T---------------------+
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 1.¦Бежицкий ¦ 540 ¦ 550 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 2.¦Володарский ¦ 240 ¦ 250 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 3.¦Советский ¦ 2067 ¦ 350 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------¦
¦ 4.¦Фокинский ¦ 346 ¦ 300 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 3193 ¦ 1450 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Финансирование ¦ ¦ 232,0¦
¦ ¦затрат всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тыс. руб) ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Средства ГФЗН ¦ 134,9¦ 109,0¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Средства бюджета ¦ ¦ ¦
¦ ¦города ¦ ¦ 40,0¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦работодателей ¦ ¦ 83,0¦
L---+-----------------+--------------------+----------------------


В городе остро стоит вопрос занятости выпускников учебных заведений. Каждый десятый в общем числе безработных, состоявших на учете в органах службы занятости в 1999 году, - выпускник учебного заведения.
Для расширения возможности трудоустройства молодых людей, получивших образование, но не применивших его на практике, а также выпускников общеобразовательных школ ежегодно осуществляется трудоустройство молодежи в рамках программы "Молодежная практика". Предполагается за 2000 год обеспечить временной занятостью по данной программе 87 выпускников.

Программа "Молодежная практика"

   ----T-----------------T------------------------------------------¬

¦ № ¦ Наименование ¦ Численность участников ¦
¦п/п¦ района ¦ ¦
+---+-----------------+--------------------T---------------------+
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 1.¦Бежицкий ¦ 25 ¦ 27 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 2.¦Володарский ¦ 15 ¦ 18 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 3.¦Советский ¦ 25 ¦ 26 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------¦
¦ 4.¦Фокинский ¦ 15 ¦ 16 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 80 ¦ 87 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Финансирование ¦ ¦ 252,0¦
¦ ¦затрат всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тыс. руб) ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Средства ГФЗН ¦ 12,8¦ 126,0¦
L---+-----------------+--------------------+----------------------


Содействие занятости женщин

Наибольший удельный вес в общем количестве безработных в 1999 году заняли женщины (72,9%). Из них каждая вторая - мать, воспитывающая несовершеннолетних детей, детей - инвалидов. Проблемам женской занятости придается важное значение. В структуре областной службы занятости действуют Центр деловых женщин, целью которого является создание альтернативных форм занятости женщин, в том числе развитие малого предпринимательства и самозанятости, курсы по программам "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".
Предполагается в 2000 году в целях усиления социальной поддержки одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей - инвалидов, трудоустроить в счет квот не менее 113 человек.

   ----T-----------------T------------------------------------------¬

¦ № ¦ Наименование ¦Трудоустройство в счет квот одиноких и ¦
¦п/п¦ района ¦многодетных родителей, воспитывающих ¦
¦ ¦ ¦несовершеннолетних детей, детей - ¦
¦ ¦ ¦инвалидов (человек) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------+--------------------T---------------------+
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 1.¦Бежицкий ¦ 39 ¦ 51 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 2.¦Володарский ¦ 4 ¦ 7 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 3.¦Советский ¦ 13 ¦ 19 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 4.¦Фокинский ¦ 22 ¦ 36 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 78 ¦ 113 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Финансирование ¦ ¦ 452,0¦
¦ ¦затрат из област-¦ ¦ ¦
¦ ¦ного бюджета ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тыс. руб) ¦ ¦ ¦
L---+-----------------+--------------------+----------------------


С учетом сложившегося состояния занятости женщин объектами для принятия решений на ближайшие годы являются в основном три группы экономически активных женщин: женщины, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, прежде всего впервые вступающие в трудовую жизнь; работницы "женских" отраслей, испытывающих глубокий кризис (например, работницы текстильной и легкой промышленности).
Регулирование занятости женщин, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, намечается осуществить по трем направлениям:
- максимально возможное трудоустройство молодых женщин, завершивших образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях, если полученная специальность отвечает современным требованиям;
- предотвращение дискриминации женщин - специалистов при массовом высвобождении персонала;
- вывод женщин с производств с вредными условиями труда и их профессиональная переориентация и переподготовка в связи с изменениями в законодательстве об охране труда.
Основными направлениями действий в области содействия занятости женщин в "женских" отраслях, испытывающих глубокий кризис, будет профессиональная переориентация и переподготовка излишней численности работниц основных профессиональных групп в случае отсутствия перспектив развития производства, а также обязательное повышение квалификации безработных женщин - работниц массовых профессий с учетом предстоящего экономического роста производства.

Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных
из учреждений, исполняющих наказание

Система учреждений, исполняющих наказание по решению суда, традиционно была ориентирована на частичное финансовое самообеспечение за счет предприятий, использующих труд заключенных. Недофинансирование данных учреждений, неконкурентоспособность выпускаемой ими продукции поставили под угрозу существование предприятий, использующих труд заключенных, обострили проблему их содержания. Освобожденные из мест лишения свободы также сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места.
В 1999 году в районные службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 147 граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Нашли работу при их содействии - 72 человека. На квотируемые рабочие места трудоустроено 35 человек. На 01.01.2000 в районных отделах занятости состоят на учете в качестве безработных 18 человек, освобожденных из ИТУ.
Предполагается частично снять остроту этой проблемы за счет осуществления следующих мер:
- отработки механизма взаимодействия администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с органами службы занятости по вопросам создания информационной службы о спросе на рабочую силу на рынке труда, профессиональной подготовке осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы;
- реализации мер по профессионально - трудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройству, в том числе за счет введения механизма квотирования рабочих мест, что позволит обеспечить в 2000 году трудоустройство 35 граждан данной категории:

   ----T-----------------T------------------------------------------¬

¦ № ¦ Наименование ¦ Трудоустройство в счет квот для ¦
¦п/п¦ района ¦освободившихся из мест лишения свободы ¦
¦ ¦ ¦ (человек) ¦
+---+-----------------+--------------------T---------------------+
¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 1.¦Бежицкий ¦ 26 ¦ 20 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 2.¦Володарский ¦ 5 ¦ 3 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ 3.¦Советский ¦ - ¦ 5 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------¦
¦ 4.¦Фокинский ¦ 4 ¦ 7 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Всего г. Брянск ¦ 35 ¦ 35 ¦
+---+-----------------+--------------------+---------------------+
¦ ¦Финансирование ¦ ¦ 140,0¦
¦ ¦затрат из област-¦ ¦ ¦
¦ ¦ного бюджета ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тыс. руб) ¦ ¦ ¦
L---+-----------------+--------------------+----------------------


ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И ГРАЖДАН,
НАХОДЯЩИХСЯ ПОД РИСКОМ УВОЛЬНЕНИЯ

Материальная поддержка безработных

В 2000 году в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается:
- осуществление выплат пособий по безработице с учетом возмещения задолженности прошлых лет на общую сумму 23,9 млн. рублей;
- оказание материальной помощи безработным и членам их семей в количестве 105 человек из средств ГФЗН на сумму 10,0 тыс. рублей;
- оплата отпуска по беременности и родам 85 женщинам, впервые ищущим работу и зарегистрированным в органах службы занятости после окончания очного профессионального обучения, за счет средств областного бюджета в сумме 28,3 тыс. рублей.

Оказание помощи членам семей безработных

Одним из направлений деятельности органов службы занятости по поддержке доходов безработных граждан предусмотрены мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан.
В 2000 году предполагается организовать отдых и оздоровление 10 детей. Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей - инвалидов, одинокие и многодетные родители.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В целях эффективной реализации мероприятий программы определяются следующие основные направления и последовательность выделения средств:
1. Выплата пособий по безработице с учетом доплат на лиц, находящихся на содержании безработного.
2. Финансирование деятельности органов службы занятости по обеспечению гарантированных законодательством для безработных граждан услуг, связанных с подбором подходящей работы, консультированием и представлением информации о возможности выбора сферы деятельности, трудоустройстве, профессиональном обучении и др.
3. Возмещение расходов Пенсионного фонда, связанных с досрочным выходом на пенсию безработных граждан.
4. Выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных граждан по направлению органов службы занятости.
5. Оплата временной нетрудоспособности безработных граждан.
6. Обеспечение материальной помощи семьям безработных граждан в период окончания срока выплаты пособия по безработице.
7. Финансирование доплат к заработку безработных граждан в период участия в общественных работах.
8. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом безработных граждан в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости.

В основу использования средств областного бюджета фонда занятости для финансирования мероприятий программы закладывается принцип равного доступа граждан к средствам защиты от безработицы и выравнивание в этих целях финансовых возможностей районных отделов занятости.
Прогнозом бюджета предусматриваются расходы на программы активной политики занятости в 2000 году в сумме 2,3 млн. руб., или 4,9% всех расходов. Незначительный процент расходов на эти цели обусловлен острым недостатком средств фонда. На программы материальной поддержки с учетом погашения задолженности за 1998 и 1999 годы необходимо будет 23,9 млн. руб., что составит 51,2% всех расходов.

Прогноз доходов и расходов фонда занятости населения
на 2000 год по г. Брянску

(тыс. руб)
   -------T-----------------------------------T----------T----------¬

¦ ¦ Наименование статей ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦
¦ ¦ ¦ (факт) ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦1. ¦Доходы, всего: ¦ 35311,5¦ 46680,4¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦1.1. ¦переходящий остаток средств на ¦ 21,3¦ 17,9¦
¦ ¦начало года ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦1.2. ¦Поступление страховых взносов, ¦ 34622,5¦ 46062,5¦
¦ ¦всего: ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦1.2.1.¦1,5 % от ФОТ соответствующего ¦ 31769,1¦ 44253,4¦
¦ ¦периода ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦1.2.2.¦погашение задолженности прошлых ¦ 2853,4¦ 1809,1¦
¦ ¦лет ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦1.3. ¦Иные поступления (пеня) ¦ 667,7¦ 600,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦2. ¦Расходы, всего: ¦ 35293,6¦ 46680,4¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦2.1. ¦отчисления в областную часть ¦ 11026,3¦ 16259,0¦
¦ ¦фонда занятости ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦2.2. ¦на программы активной политики ¦ 1517,8¦ 2322,1¦
¦ ¦занятости ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦2.3. ¦на программы материальной поддержки¦ 19839,7¦ 23881,8¦
¦ ¦безработных: ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦2.3.1.¦задолженность прошлых лет ¦ 13778,7¦ 10331,8¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦2.4. ¦на информационное обеспечение ¦ 74,7¦ 168,9¦
¦ ¦политики занятости обучение ¦ ¦ ¦
¦ ¦персонала, приобретение компьютеров¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦2.5. ¦на содержание службы занятости ¦ 2835,1¦ 4048,6¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦3. ¦ Остаток на расчетном счете ¦ 17,9¦ - ¦
¦ ¦ на конец года ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------+----------+----------+
¦4. ¦ Дефицит бюджета ¦ - ¦ - ¦
L------+-----------------------------------+----------+-----------


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы позволит:
- создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы;
- сдержать неконтролируемый рост численности безработных;
- сдержать уровень регистрируемой безработицы по городу в 2000 году в среднегодовом исчислении, не превышающем 1,5% к численности экономически активного населения.

КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация Брянска совместно с администрациями районов города и районными отделами занятости.
В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будут использоваться статистическая отчетность, заседания городского координационного комитета содействия занятости населения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru