Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОММЕНТАРИЙ Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Брянска от 16.02.2001
"ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ТЕПЕРЬ ПЛАТЯТ НДС"

Официальная публикация в СМИ:
"Конкурент", № 6, 16.02.2001






ИНСПЕКЦИЯ МНС РФ ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. БРЯНСКА

КОММЕНТАРИЙ
от 16 февраля 2001 года

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ТЕПЕРЬ ПЛАТЯТ НДС

В связи с вводом главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года в состав плательщиков налога включены индивидуальные предприниматели.
Индивидуальным предпринимателям, являющимся с 1 января 2001 года плательщиками налога, необходимо учитывать следующее. Налог принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретенным (принятым к учету) и оплаченным после 1 января 2001 года при наличии счетов - фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя.
Суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитываются в составе их покупной стоимости.
Не являются плательщиками налога согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 161, когда организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента).
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога, налога на реализацию горюче - смазочных материалов и налога с продаж.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг) облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Сумма налога исчисляется отдельно по каждой подлежащей налогообложению операции как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма подлежащего уплате налога образуется путем сложения сумм налога, исчисленных по каждой операции.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога и выставить покупателю соответствующий счет - фактуру не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Кроме того, налогоплательщик обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок и книги продаж.
При освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета - фактуры выставляются без выделения - соответствующих сумм налога.
При этом на указанных документах делается соответствующая запись или ставится штамп "Без налога НДС".
Сумма налога уплачивается в бюджет по месту учета налогоплательщика (если она уплачивается налоговым агентом, то по месту нахождения налогового агента) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн. руб.).
Все налогоплательщики, в том числе и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представлять в налоговые органы соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, вне зависимости от того, осуществляли ли они операции, подлежащие обложению НДС.
Согласно п. 1 ст. 145 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 кодекса, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб. При этом согласно п. 3 ст. 145 кодекса лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление установленного образца (форма заявления еще не утверждена Министерством РФ по налогам и сборам) и сведения, подтверждающие право на такое освобождение:
- декларацию по налогу на добавленную стоимость за прошедшие налоговые периоды, т.е. за январь, февраль, март 2001 года, с отметкой налогового органа о сверке с представленными налоговыми декларациями за отчетные периоды и об их принятии;
- документы, подтверждающие сумму выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг);
- книгу продаж;
- журнал полученных и выставленных счетов - фактур;
- книгу доходов и расходов;
- документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции и возникновения обязанности по исчислению и уплате акцизов;
- справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Заявление, сведения и документы представляются налогоплательщиком, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20-го числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение.
Если налогоплательщик не обратился с заявлением об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика или не представил подтверждающих сведений и документов, то данный налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Для целей настоящего Порядка размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость.
В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в случае, если в течение января, февраля и марта 2001 года налоговая база, исчисленная по операциям, признанным объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж в сумме не превысила 1 млн. руб.
Согласно Федеральному закону от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" применение такой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену установленного законодательством Российской Федерации налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с 1 января 2001 года должны исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Из вышеизложенного следует, что в I квартале 2001 года все предприниматели (за исключением предпринимателей, уплачивающих только единый налог на вмененный доход) будут являться плательщиками налога на добавленную стоимость, и им необходимо до 20 февраля 2001 года представить в налоговые органы декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь и до 20 февраля произвести уплату налога.

Информационная служба
Инспекции МНС РФ
по Советскому району
г. Брянска


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru