Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Брянской области от 05.10.2000 № 56-З
(ред. от 06.04.2001)
"О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Брянской областной Думой 20.09.2000)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Брянские известия", № 222, 21.11.2000; № 223, 22.11.2000.



Утратил силу в связи с изданием Закона Брянской области от 09.03.2005 № 5-З.



5 октября 2000 года № 56-З

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ
НАСЕЛЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Брянской областной Думой
20 сентября 2000 года

(в ред. Закона Брянской области
от 06.04.2001 № 8-З)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Брянской области - состояние здоровья населения, среды обитания населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
санитарно - эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
государственный санитарно-эпидемиологический надзор деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия); массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

В Брянской области санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
разработки и реализации областных и местных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий;
государственного санитарно-эпидемического надзора;
сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
проведения социально-гигиенического мониторинга;
мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Абзац исключен. - Закон Брянской области от 06.04.2001 № 8-З.

Статья 3. Полномочия Брянской областной Думы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям Брянской областной Думы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с полномочиями, предоставляемыми законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
по представлению главы администрации Брянской области утверждение региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, научных и научно-технических программ в данной области;
(в ред. Закона Брянской области от 06.04.2001 № 8-З)
осуществление контроля за исполнением принятых нормативных правовых актов.

Статья 4. Полномочия администрации Брянской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям администрации Брянской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
участие в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
разработка законов и иных нормативных правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществление контроля за соблюдением данных нормативных правовых актов;
осуществление разработки, принятие и реализация региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, научных и научно-технических программ в данной области;
осуществление контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой области;
разработка и выполнение на территории области санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий;
принятие решений о введении и отмене на территории области ограничительных мероприятий (карантина);
разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства;
проведение социально-гигиенического мониторинга на территории области;
реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
реализация мер по своевременному информированию населения городских и сельских поселений об инфекционных заболеваниях и массовых неинфекционных заболеваниях, состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям органов местного самоуправления в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: разработка, принятие и реализация целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
координация деятельности предприятий, организаций, граждан, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории муниципального образования;
организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения;
информирование населения о санитарно-эпидемиологической обстановке;
в соответствии с санитарным законодательством принятие правовых актов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроль за их исполнением.

Статья 6. Привлечение населения и общественных объединений к контролю за санитарным состоянием, содержанием и благоустройством населенных мест

1. Органы государственной власти и местного самоуправления совместно с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в добровольном порядке могут привлекать население и общественные объединения к контролю за санитарным состоянием территорий населенных мест и их благоустройству в соответствии с действующим законодательством.
2. Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и другими нормативно-правовыми актами вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о результатах информировать центры государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора области.
3. Органы государственной власти и местного самоуправления оказывают содействие общественным объединениям, представляют им информацию о неблагополучных с санитарно-эпидемиологической точки зрения объектах, санитарном состоянии открытых водоемов, зон отдыха и других объектов.

ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН,
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 7. Права граждан

Граждане имеют право:
на благоприятную среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
получать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства.

Статья 8. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
получать в соответствии с законодательством в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
принимать участие в разработке мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Статья 9. Обязанности граждан

Граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений;
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Статья 10. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при производстве, транспортировке, хранении, реализации их населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении, реализации продукции населению;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и безвредности факторов среды обитания, разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушении технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
осуществлять гигиеническое обучение работников.

Глава III. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья 11. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений

1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
2. При разработке норм проектирования, генеральных планов городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, выбора земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации объектов, сооружений, транспортных средств и инженерных сетей должны выполняться действующие санитарные правила.
3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий и сооружений, а также транспортных средств допускается только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственного назначения, товарам для личных нужд и технологиям их производства

1. Продукция производственно-технического назначения, при производстве, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду его обитания.
Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам.
2. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
3. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.

Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства

1. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
2. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.
3. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
6. Не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к транспортировке, хранению, реализации и применению пестицидов и агрохимикатов

1. Осуществление работ (транспортировка, хранение, применение) с химическими средствами защиты растений (пестициды) допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
2. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламента и правил. применения, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.
3. Применение пестицидов I и II класса опасности разрешается только гражданам, имеющим специальную профессиональную подготовку и оборудование.
4. Продажа пестицидов, внесенных в Государственный каталог и разрешенных к применению в личных и коллективных хозяйствах области, осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых территориальными центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
5. Хранение пестицидов, включая расфасованные в мелкую потребительскую тару и упаковку, разрешается в специально отведенных для этого местах при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Предприятия, физические и юридические лица, применяющие пестициды, обязаны перед реализацией или продажей продукции растениеводства и животноводства организовать исследования на остаточные количества пестицидов. Реализация сельскохозяйственной продукции без заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы запрещается.

Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения

1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, барах, ресторанах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
2. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
3. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни человека, гарантируемых государством, должны учитываться нормы питания человека.
4. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты, исправительно-трудовых учреждениях и следственных изоляторах для предотвращения возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) условия хранения пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, пищевых полуфабрикатов и готовой продукции должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Статья 16. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам

1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона, устанавливаются санитарными правилами.
3. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования объекта.
4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
5. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти Брянской области или органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
6. Органы исполнительной власти Брянской области, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения

1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых, распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем правилам.
3. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях

1. Атмосферный воздух в городских и сельских населенных пунктах, на территории промышленных предприятий, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - в местах постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
2. Критерии безопасности и безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных предприятий, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
3. Органы государственной власти Брянской области, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам городских и сельских поселений, промышленных площадок

В почвах городских и сельских поселений, сельскохозяйственных угодий и промышленных площадок содержание потенциально опасных для человека химических веществ и биологических микроорганизмов, а также уровней радиационного фона не должно превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления

1. Отходы производства и потребления подлежат сбору и использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.
2. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам.
3. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
4. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям

1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по площади, планировке, уровню инсоляции, степени освещенности, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений, расположению и оборудованию должны обеспечивать безопасные и благоприятные условия для здоровья и жизни.
2. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации не пригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается.
Размещение и проектирование в жилых домах объектов торгового, медицинского, бытового обслуживания, питания (ресторан, бар, кафе и т.п.), отдыха (видеотеки, дискотеки, казино, бильярдные и т.п.), спорта (спортзалы, тренажерные залы и т.п.), а также ввод их в эксплуатацию допускается только при положительном заключении центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В жилых домах запрещается размещение помещений, используемых для промышленных нужд, если таковые являются источником неблагоприятного воздействия на жилье.
3. Изменения назначения и перепланировка жилых зданий должны быть согласованы с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Брянской области.
4. Соответствие состояния жилых помещений нормативным требованиям, обеспечивающим безопасные и благоприятные условия проживания, определяется в порядке, установленном органами местного самоуправления, с учетом строительных, санитарных, экологических и других нормативов.

Статья 22. Условия работы с источниками механических колебаний, ионизирующих и неионизирующих излучений, радиоактивными, биологическими веществами и микроорганизмами

1. Работы с источниками (машины, механизмы, установки, устройства, аппараты и другие) механических колебаний (шума, ультразвука, вибрации и иных), ионизирующих излучений (радиоактивного, рентгеновского и иного), неионизирующих (электро-магнитных полей, высоких, ультравысоких и сверхвысоких частот, световых потоков и иных) и других видов излучения должны осуществляться в соответствии с требованиями санитарных правил при наличии заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
2. Размещение, строительство, ввод в эксплуатацию источников ионизирующего, оптического излучения, а также источников шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей допускается только при наличии заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
3. Работа с возбудителями инфекционных заболеваний, а также деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения (генерирующим), допускается при наличии разрешений на право работы с возбудителями III - IV групп патогенности, выданных в установленном порядке центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Брянской области.

Статья 23. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта

1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанной деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда

1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасности условий труда для человека устанавливаются санитарными правилами.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнять требования санитарных правил.

Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения

1. В школьных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

Статья 26. Производственный контроль

1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных и инструментальных исследований за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
2. Определение гигиенических показателей при производственном контроле осуществляется по согласованию с государственной или ведомственной санитарной службой в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Статья 27. Радиационная безопасность населения Брянской области

Радиационная безопасность населения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на ограничение радиационного воздействия и предупреждение или значительное ослабление вредных последствий облучения в соответствии с федеральным законом.
Основной задачей обеспечения радиационной безопасности населения с целью сохранения и улучшения здоровья настоящего и будущих поколений являются:
проведение защитных и ограничительных мероприятий по снижению среднегодовых доз облучения жителей населенных пунктов на загрязненной радионуклидами территории в связи с аварией на ЧАЭС;
принятие решений по ограничению облучения жителей от источников природного и техногенного происхождения.

Глава IV. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ
(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ

Статья 28. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также утвержденные постановлениями администрации Брянской области, главного государственного санитарного врача по Брянской области, в т.ч. мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Брянской области, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, борьбы с насекомыми и грызунами, являющимися переносчиками инфекционных заболеваний, гигиеническому воспитанию и обучению граждан.

Статья 29. Санитарная охрана территории Брянской области

Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории области устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Статья 30. Ограничительные мероприятия (карантин)

1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории области, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся и отменяются на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решениями Правительства Российской Федерации, главы администрации области, органов местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или их территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.
3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 31. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями

1. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, - обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в которых они заняты, или выполняемой ими работы, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода они временно отстраняются от работы на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей с выплатой пособий по социальному страхованию.
3. Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора области, городов и районов.

Статья 32. Обязательные медицинские осмотры

1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при исполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные - при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
2. В случае необходимости на основании предложений центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области, межрайонных, решениями глав областной, городских и районных администраций в отдельных городах, районах, организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников или изменяться их кратность в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации.
(в ред. Закона Брянской области от 06.04.2001 № 8-З)
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
4. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
5. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные книжки и учету лечебно-профилактическими учреждениями области, а также центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 33. Профилактические прививки

Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с федеральным законом.

Статья 34. Гигиеническое воспитание и обучение

1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;
при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. В этом случае в составе экзаменационных комиссий должны быть представители государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Статья 35. Социально-гигиенический мониторинг

Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания на территории Брянской области, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг в соответствии с действующим законодательством.

Статья 36. Медицинский резерв

Для обеспечения готовности организаций системы здравоохранения к мероприятиям по предупреждению, локализации и ликвидации массовых заболеваний и отравлений людей администрацией области создается медицинский резерв медикаментозных, иммунобиологических, дезинфекционных, химических и технических средств.
Порядок образования, хранения и использования медицинского резерва устанавливается администрацией Брянской области.
Приобретение установленного перечня средств, входящих в состав медицинского резерва, осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на отрасль "Здравоохранение".

Статья 37. Финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Расходы на организацию и проведение мероприятий по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения предусматриваются в расходной части областного бюджета.
Объемы средств, направляемых на реализацию данных мероприятий, определяются на основании предложений департамента здравоохранения администрации Брянской области и центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в области в пределах утвержденных средств на реализацию целевых программ по отрасли "Здравоохранение".
2. Источниками финансирования мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения также являются добровольные взносы и пожертвования граждан, общественных объединений и юридических лиц, другие не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 38. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
области
Ю.Е.ЛОДКИН
Брянск
5 октября 2000 года
№ 56-З


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru