--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации Брянской области от 24.10.2003 № 489, которым переутверждена областная целевая программа "Школьный учебник" на 2002-2005 годы.
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Рассмотрев областную целевую Программу "Школьный учебник" на 2002 - 2005 годы, заключение и замечания Контрольно-счетной палаты областной Думы, Брянская областная Дума постановила:
Утвердить областную целевую Программу "Школьный учебник" на 2002 - 2005 годы с учетом следующих изменений, предложенных Контрольно-счетной палатой областной Думы:
1. В паспорте Программы в разделе "Государственный заказчик" вместо слов "управление образования администрации Брянской области" записать "администрация Брянской области";
2. Привести расчеты на транспортные расходы, указанные в Приложении к программе, в соответствие с пунктом 1.9 раздела 4 самой программы и записать в следующем виде:
Расчет затрат на транспортные расходы
Общая сумма средств на закупку книг составляет: 83376,6 тыс. руб.
(68559,6 + 967,0 + 1013 + 4000 + 240 + 800 + 597).
Средняя цена книги: 34,87 руб.
Всего экземпляров книг - 2 391 тыс. (83376,6 : 34,87).
В пачке в среднем 10 экз.
Всего пачек - 239,1 тыс. (2391 : 10)
Средняя грузоподъемность машины - 1 тыс. пачек.
Количество поездок - 239 (239,1 : 1).
Затраты на машину (ГСМ, обслуживание и т.п.) на одну поездку - 12,5 тыс. руб.
12,5 x 239,0 = 2987,5 тыс. руб.
Экспедирование (1 чел. г. Москва, Саратов, Смоленск)
293 х 3 сут. х 137,5 руб. = 98587,5 руб.
Погрузочно-разгрузочные работы -
293,1 тыс. пачек х 10 руб. = 2391,0 тыс. руб.
Коммунальные услуги, связь, вневедомственная охрана - 1500 тыс. руб.
Складирование, хранение и выдача книг - 1022,9 тыс. руб.
Итого -
8000 тыс. руб. (2987,5 + 98,6 + 2391,0 + 1500,0 + 1 022,9).
Председатель
областной Думы
С.Н.ПОНАСОВ
Одобрена
Постановлением
администрации
Брянской области
от 16.03.2001 № 187
Утверждена
Постановлением
Брянской областной Думы
от 29.05.2001 № 3-195
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Наименование программы
Школьный учебник
Основание для разработки программы
Приказ Минобразования России от 14.04.2000 № 1109.
Государственный заказчик
Управление образования администрации Брянской области.
Разработчик
Управление образования администрации Брянской области.
Основная цель программы
Улучшение обеспечения общеобразовательных учреждений области учебниками и учебной литературой.
Основные задачи программы
Реализация конституционного права граждан на бесплатное образование.
Совершенствование системы обеспечения общеобразовательных учреждений учебниками.
Реализация государственных и областных образовательных стандартов.
Эффективное расходование средств областного бюджета.
Срок реализации
2002 - 2005 годы.
Основные мероприятия
1. Государственная поддержка в обеспечении бесплатными учебниками учащихся общеобразовательных учреждений области.
2. Информационно-аналитическая деятельность.
3. Формирование сводного заказа области на учебники.
4. Учебно-методическая работа.
Основные мероприятия
Управление образования администрации Брянской области, комитет по экономической политике администрации Брянской области;
областной институт повышения квалификации работников образования;
администрации городов и районов области.
Объемы и источник финансирования
областной бюджет - 91486,6;
муниципальные бюджеты и внебюджетные фонды - 6322;
Всего - 97808,6.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Полное удовлетворение заказов общеобразовательных учреждений области на минимальный комплект учебных изданий, обеспечивающий освоение требований государственных стандартов.
Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Координацию работы по реализации программы "Школьный учебник" осуществляет управление образования администрации Брянской области.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНИКАМИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Федеральное финансирование учебного книгоиздания начало сокращаться с 1994 г., а в 1997 году прекратилось окончательно.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. № 767 "О мерах по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 1022-р определена новая политика в области учебного книгоиздания, и субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять порядок обеспечения учебной литературой государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, находящихся в их ведении.
Обеспечение образовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой находится в крайне сложном положении. В современных условиях вариативного образования создаются трудности в формировании сводного заказа на учебную литературу. Отсутствие финансирования из федерального бюджета и развитой инфраструктуры в области осложняют его реализацию.
В связи с этим необходим новый подход к решению вопроса обеспечения образовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой, т.е. разработка настоящей программы.
Учебник является основным средством обучения. Реализация федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта во многом зависит от того, как осуществляется обеспечение учителя и ученика литературой, соответствующей требованиям современных учебных программ.
Дефицит учебников основного комплекта в области составляет сегодня около 2 млн. экземпляров на сумму 91 млн. рублей в ценах на 1 января 2001 г.
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НА ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ:
-------------T--------------------------T------------------------¬
¦ Год ¦ План в млн. ¦ Факт. в млн. ¦
¦ ¦ руб. ¦ руб. ¦
+------------+--------------------------+------------------------+
¦ 1998 ¦ 4 ¦ 1,8 ¦
+------------+--------------------------+------------------------+
¦ 1999 ¦ 4 ¦ 2,2 ¦
+------------+--------------------------+------------------------+
¦ 2000 ¦ 4 ¦ 3,5 ¦
L------------+--------------------------+-------------------------
При планировании не учитывается то, что цены на учебные издания ежегодно значительно повышаются. В результате этого плановая цифра бюджета на оплату учебников все меньше соответствует потребности. Так выглядит соотношение планируемой суммы и необходимой:
-------------T--------------------------T------------------------¬
¦ Год ¦ План в млн. ¦ % от потребности ¦
¦ ¦ руб. ¦ ¦
+------------+--------------------------+------------------------+
¦ 1998 ¦ 4 ¦ 40% ¦
+------------+--------------------------+------------------------+
¦ 1999 ¦ 4 ¦ 25% ¦
+------------+--------------------------+------------------------+
¦ 2000 ¦ 4 ¦ 15% ¦
L------------+--------------------------+-------------------------
Вследствие этого в образовательных учреждениях используются учебные издания, выпущенные в конце 80-х годов. По большинству учебных предметов учебники и учебные пособия имеются в ограниченном количестве или вовсе отсутствуют.
Анализ состояния учебного фонда показал, что в нем:
морально устаревших учебников - 7%;
физически изношенных - 38%;
с продленным сроком пользования - 30%;
новых - 25%.
Таким образом, в учебном процессе используются 75% изданий, не соответствующих требованиям современных учебных программ (особенно остро это отражается на преподавании обществоведческих дисциплин, литературы, географии).
В связи с переходом начальной школы на четырехлетний цикл обучения с 2001 года согласно национальной доктрине развития образования в России требуют полной замены учебники для учащихся 1 - 4 классов. В учреждениях дошкольного образования нет современных развивающих учебных пособий.
Для полноценной работы, кроме учебника, школьнику и педагогу требуется широкий круг справочной, научной, научно - популярной, художественной, методической литературы, на приобретение которой предусмотрены выплаты в размере одной минимальной заработной платы ежемесячно. Зарплата педагога мизерная, да еще задолженность по этим выплатам на 15.01.2001 составляет 5511 тыс. рублей. В результате педагогические работники не знакомы со значительным числом новых учебно-методических изданий, утвержденных Министерством образования Российской Федерации.
Значительная часть населения области имеет доходы ниже прожиточного минимума. Учебники для их детей - роскошь. Фонды библиотек образовательных учреждений за последние 5 лет практически не пополнялись программной, художественной, научной, справочной литературой.
В этих условиях необходимо сохранить поддержку в первую очередь социально незащищенных слоев населения, а также детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, и создать систему по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений области. Данная инфраструктура должна эффективно работать в условиях вариативного обучения как с бюджетными, так и с внебюджетными средствами.
Таким образом, проблема заключается в отсутствии:
полноценного пополнения учебного фонда библиотек образовательных учреждений;
финансовых средств на приобретение полного комплекта учебников;
четкого механизма снабжения;
нормативных и инструктивно - методических документов, регламентирующих процесс обеспечения учреждений образования учебной литературой.
Данный проект предусматривает создание централизованной системы обеспечения учреждений образования учебной, учебно - методической, справочной и программной литературой. Он носит социально ориентированный характер, учитывает возможности и интересы семей с различным материальным достатком.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью областной целевой программы "Школьный учебник" на 2002 - 2005 годы является полное обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений федеральным и региональным минимумом учебных изданий, необходимых для освоения требований государственных образовательных стандартов.
Данный проект предусматривает решение следующих задач:
создание централизованной системы обеспечения школ и других учреждений образования учебной, дидактической, учебно-методической, справочной и программной литературой, используя различные источники финансирования;
реализация государственных и областных стандартов;
- издание региональных учебных пособий;
- дальнейшее развитие системы ознакомления с новинками учебной литературы участников образовательного процесса;
- снижение стоимости учебников и учебных пособий за счет формирования сводного заказа образовательных учреждений и устранения посредников между издательством и потребителем.
3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2002 - 2005 годы
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Расшифровка сокращений в разделе:
УО - управление образования администрации Брянской области;
ОУ - общеобразовательные учреждения;
ФУ - финансовое управление администрации Брянской области;
БИПКРО - Брянский институт повышения квалификации работников образования;
УНПО - учреждения начального профессионального образования;
обл. бюджет - областной бюджет;
муницип. бюджет - муниципальный бюджет;
КПС - книгопроводящая структура.
Программа реализуется путем проведения ряда мероприятий, направленных на упорядочение работы по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений области учебной литературой.
1. Разрабатывается нормативно - правовая база по обеспечению общеобразовательных учреждений области учебной литературой.
Обеспечивается целевое финансирование издания и доставки учебников согласно заявкам органов управления образованием.
2. Для расширения возможности выбора и заказа учебной литературы управление образования устанавливает связи с Минобразования России, издательствами, проводит мониторинг новинок педагогических изданий, анализ состояния учебного фонда школьных библиотек. Экспертный совет по учебной литературе определяет региональный комплект учебников, рекомендуемых для использования в образовательных учреждениях области.
3. Управление - образования формирует сводный заказ области на базе перечня учебных изданий, рекомендуемых Минобразования России, согласно заявкам райгоротделов образования.
В целях совершенствования системы обеспечения общеобразовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой определяется книгопроводящая организация путем проведения конкурса. Конкурс проводится один раз в два года. Заключаются договоры с издательствами на издание и поставку учебников.
Управление образования координирует отношения районных (городских) органов управления образования с книгопроводящими организациями, осуществляет контроль за деятельностью органов управления образования по вопросам учета и сохранности школьных учебников, переданных в их пользование.
4. Для подготовки учителей к работе с новыми учебными изданиями БИПКРО организует курсовую подготовку педагогических работников. Ежегодно проводятся семинары со специалистами органов управления образования.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Координацию работы по реализации программы "Школьный учебник" осуществляет управление образования администрации Брянской области.
Управление образования:
устанавливает связи с Минобразования России;
заключает договоры с издательствами;
координирует отношения районных (городских) органов управления образованием с книгопроводящими структурами;
осуществляет Контроль за деятельностью органов управления образованием по вопросам учета и сохранности школьных учебников, переданных в пользование образовательным учреждениям.
8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация программы позволит:
преодолеть кризисную ситуацию в обеспечении общеобразовательных учреждений области учебниками и учебными пособиями, тем самым реализовать конституционное право на бесплатное образование;
обеспечить учащихся общеобразовательных учреждений федеральным и региональным минимальным комплектом учебных изданий, необходимых для освоения учебных программ в пределах государственных образовательных стандартов;
повысить качество образования;
эффективно использовать учебную литературу;
снизить стоимость учебной книги за счет консолидированного заказа и устранения посредников между издательством и обучающимися;
расширить и совершенствовать издание региональных учебных пособий.
Приложение
к Постановлению
Брянской областной Думы
от 29.05.2001 № 3-195
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Таким образом, стоимость единовременного обеспечения библиотек общеобразовательных учреждений минимальным комплектом учебников составляет 67,64 млн. рублей;
Исходя из оптимального срока эксплуатации учебников (4 года) для закупки учебных изданий в год необходимо будет выделять 16,91 млн. рублей (67,64 : 4).
Стоимость учебных изданий для обеспечения учителей школ рассчитывалась по следующим показателям:
общая численность учителей - 17,5 тыс. человек;
на одного преподавателя необходимо иметь в библиотеке 6 учебников (следует учесть, что в абсолютном большинстве сельских школ преподаватель ведет занятия по 2 - 3 предметам);
средняя стоимость учебника - 34,87 руб.;
срок эксплуатации учебника - 4 года.
Значит, на обеспечение педагогов учебниками необходимо затратить в год 17,5 х 6 х 34,87 : 4 = 915,3 тыс. рублей.
Расчет стоимости минимального комплекта учебников для учащихся коррекционных общеобразовательных учреждений проводился по аналогии с массовыми школами.
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
VIII ВИДА (ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА)
Стоимость комплекта учебников для одного учащегося коррекционной школы других видов производилась исходя из издательских цен на 01.01.2001.
КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА
---------------------T----------T---------T----------------------¬
¦ Вид ¦Контингент¦Стоимость¦ Стоимость комплекта ¦
¦ коррекционного ¦ ¦комплекта¦ учебной литературы ¦
¦общеобразовательного¦ ¦учебников¦ на весь контингент ¦
¦ учреждения ¦ ¦на одного¦ учащихся (в рублях) ¦
¦ ¦ ¦ ученика ¦ ¦
¦ ¦ ¦в рублях ¦ ¦
+--------------------+----------+---------+----------------------+
¦III, IV (для¦ 84 ¦ 630 ¦ 52920 ¦
¦слабовидящих) ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+---------+----------------------+
¦I, II (для¦ 231 ¦ 425 ¦ 98175 ¦
¦слабослышащих, ¦ ¦ ¦ ¦
¦глухих ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+---------+----------------------+
¦VI (для ЗПР) ¦ 306 ¦ 335 ¦ 102510 ¦
+--------------------+----------+---------+----------------------+
¦ВСЕГО ¦ ¦ ¦ 253605 ¦
L--------------------+----------+---------+-----------------------
253,6 : 4 = 63,4 тысячи рублей.
Итого стоимость комплекта учебной литературы для всего контингента учащихся коррекционных образовательных учреждений составляет 241,75 тысячи: рублей (178,35 + 63,4).
Для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования необходимы учебники и учебные пособия по общеобразовательным предметам (1 и 2 курс) и для специальных дисциплин.
Расчет стоимости учебников и учебных пособий для всех обучающихся в этих учреждениях проводился с учетом контингента и средней стоимости одного комплекта учебников и учебных пособий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
--------------------T-----------T------------T-------------------¬
¦ Учебные ¦Контингент ¦ Стоимость ¦ Стоимость ¦
¦ дисциплины ¦обучающихся¦ одного ¦учебной литературы ¦
¦ ¦ ¦ комплекта ¦на весь контингент ¦
¦ ¦ ¦ учебников ¦ обучающихся ¦
¦ ¦ ¦ на одного ¦ (в рублях) ¦
¦ ¦ ¦обучающегося¦ ¦
+-------------------+-----------+------------+-------------------+
¦Общеобразовательные¦ 313 ¦ 479,75 ¦ 150161,75 ¦
+-------------------+-----------+------------+-------------------+
¦Специальные ¦ 1569 ¦ 549,9 ¦ 862793,1 ¦
+-------------------+-----------+------------+-------------------+
¦ИТОГО: ¦ ¦ ¦ 1012954,85 ¦
L-------------------+-----------+------------+--------------------
Таким образом, для педагогических училищ стоимость учебной литературы на весь контингент составляет: 253,25 тыс. рублей (1013 : 4).
РАСЧЕТ
РАСХОДОВ НА ИЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ
1. "История Брянского края", В.В.Крашенинников 10 и 11 классы
------T------------T----------T-------------T--------T-----------¬
¦Класс¦ Количество ¦Количество¦ Общее ¦ Цена ¦ Сумма ¦
¦ ¦ учащихся ¦ учителей ¦ количество ¦ в руб. ¦ в руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦пользователей¦ ¦ ¦
+-----+------------+----------+-------------+--------+-----------+
¦ 10 ¦ 15262 ¦ 500 ¦ 15762 ¦ 45 ¦ 709290 ¦
+-----+------------+----------+-------------+--------+-----------+
¦ 11 ¦ 14986 ¦ 500 ¦ 15486 ¦ 47 ¦ 727842 ¦
+-----+------------+----------+-------------+--------+-----------+
¦ВСЕГО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1437132 ¦
L-----+------------+----------+-------------+--------+------------
Количество обучающихся в педучилищах по этим учебникам - 313 человек.
РАСЧЕТ
СТОИМОСТИ ПРОГРАММНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И СПРАВОЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ БИБЛИОТЕК
Количество основных и средних школ - 693 (217 + 476)
1. Количество словарей - 5
Цена - 239,72.
Сумма - 1198,6 х 693 = 830629,8.
2. Словарь для начальной школы стоит 100 руб.
100 х 114 = 11400 руб.
3. Хрестоматия программных художественных произведений для учащихся 5 - 11 классов.
25 томов по 40 руб. - 1000 рублей.
На школу необходимо иметь 10 комплектов.
10 х 1000 х 693 = 6930000 руб.
4. Сборник произведений для чтения в начальной школе 5 томов по 40 руб. = 200.
На школу необходимо иметь 10 комплектов
----T--------------------------T-------------T--------T----------¬
¦ № ¦ Наименование ¦ Количество ¦ Цена ¦ Сумма ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ в руб. ¦ в руб. ¦
+---+--------------------------+-------------+--------+----------+
¦ 1.¦Инвентарная книга ¦ 1 ¦ 30 ¦ 30 ¦
+---+--------------------------+-------------+--------+----------+
¦ 2.¦Книга суммарного учета¦ 2 ¦ 15 ¦ 30 ¦
¦ ¦(для художественной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературы и учебников) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------------+--------+----------+
¦ 3.¦Дневник библиотеки ¦ 1 ¦ 20 ¦ 20 ¦
+---+--------------------------+-------------+--------+----------+
¦ ¦ИТОГО ¦ ¦ ¦ 80 ¦
L---+--------------------------+-------------+--------+-----------
Основных и средних школ - 693.
80 х 693 = 55440 руб.
Для каждого читателя нужны читательские формуляры, их стоимость - 1 рубль.
1 руб. х 178027 учащихся = 178027 руб.
Общая потребность на библиотечную документацию: 233467 рублей.
Из них: по тыс. руб. - областной бюджет;
122 тыс. руб. - местные бюджеты.
РАСЧЕТ
ПОТРЕБНОСТИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МИНИМАЛЬНЫМ КОМПЛЕКТОМ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
------------------------T---------------------T------------------¬
¦ Количество дошкольных ¦ Стоимость ¦ Сумма ¦
¦ учреждений ¦ комплекта ¦ в тыс. руб. ¦
+-----------------------+---------------------+------------------+
¦ 458 ¦ 1303,5 ¦ 597 ¦
L-----------------------+---------------------+-------------------
597 : 4 = 149,25 тыс. руб.
РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ
Общая сумма средств, на закупку книг составляет:
79136,6 тыс. рублей (78123,6 + 1013).
Средняя цена книги - 34,87 руб.
Всего экземпляров книг - 2269 тыс. (79136,6 : 34,87).
В пачке в среднем - 10 экз.
Всего пачек - 227 тыс. (2269 : 10).
Средняя грузоподъемность машины 1,8 тыс. пачек.
Количество поездок - 126 (227 : 1,8).
Затраты на машину (ГСМ, обслуживание и т.п.) - 12 тыс. руб. на 1 поездку,