ПОСТАНОВЛЕНИЕ Брянской областной Думы от 27.12.2001 № 3-441
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОНВЕРСИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2001 г. № 3-441
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"КОНВЕРСИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
Рассмотрев областную целевую программу "Конверсия предприятий оборонно-промышленного комплекса Брянской области на 2002 - 2005 годы", внесенную на утверждение в областную Думу администрацией Брянской области, Брянская областная Дума постановила:
1. Утвердить областную целевую программу "Конверсия предприятий оборонно-промышленного комплекса Брянской области на 2002 - 2005 годы" со следующими изменениями:
- в таблице 4 привести в соответствие итоговые суммы по графам и строке 18;
- в таблицах 4, 5 привести в соответствие итоговые суммы средств областного бюджета;
- в приложении к программе итоговые суммы разбивки средств по мероприятиям привести в соответствие с итоговыми суммами сводной таблицы 5.
2. Рекомендовать администрации Брянской области:
2.1. Внести вышеуказанные изменения в программу, одобренную Постановлением администрации области от 27 ноября 2001 г. № 583;
2.2. Ежегодно уточнять объем финансирования программы при формировании областного бюджета на соответствующий год.
Председатель
областной Думы
С.Н.ПОНАСОВ
Одобрена
Постановлением
администрации
Брянской области
от 27.11.2001 № 583
Утверждена
Постановлением
Брянской областной Думы
от 27.12.2001 № 3-441
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОНВЕРСИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Конверсия предприятий оборонно-промышленного
комплекса Брянской области на 2002 - 2005 годы"
Наименование программы
Областная целевая программа "Конверсия предприятий оборонно-промышленного комплекса на 2002 - 2005 годы"
Дата принятия решения о разработке программы
Решение комитета по вопросам промышленности, строительства транспорта, связи сферы обслуживания Брянской областной Думы от 16.05.2001 № 3-6/5
Нормативная база программы
1. Закон от 13.04.1998 № 60-ФЗ "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации".
2. Закон Брянской области от 31.10.1996 № 36-З "О порядке разработки и реализации территориальных (областных) программ"
Государственный заказчик
Администрация Брянской области.
Основные разработчики
1. Комитет по промышленности и транспорту администрации Брянской области.
2. Региональный научно-технический центр (РНТЦ) предприятий ОПК при ОАО "НИИ "Изотерм".
3. НТС совета директоров предприятий ОПК
Исполнители
Предприятия ОПК Брянской области (по согласованию), комитет по промышленности и транспорту администрации области
Срок реализации программы
2002 - 2005 годы
Цели и задачи программы
Освоение новых видов конкурентоспособной продукции, обновление производственных мощностей предприятий ОПК, переобучение кадров, обеспечение роста заработной платы и производительности труда при наращивании занятости и объемов выпуска
<*> - Федеральный бюджет - средства, получаемые предприятиями в ходе реализации федеральных программ (Федеральный фонд развития электронной техники РАСУ и др.).
- Областной бюджет - средства, выделенные в соответствии с законом об областном бюджете, налоговые льготы по платежам в областной бюджет (расшифровка в приложении - таблица 5).
- Инвестиционный кредит - средства кредитных учреждений, частных инвесторов, средства от участия в реализации региональной целевой программы энергосбережения Брянской области.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы;
оценка экономической эффективности
Оценка конечных результатов производится согласно критериям: бюджетной, коммерческой и экономической (народно-хозяйственной) эффективности, с учетом решения социальных проблем, задач собственно конверсии и реструктуризации предприятий
Система организации контроля за исполнением программы
В форме докладов о ходе выполнения мероприятий программы согласно составленному календарному плану, отражающему этапы ее исполнения, представляются в областную Думу ежегодно.
1. Содержание проблемы и необходимость ее
решения программными методами
Предприятия оборонно-промышленного комплекса Брянского региона в 2000 году наращивали объемы производства и занятости. Объем товарной продукции в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил по ОПК 168,6 проц., занятость увеличилась почти на 6 процентов. Таким образом, предприятия брянской оборонки не снизили темпов роста (в 1999 году по сравнению с 1998 - 167,2 проц.), а в сфере занятости обеспечили кардинальный перелом тенденции (в 1999 году занятость упала на 5,2 проц.).
В 2000 году на первый план вышли три проблемы:
инвестиции и качество продукции;
социальная (увеличение занятости за счет привлечения молодых специалистов);
объединение усилий в рамках корпоративных структур и активизация сотрудничества между предприятиями ОПК.
Вместе с тем для предприятий ОПК в 2000 году были характерны следующие тенденции:
рост издержек производства опережает рост цен на готовую продукцию предприятий;
кредиторская задолженность по-прежнему существенно превышает дебиторскую (в 1,68 раза);
отсутствие четких норм и плановости в финансировании госзаказа.
Перед предприятиями оборонного комплекса продолжает стоять ряд центральных проблем: замена основных фондов, привлечение инвестиций, дефицит высококвалифицированных кадров, сложность вхождения и освоения новых рынков сбыта продукции и другие.
Состав и структура ОПК Брянского региона
В состав оборонно-промышленного комплекса Брянской области входит 21 предприятие с численностью работающих около 18 тысяч человек и объемом производства около 1 млрд. рублей. Из 21 предприятия 18 входят в состав Российского агентства по системам управления (РАСУ), 2 - предприятия Минобороны России и 1 - авиапромышленности (ФГУП БЭМЗ, ОАО "Брянское СКБ", ГП "111-й военный завод", ЗАО "Группа - Кремний", ОАО "Термотрон", ОАО "Литий", ОАО "НИИ "Изотерм", ОАО "Электроаппарат", НПФ "Электронтехника", ФГУП БХЗ, ОАО "Стрела", ОАО "Надва", ОАО "Анод-Система", ОАО "Резистор", з-д "Электродеталь", ОАО "Реле", ОАО "Восход", ОАО "Монолит", ГП "Завод "Нерусса", ООО "Контакт", з-д "Снежеть"). 12 предприятий, на которых работает 7600 человек, расположены в районных центрах области и являются градообразующими или в значительной мере определяют социальный климат на местах.
По форме собственности пять предприятий государственных (БЭМЗ, БХЗ, 111-й завод, з-д "Электродеталь", з-д "Нерусса"). Шесть приватизированных предприятий имеют "Золотую" акцию" (ОАО "Стрела", ОАО "Восход", ОАО "Надва", ОАО "Термотрон", ОАО "Электроаппарат", ОАО "НИИ "Изотерм"). Владельцем 25,5 проц. акций ОАО "Монолит" является государство, а 50 проц. акций ЗАО "Группа-Кремний" владеет Федеральный фонд развития электронной техники (РАСУ).
Финансово - экономическое состояние предприятий оборонного комплекса Брянского региона на протяжении 1995 - 2000 гг. оставалось достаточно нестабильным. Его определяли следующие характеристики:
недостаток оборотных средств, необходимых для производства продукции высокого качества;
значительные издержки на поиск платежеспособных заказчиков;
низкий уровень инвестиций - частных и государственных, трудности в работе с банками по привлечению необходимых кредитных ресурсов;
неотлаженность собственных цепочек сбыта производимой продукции.
Общая численность работающих на оборонных предприятиях в Брянской области на 1996 г. составила 22,1 тыс. человек, из которых 21,6 тыс. чел. - в промышленности и 0,5 тыс. чел. - в науке. В 1996 году численность занятых составила 82 проц. к уровню 1995, а в 1995 г., в свою очередь, 81 проц. к уровню 1994. По сравнению с 1996 годом показатель занятости только за первый квартал 1997 года составил 82 процента. Практически каждый пятый человек от общей численности работающих в промышленности области был занят на оборонном предприятии.
В 1998 и 1999 гг. тенденция сокращения количества занятых на оборонных предприятиях работников продолжилась. В 1998 году численность работающих уменьшилась на 2272 человека. На начало 1999 года занятость в оборонных отраслях Брянской области составила чуть более 17 тыс. чел., в то время как в 1993 г. она составляла порядка 40 тыс. человек. Потеря кадрового потенциала представляет серьезную опасность для функционирования данных предприятий и всей российской промышленности в будущем.
За 2000 год число занятых в ОПК Брянского региона впервые за последние годы превысило уровень занятости 1999 года (рис. 1).
Рис. 1. Изменение численности работающих на предприятиях оборонного комплекса Брянского региона (1) и в электронной отрасли (2) (не приводится).
Социальные проблемы функционирования предприятий ОПК региона напрямую вытекают из:
имеющейся задолженности федерального бюджета за выполненный государственный заказ;
задолженности по заработной плате и задержки выплаты заработной платы работникам;
величины номинальной заработной платы по отношению к прожиточному минимуму (низкий уровень реальной заработной платы).
Учитывая наличие существенных проблем в развитии, оборонно - промышленного комплекса Брянской области и необходимость их решения, для закрепления тенденций роста объемов выпуска, занятости и реальной заработной платы на предприятиях ОПК, в условиях переориентации производственных мощностей с выпуска военной продукции на производство изделий гражданского назначения и ограниченной ресурсной базы, резко возрастает потребность в использовании программно - целевого метода планирования конверсии (реструктуризации) соответствующих предприятий.
2. Конверсия предприятий ОПК Брянского региона
(общие результаты реализации программы конверсии
и реструктуризации 1999 - 2001 гг.,
цели и задачи программы 2002 - 2005 гг.)
На основании Федерального закона "О конверсии" в 1998 г. была разработана областная программа конверсии предприятий оборонного комплекса на 1999 - 2001 гг., которая утверждена Постановлением Брянской областной Думы от 29.04.1999 № 2-753.
Первоначально в программу вошли 35 проектов 13 предприятий. В ходе реализации программных мероприятий их число было увеличено до 47, причем 17 включено дополнительно, а 5 мероприятий исключено как потерявшие актуальность.
В 1999 году программа профинансирована на 44,2 проц. (см. таблицы 1 - 3), выполнено всего 8 мероприятий. В 2000 году программа профинансирована на 86,2 проц. (выполнено 9 мероприятий). В 2001 году ожидаемое выполнение составит 16 мероприятий. Таким образом, программа конверсии 1999 - 2001 гг. остается на 30 проц. (от 47 мероприятий) невыполненной. Следовательно, цели данной программы нельзя признать полностью достигнутыми.
Тем не менее, в 1999 - 2000 гг. объем производства предприятий оборонного комплекса области существенно возрос, а в 2000 году удалось увеличить число занятых на предприятиях на 7,2 проц.
Средняя заработная плата возросла в 2,3 раза, отношение кредиторской задолженности к дебиторской сократилось с 2,5 до 1,73 раза.
В рамках выполнения программы проводилась работа по сертификации продукции предприятий области по международным стандартам ИСО-9000. Четыре предприятия получили сертификаты в 1999 - 2000 гг.: БЭМЗ - "Оборонсертифика"; "НИИ "Изотерм" - "Оборонсертифика" и "ВАК-ТСА" (Германия); "Монолит" - Р-СК-А "НМЦ-Норма" (г. Москва), ЗАО "Группа-Кремний" - сертификат фирмы "Вишей" (США). В 2001 г. на 9 предприятиях идет подготовка к сертификации выпускаемой продукции.
За 1999 - 2000 гг. выпуск сертифицированной продукции вырос с 24,7 проц. до 33,7 проц. от объема произведенной товарной продукции, что говорит о необходимости наращивания усилий в области повышения качества и сертификации новой продукции.
Исходя из предварительных результатов реализации программы конверсии 1999 - 2001 гг., сформулируем цели и задачи программы на 2002 - 2005 гг.:
обеспечить финансирование разработки и производства новой продукции гражданского назначения на предприятиях, где происходит сокращение оборонного государственного заказа;
обеспечить поддержание мобилизационных мощностей предприятий оборонного комплекса, находящихся в государственной собственности;
добиться сохранения темпов роста объемов производства в промышленности области на уровне 2000 года при опережающем росте реальной заработной платы работников;
повысить финансовую устойчивость работы предприятий, улучшить показатели хозяйственной деятельности;
увеличить число занятых на оборонных предприятиях за счет привлечения молодых специалистов и произвести переобучение кадров.
Из указанных целей вытекают подходы к планированию необходимых мероприятий, приоритетные направления работы предприятий, ресурсное обеспечение, распределение финансовых средств, организационно - правовые изменения и так далее.
3. Система программных мероприятий на 2002 - 2005 гг.
Программа конверсии на 2002 - 2005 гг. включает 59 проектов 20 предприятий, в числе которых 19 проектов из программы 1999 - 2001 гг. (9 - как невыполненные, 10 - для дальнейшего развития и расширения производства). Новая продукция представлена в 40 проектах.
Распределение отобранных (вошедших в программу) проектов по предприятиям, объем выделяемых средств, источники финансирования и ожидаемые результаты - в таблице 4.
Структура программы на 2002 - 2005 гг. по направлениям деятельности принимает следующий вид:
-------------------------------------------T---------------------¬
¦ Направление ¦ Число проектов ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦1. Энергетика, энергосбережение ¦ 20 ¦
¦2. Радиоэлектронная техника ¦ 13 ¦
¦3. Транспорт ¦ 11 ¦
¦4. ТНП ¦ 6 ¦
¦5. Строительство ¦ 5 ¦
¦6. Медтехника, экология ¦ 4 ¦
L------------------------------------------+----------------------
Наиболее крупные вложения по программе предусмотрены в проекты пяти предприятий: ОАО "Литий" - 480 млн руб.; ФГУП "Электродеталь" - 86,2 млн руб., ФГУП БХЗ - 78,01 млн руб.; ФГУП БЭМЗ - 66,3 млн руб., ОАО "Термотрон" - 66,3 млн руб., что составляет 80,4 проц. от всей суммы финансирования программы и 64,8 проц. суммы финансирования из областного бюджета.
На долю указанных пяти предприятий приходится создание 1345 дополнительных рабочих мест при реализации программных мероприятий.
4. Ресурсное обеспечение программы
Программа разработана на основе анализа социально-экономического развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Брянской области в 1992 - 2000 гг. и 2001 г. (выполненного РНТЦ "НИИ "Изотерм") с учетом ограничений по финансовому обеспечению. В основу взята методология, разработанная в трудах ряда исследователей.
Общий объем финансовых ресурсов, выделяемых на программу, составляет 960,20 млн руб., в том числе: из федерального бюджета - 169,74 млн руб. (17,7 проц,), из областного бюджета - 203,65 млн руб. (21,5 проц.), собственные средства предприятий - 240,39 млн руб. (25 проц.). Подробное распределение ресурсов, выделяемых на программу, - в таблице 4, ассигнования из областного бюджета - таблица 5.
5. Механизм подготовки и реализации программы
Механизм реализации программы определяется этапами подготовки программных мероприятий (проектирование программы), схемой финансирования запланированных мероприятий, графиком поступления финансовых средств (согласно утвержденным этапам выполнения), на которые фактически возложена функция пополнения недостающих для разработки и производства новых изделий оборотных средств предприятий.
В основу разработки программы положены методики проектирования согласно источникам (1 - 2, 8 - 10, 12 - 14).
Общий алгоритм подготовки и реализации программы, вытекающий из указанных методик, включает следующие основные шаги:
1. Изучение текущего состояния предприятий и анализ тенденций их развития.
2. Определение адекватности задач, которые ставят перед собой предприятия при подаче предложений по участию в программе конверсии (реструктуризации).
3. Установление наиболее перспективных направлений деятельности в рамках разрабатываемой программы.
4. Оценка общего объема финансовых (инвестиционных) ресурсов, а также целесообразности использования тех или иных источников средств и их распределение между предприятиями и проектами исходя из необходимости достижения целей и задач программы.
5. Формирование проекта программы (комитет по промышленности и транспорту администрации области, РНТЦ, ОАО "НИИ "Изотерм").
6. Согласование и утверждение проекта программы в областной Думе.
7. Контроль за своевременным исполнением финансовых назначений и возвратом средств.
Ответственность за ход реализации и возврат выделяемых по программе средств ложится на непосредственных исполнителей программы - предприятия ОПК Брянской области
6. Организация управления программой конверсии
(реструктуризации) и контроля за ходом ее выполнения
Управление программой конверсии (реструктуризации) предприятий ОПК Брянской области возлагается на комитет по промышленности и транспорту администрации области. Промежуточные итоги выполнения программы могут рассматриваться на совете директоров предприятий ОПК или на заседаниях его рабочих органов.
Комитет по промышленности и транспорту администрации области, руководители предприятий, РНТЦ, предприятий ОПК (по согласованию) несут ответственность за выполнение программы в установленные сроки, рациональное использование выделяемых бюджетных средств, размещение заказов на предприятиях, контролируют исполнение работ и поставку продукции точно в срок.
Общий контроль за эффективностью расходования средств по программе осуществляет комитет по вопросам промышленности строительства, транспорта, связи и сферы обслуживания Брянской областной Думы. Доклады в комитет о ходе реализации программы представляются ежегодно.
7. Оценка эффективности конверсионной программы
В результате выполнения программы планируется увеличить объем производства продукции предприятий ОПК Брянской области на 1166, 5 млн руб., создать дополнительно 1530 рабочих мест, на 11 (из 20) предприятиях сохранить рабочие места, нарастить выпуск продукции, включая поставляемую на экспорт.
Эффективность программы характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, связанных с ее реализацией.
Коммерческая эффективность дает оценку финансовым последствиям реализации программы (и отдельных проектов) для участников программы.
Бюджетная эффективность позволяет оценить превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с реализацией программы.
Экономическая (народно-хозяйственная) эффективность дает оценку успешности программы с позиций интересов экономики региона. Данный параметр эффективности обычно включает в себя стоимостную (если таковая возможна) или качественную оценку социальных, экологических, политических, научно - технологических, внешнеэкономических результатов.
Поскольку настоящая программа является целевой, постольку главным критерием ее эффективности является достижение целей конверсии (реструктуризации) предприятий, относимых к ОПК Российской Федерации, а также сопряженных с ними целей при соблюдении критериев коммерческой и бюджетной эффективности.
Учитывая строгое следование принципу целенаправленного использования средств, выделенных из областного бюджета на конверсионную программу, можно считать, что расчет бюджетной эффективности подтверждает целесообразность выделения заявленных средств (при отсутствии форс - мажорных обстоятельств).
Таблица 1
Финансирование программы конверсии предприятий ОПК
Брянской области за 1999 - 2000 гг.
и план на 2001 г. (млн руб.)