Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОММЕНТАРИЙ УМНС РФ по Брянской области от 28.08.2002
"НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УМНС РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММЕНТАРИЙ
от 28 августа 2002 года

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Принята и опубликована в Российской газете от 10 августа глава 26 Второй части Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которой с 1 января 2002 года на территории России для организаций и индивидуальных предпринимателей - пользователей недрами вводится новый налог - "налог на добычу полезных ископаемых". С введением данного налога отменяются плата за право на пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Вместе с тем, не следует считать, что произошла автоматическая замена 2-х платежей на один налог.
До принятия 26 главы не существовало конкретного налогового Закона о плате за право пользования недрами и по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы. В связи с этим, и налогоплательщики и работники налоговых органов руководствовались в своей работе только инструкциями, подготовленными Госналогслужбой, и некоторыми статьями Закона "О недрах", который был подготовлен совместно Комитетом РФ по геологии и использованию недр и Всероссийским научно - исследовательским институтом экономики минерального сырья и недропользования и являлся нормативным актом, необходимым для работы Комитета природных ресурсов, а не налоговых органов.
Изложение нового налога соответствует всем критериям, которые предъявляются к законодательству о налогах и отражены в I части НК РФ, т.е. определены все элементы налогообложения, что является большим прогрессом в налогообложении по использованию недр, или как теперь звучит в новой редакции по добыче полезных ископаемых.
До этого плательщиками являлись пользователи недр (субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами), осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Из данного перечня круга плательщиков видно, как устарело существующее сегодня законодательство, касающееся платы за пользование недрами.
Остановимся на статьях нового закона.
Согласно ст. 334 - налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 335 - постановка на учет налогоплательщика является новой (в старой редакции нормативных документов этот вопрос не освещался).
Организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что если юридический адрес налогоплательщика находится в Брянске и он сдает бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации в инспекцию г. Брянска, а песок, глину или другие строительные материалы берет в Выгоничах, то он должен как плательщик по налогу на добычу полезных ископаемых стать на учет в инспекции Выгоничского района.
Статья 336 - объект налогообложения. Объектом налогообложения определены все полезные ископаемые, добытые из недр на участке, представленном налогоплательщику.
Статья 337 - добытое полезное ископаемое, дает перечень видов добытых полезных ископаемых, из 13 видов которых, на территории Брянской области добываются торф, песок природный строительный, песчано - гравийные смеси, глины, мел, фосфоритовые руды, подземные минеральные воды.
Исключена из данного перечня подземная пресная вода, которая перешла в плату за пользование водными объектами в связи с внесенными согласно Федерального Закона от 07.08.2001 № 111-ФЗ изменениями в Федеральный Закон "О плате за пользование водными объектами".
Статья 338 - налоговая база устанавливает порядок самостоятельного определения плательщиком налоговой базы отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого, которые облагаются по разным налоговым ставкам.
Статья 339 - определение качества добытого полезного ископаемого осуществляется плательщиком в зависимости от вида добытого полезного ископаемого в ед. нетто массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом, причем косвенный метод применяется только в случае, если определить количество добытого полезного ископаемого невозможно (так, например, если из-за небольших объемов добычи у предприятия нет маркшейдерской службы, которая может точно определять объемы добытого полезного ископаемого). Кроме того, следует иметь в виду, что новым законом предусмотрена обязательность утверждения метода определения количества добытого полезного ископаемого в учетной политике предприятия, который должен применяться в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и изменения в учетную политику могут быть внесены только в случае внесения изменений в технический проект в связи с изменениями технологии добычи.
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод по определению количества добытых полезных ископаемых, то его количество считается с учетом фактических потерь.
Статья 340 - порядок оценки стоимости добытого полезного ископаемого устанавливает 3 способа проведения оценки:
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Основным показателем, учитываемым при первых 2 способах оценки является выручка, определяемая с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде у налогоплательщика цен реализации без НДС и акциза, и уменьшенных на сумму расходов по доставке. И, кроме того, при определении стоимости добытого полезного ископаемого по первому способу, исключаются субвенции из бюджета, выделяемые на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. Стоимость добытого полезного ископаемого при указанных 2 способах определяется, как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
В свою очередь для определения единицы добытого полезного ископаемого следует выручку от реализации полезных ископаемых разделить на количество добытого полезного ископаемого.
При оценке стоимости добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что в сумму расходов по доставке для определения окончательной суммы выручки включаются расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, в расходы по доставке включаются расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату транспортно - экспедиционных услуг.
В случае если оценку добытых полезных ископаемых нельзя определить двумя вышеуказанными способами, то налогоплательщик может проводить оценку из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, определяемой на основании данных налогового учета.
В этом случае плательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль, т.е. или доходы признаются по методу исчисления, когда доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, или организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, когда датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу.
При этом следует иметь в виду, что кассовый метод может применяться только в случае, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в организации без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (1 млн.), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу исчисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых является квартал, но при определении метода дохода учитывается доход, складывающийся в целом по предприятию и за год (налоговый период, установленный по налогу на прибыль).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что кассовый метод применим для предприятий с небольшим объемом реализации (менее 1 млн. за год).
Статья 341 - налоговый период - устанавливает налоговым периодом по добыче полезных ископаемых квартал. Данное определение уже не дает зависимости от суммы платежей, как было ранее, когда в зависимости от суммы платежей за недра налоговым периодом мог быть месяц или квартал.
Статья 342 - налоговая ставка - также как и в законодательстве, действующем до вступления в силу данного Закона налоговые ставки рассчитываются в процентах и зависят от вида добытых полезных ископаемых.
Согласно перечня полезных ископаемых, который приведен в ст. 337, данным Законом введены ставки, которые несколько увеличены ввиду того, что вместо 2-х налогов вводится один налог.
По добываемым на территории Брянской области полезным ископаемым установлены следующие ставки:
торф - 4% (было 3%);
фосфоритовые руды - 4% (было 3,1%);
<*> по неметаллическому сырью - 5,5% (было 5,5%);
подземные минеральные воды - 7,5% (было 5,5%);
другие полезные ископаемые - 6% (было 5%).

   -------------------------------

<*> К неметаллическому сырью относятся: песок природный строительный, песчано - гравийные смеси, мел, глины.

Статья 343 - порядок исчисления и уплаты налога. Авансовые платежи по налогу. Указанной статьей изложен порядок определения общей суммы налога, которая исчисляется по итогам каждого налогового периода по видам добытых полезных ископаемых и рассчитывается умножением стоимости добытых полезных ископаемых на соответствующую ставку.
В течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи, которые исчисляются, как одна треть общей суммы налога за предыдущий налоговый период. Следует иметь в виду, что при расчете уплаты суммы авансовых платежей в январе 2002 года, следует учитывать сумму, начисленную за 4 квартал 2001 года по платежам за недра и ОВМСБ.
Разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, подлежит уплате в бюджет по итогу налогового периода.
Статья 344 - сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Данной статьей срок уплаты установлен как для авансовых платежей, так и для налога - последний день месяца.
По авансовым платежам - последний день каждого месяца налогового периода, а по налогу от фактически добытого полезного ископаемого за налоговый период - не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).
Статья 345 - налоговая декларация. Налоговая декларация представляется в те же сроки, когда производится и уплата налога - не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим кварталом.
Принятый федеральный Закон согласно которого с 1 января 2002 года вводится 26 глава НК "Налог на добычу полезных ископаемых" не может ответить на все вопросы, которые могут возникнуть при исчислении данного налога. В настоящее время идет отработка документов формы налоговой декларации и инструкции по ее заполнению, а также методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", которые помогут понять суть нового налога.

Начальник отдела прочих
налоговых и неналоговых
поступлений
Управления МНС России
по Брянской области
Л.И.ЗЯБЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru