КОММЕНТАРИЙ УМНС РФ по Брянской области от 25.10.2002
"ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ СУЩЕСТВЕННО ИЗМЕНИТСЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
УМНС РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОММЕНТАРИЙ
от 25 октября 2002 года
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ
СУЩЕСТВЕННО ИЗМЕНИТСЯ
31 августа 2002 года вступил в силу Федеральный закон № 110-ФЗ. Изменения, внесенные им в главу 22 Налогового кодекса РФ "Акцизы", вступят в силу по всем поправкам с 01.01.2003, кроме вновь введенной статьи 179.1 Налогового кодекса, вступившей в силу с 31.08.2002.
С 1 января 2003 года из перечня подакцизных товаров исключены ювелирные изделия. А в остальном поправки касаются изменения порядка исчисления акцизов по нефтепродуктам.
1. К подакцизным нефтепродуктам относятся: автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.
2. В соответствии со статьей 179.1 Налогового кодекса РФ, всем организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово - розничную и розничную реализацию нефтепродуктов необходимо будет получить Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее свидетельства). При этом, реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок. Обязанность по выдаче свидетельства возложена на Управление МНС России по Брянской области в соответствии с приказом МНС России от 04.09.2002 № БГ-3-03/478, утвердившего на основании пункта 3 статьи 179.1 Налогового кодекса РФ порядок выдачи свидетельств. Основанием для выдачи свидетельства является заявление налогоплательщика установленного образца. Получить свидетельство могут только собственники мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок. Для чего в Управление МНС России по Брянской области налогоплательщик к заявлению должен представить надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на помещения и оборудование, необходимые для осуществления заявленных видов деятельности, а также справку об объемах мощностей. Таким образом, организациям и предпринимателям, работающим на арендованном имуществе, выдача свидетельств производиться не будет.
3. Пунктом 6 статьи 179.1 Налогового кодекса РФ предусмотрены случаи аннулирования, либо приостановления действия свидетельств, в частности если налогоплательщики:
имеют задолженность по уплате акцизов в течение срока более 3-х месяцев,
используют технологическое оборудование по производству, хранению и реализации нефтепродуктов, не оснащенное контрольными приборами и учетно - измерительным оборудованием, нарушают работу и условия эксплуатации контрольно - измерительных приборов,
передают свидетельство иному лицу,
осуществляют операции с денежной наличностью сверх установленного лимита,
не выполняют письменные указания МНС России или его территориальных органов,
сокращают объемы мощностей по хранению нефтепродуктов, либо сокращают количество стационарных топливораздаточных колонок.
4. С 1 января 2003 года увеличиваются ставки на все виды подакцизных товаров, кроме подакцизного минерального сырья - природного газа. По нефтепродуктам налоговые ставки установлены в расчете за 1 тонну в следующих размерах:
- Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно - 2190 руб.;
- Бензин автомобильный с иным октановым числом - 3000 руб.;
- Дизельное топливо - 890 руб.;
- Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 2440 руб.;
- Прямогонный бензин - 0 руб.
5. Объектом налогообложения по нефтепродуктам, в соответствии со статьей 182 Налогового Кодекса признаются следующие операции:
- использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую реализацию, или свидетельство на оптово - розничную реализацию, а также использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, производящими нефтепродукты из собственного сырья, в том числе на давальческой основе;
- получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;
- получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.
Таким образом, организации, имеющие свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, при использовании их для собственных нужд акциз не платят.
С учетом вышеизложенного с 1 января 2003 года плательщиками акцизов по нефтепродуктам являются не те организации и предприниматели, которые реализуют, а те кто получает их в собственность.
6. Однако, налогоплательщики могут быть освобождены от уплаты акцизов при условии реализации нефтепродуктов за пределы Российской Федерации и представление в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии на уплату банком акциза, в случае, если налогоплательщик не сможет подтвердить реальный экспорт. Причем, освобождение от уплаты акцизов по экспортируемой продукции, предусмотрено с 01.01.2003 как производителям, так и оптовым продавцам (ст. 183 НК РФ).
Перечень документов, необходимых для предоставления в налоговые органы в порядке подтверждения экспорта приведен в пункте 6 статьи 198 Налогового Кодекса РФ.
В случае отсутствия гарантий банка, акциз необходимо исчислить и уплатить в бюджет. Однако законодательство предусматривает право на вычет уплаченного акциза при предоставлении документов, подтверждающих экспорт.
Порядок исчисления акцизов к уплате в бюджет определен статьей 202 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьей сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса РФ вычет предусмотрен только для организаций, имеющих свидетельство, в следующих случаях:
- при реализации (передаче) нефтепродуктов налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство, и (или) на оптовую реализацию и (или) свидетельство на оптово - розничную реализацию. Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат.
- при передаче нефтепродуктов на собственные нужды (кроме налогоплательщиков, имеющих свидетельство на розничную торговлю) при предоставлении документов, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов на собственные нужды (в частности таким документом может являться: внутренняя накладная, передаточная ведомость, акт приема - передачи между структурными подразделениями налогоплательщика).
7. Вычет производится при условии предоставления в налоговые органы документов, перечисленных в п. 8 ст. 201 Налогового кодекса РФ:
- договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
- товаросопроводительных документов;
- счетов - фактур с отметкой налогового органа, в котором на учете состоит покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Отметка налоговым органом на счете - фактуре проставляется только после представления налоговой декларации с включением в нее сумм акциза отраженного в счетах - фактурах, в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика - покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком - покупателем счетах - фактурах.
8. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по подакцизным товарам, переданным в отчетном периоде, то полученная отрицательная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику из бюджета.
Эти суммы в соответствии с пунктом 2 статьи 203 Налогового кодекса РФ направляются в отчетном периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
По истечении трех месяцев, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
9. Налоговым периодом для всех плательщиков акцизов с 2003 года является календарный месяц (ст. 192 НК РФ).
10. С 01.01.2003 предусмотрены следующие сроки уплаты акцизов и представления налоговых деклараций для налогоплательщиков, совершающих операции с нефтепродуктами:
- не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, для плательщиков, имеющих только свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов;
- не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, для налогоплательщиков, имеющих свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов;
- не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, для остальных налогоплательщиков.
Налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации и уплачивать акциз в бюджет, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего структурного подразделения, в части операций, приходящихся на их долю.
11. Внесенными изменениями в законодательство предусмотрено создание налоговых постов на объектах, связанных с производством и реализацией нефтепродуктов, с целью постоянного контроля за сведениями, представляемыми плательщиками.
Начальник отдела
косвенных налогов
УМНС России
по Брянской области
И.В.ПОПОВА