Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОММЕНТАРИЙ УМНС РФ по Брянской области от 25.10.2002
"РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО УЧЕТУ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УМНС РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММЕНТАРИЙ
от 25 октября 2002 года

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО УЧЕТУ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вступившая в действие с 1 января 2002 года глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесла существенные изменения в порядок расчета и уплаты налога на прибыль.
Последние изменения, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" непосредственно касаются таких коммерческих расходов, как расходы на рекламу.
В связи с этим у бухгалтера возникает немало проблем при учете расходов на рекламу для целей налогообложения.
Основным нормативным документом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, является Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 2 настоящего Закона рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.п. 7 и 9 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы на рекламу признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности в полном объеме.
На основании п. 18 ПБУ 10/99 расходы на рекламу признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99. Для учета расходов на рекламу организациями (независимо от вида деятельности) применяется счет 44 "Расходы на продажу" Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, на котором целесообразно выделить отдельный субсчет "Расходы на рекламу".
Для признания расходов на рекламу в качестве расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь первичные документы, подтверждающие факт выполнения рекламных работ и услуг.
К таким документам относятся:
- договор на оказание рекламных услуг;
- протокол согласования цен на рекламные услуги;
- документация, предоставляющая право размещения средства наружной рекламы и информации, оформленная в установленном порядке (свидетельство о праве размещения наружной рекламы, паспорт рекламного места, утвержденный дизайн - проект);
- акт сдачи - приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанный рекламораспространителем и рекламодателем;
- счета - фактуры от исполнителя рекламных услуг; документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера).
Кроме этого, в качестве материального подтверждения факта совершения сделки рекомендуется хранить экземпляры печатных средств массовой информации с опубликованными рекламными объявлениями, аудио- или видеокассеты с записью рекламы, эфирные справки с указанием дат, времени и продолжительности рекламных сообщений по радио и телевидению и другие свидетельства фактического размещения рекламы.
В соответствии со ст. 21 Закона о рекламе рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение года со дня последнего распространения рекламы.
Основным учетным документом является акт, подтверждающий факт оказания рекламных услуг, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичным документам. Таким образом, акт должен содержать основные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете": наименование документа (формы), код формы, дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции, единицы измерения хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильности ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
На основании первичных документов в бухгалтерском учете делаются проводки на списание расходов на рекламу по дебету счета 44 "Расходы на продажу" субсчет "Расходы на рекламу" в корреспонденции с разными счетами - 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 10 "Материалы", 02 "Амортизация основных средств".
Для целей налогообложения (до введения в действие главы 25 НК РФ) порядок и условия отнесения на себестоимость расходов на рекламу регулировались п.п. "у" п. 2 Положения № 552 и приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н (в редакции от 01.03.2001 № 18н).
Общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна была превышать предельных размеров (от 1,5% до 7,5%, для туристических фирм - 15%), установленных приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н.
В главе 25 НК РФ:
- дается общее определение рекламных расходов - это расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ)
- приводится два перечня расходов на рекламу: закрытый (ненормируемые расходы) и открытый (нормируемые расходы) - п. 4 ст. 264 НК РФ. Расходами на рекламу в целях главы 25 НК РФ признаются:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы, указанные в этом перечне являются ненормируемыми.
Нормы расходов на рекламу с 1 января 2002 года изменились. Нормируемыми, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ, являются расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в вышеприведенном перечне, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода. Такие расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки. При этом выручка определяется по данным налогового учета, то есть исходя из метода начисления или кассового метода. Следовательно, не учитываются в целях налогообложения прибыли виды рекламы, не предусмотренные закрытым перечнем, а также расходы открытого перечня сверх установленных предельных норм. Это и предусмотрено п. 44 ст. 270 НК РФ.
В целях налогообложения расходы на рекламу согласно подпункт 28 п. 1 ст. 264 учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
В свою очередь, прочие расходы, в соответствии со статьей 318 НК РФ, являются косвенными. При расчете налога на прибыль сумма косвенных расходов в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, без распределения их между остатками продукции на складе и незавершенным производством.
В заключение рассмотрим пример учета расходов на рекламу.
Пример.
При проведении рекламной кампании ООО "Диана" приобрело призов на сумму 156000 руб., в том числе НДС - 26000 руб. За отчетный период выручка ООО "Диана" составила 12000000 руб., в том числе НДС - 2000000 руб.
Для того, чтобы правильно рассчитать налог на прибыль, ООО "Диана" должно открыть специальный регистр налогового учета, в котором должно быть указано:
- фактические расходы на рекламу - 130000 руб.;
- величина выручки - 10000000 руб.;
- норматив рекламных расходов - 100000 руб. (10000000 х 1%);
- сумма рекламных расходов сверх нормы - 30000 руб. (130000 - 100000).
Таким образом, свою налогооблагаемую прибыль ООО "Диана" может уменьшить только на 100000 рублей.

Начальник отдела
налогообложения прибыли (дохода)
УМНС России по Брянской области
Т.С.БРЕЖНЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru