КОММЕНТАРИЙ УМНС РФ по Брянской области от 25.10.2002
"РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО УЧЕТУ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
УМНС РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОММЕНТАРИЙ
от 25 октября 2002 года
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО УЧЕТУ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Вступившая в действие с 1 января 2002 года глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесла существенные изменения в порядок расчета и уплаты налога на прибыль.
Последние изменения, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" непосредственно касаются таких коммерческих расходов, как расходы на рекламу.
В связи с этим у бухгалтера возникает немало проблем при учете расходов на рекламу для целей налогообложения.
Основным нормативным документом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, является Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 2 настоящего Закона рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.п. 7 и 9 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы на рекламу признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности в полном объеме.
На основании п. 18 ПБУ 10/99 расходы на рекламу признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99. Для учета расходов на рекламу организациями (независимо от вида деятельности) применяется счет 44 "Расходы на продажу" Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, на котором целесообразно выделить отдельный субсчет "Расходы на рекламу".
Для признания расходов на рекламу в качестве расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь первичные документы, подтверждающие факт выполнения рекламных работ и услуг.
К таким документам относятся:
- договор на оказание рекламных услуг;
- протокол согласования цен на рекламные услуги;
- документация, предоставляющая право размещения средства наружной рекламы и информации, оформленная в установленном порядке (свидетельство о праве размещения наружной рекламы, паспорт рекламного места, утвержденный дизайн - проект);
- акт сдачи - приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанный рекламораспространителем и рекламодателем;
- счета - фактуры от исполнителя рекламных услуг; документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера).
Кроме этого, в качестве материального подтверждения факта совершения сделки рекомендуется хранить экземпляры печатных средств массовой информации с опубликованными рекламными объявлениями, аудио- или видеокассеты с записью рекламы, эфирные справки с указанием дат, времени и продолжительности рекламных сообщений по радио и телевидению и другие свидетельства фактического размещения рекламы.
В соответствии со ст. 21 Закона о рекламе рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение года со дня последнего распространения рекламы.
Основным учетным документом является акт, подтверждающий факт оказания рекламных услуг, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичным документам. Таким образом, акт должен содержать основные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете": наименование документа (формы), код формы, дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции, единицы измерения хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильности ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
На основании первичных документов в бухгалтерском учете делаются проводки на списание расходов на рекламу по дебету счета 44 "Расходы на продажу" субсчет "Расходы на рекламу" в корреспонденции с разными счетами - 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 10 "Материалы", 02 "Амортизация основных средств".
Для целей налогообложения (до введения в действие главы 25 НК РФ) порядок и условия отнесения на себестоимость расходов на рекламу регулировались п.п. "у" п. 2 Положения № 552 и приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н (в редакции от 01.03.2001 № 18н).
Общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна была превышать предельных размеров (от 1,5% до 7,5%, для туристических фирм - 15%), установленных приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н.
В главе 25 НК РФ:
- дается общее определение рекламных расходов - это расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ)
- приводится два перечня расходов на рекламу: закрытый (ненормируемые расходы) и открытый (нормируемые расходы) - п. 4 ст. 264 НК РФ. Расходами на рекламу в целях главы 25 НК РФ признаются:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы, указанные в этом перечне являются ненормируемыми.
Нормы расходов на рекламу с 1 января 2002 года изменились. Нормируемыми, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ, являются расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в вышеприведенном перечне, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода. Такие расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки. При этом выручка определяется по данным налогового учета, то есть исходя из метода начисления или кассового метода. Следовательно, не учитываются в целях налогообложения прибыли виды рекламы, не предусмотренные закрытым перечнем, а также расходы открытого перечня сверх установленных предельных норм. Это и предусмотрено п. 44 ст. 270 НК РФ.
В целях налогообложения расходы на рекламу согласно подпункт 28 п. 1 ст. 264 учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
В свою очередь, прочие расходы, в соответствии со статьей 318 НК РФ, являются косвенными. При расчете налога на прибыль сумма косвенных расходов в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, без распределения их между остатками продукции на складе и незавершенным производством.
В заключение рассмотрим пример учета расходов на рекламу.
Пример.
При проведении рекламной кампании ООО "Диана" приобрело призов на сумму 156000 руб., в том числе НДС - 26000 руб. За отчетный период выручка ООО "Диана" составила 12000000 руб., в том числе НДС - 2000000 руб.
Для того, чтобы правильно рассчитать налог на прибыль, ООО "Диана" должно открыть специальный регистр налогового учета, в котором должно быть указано:
- фактические расходы на рекламу - 130000 руб.;
- величина выручки - 10000000 руб.;
- норматив рекламных расходов - 100000 руб. (10000000 х 1%);
- сумма рекламных расходов сверх нормы - 30000 руб. (130000 - 100000).
Таким образом, свою налогооблагаемую прибыль ООО "Диана" может уменьшить только на 100000 рублей.
Начальник отдела
налогообложения прибыли (дохода)
УМНС России по Брянской области
Т.С.БРЕЖНЕВА