ПОСТАНОВЛЕНИЕ Брянской областной Думы от 26.07.2001 № 3-247
(ред. от 27.11.2002)
"О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2001 г. № 3-247
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2004 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Брянской областной Думы
от 28.02.2002 № 3-499, от 27.11.2002 № 3-739)
Рассмотрев проект региональной целевой программы энергосбережения Брянской области (2001 - 2004 годы), внесенный в областную Думу администрацией Брянской области, Брянская областная Дума постановила:
Утвердить региональную целевую программу энергосбережения Брянской области (2001 - 2004 годы) с учетом замечаний комитета областной Думы по бюджету, налогам и экономической реформе.
Председатель
областной Думы
С.Н.ПОНАСОВ
Утверждена
Постановлением
Брянской областной Думы
от 26.07.2001 № 3-247
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2004 ГОДЫ
Раздел I. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2004 ГОДЫ
Наименование программы
Региональная Целевая Программа Энергосбережения Брянской области (2001 - 2004 годы).
Дата принятия решения о разработке программы,
дата ее утверждения (наименование и номер
соответствующего нормативного акта)
Закон Российской Федерации "Об энергосбережении" от 03.04.96 принятого Государственной Думой 24.11.95 г., Закон Брянской области "Об энергосбережении" от 15.05.2000 г.
Государственный заказчик координатор
программы
Администрация Брянской области.
Основные разработчики программы
Администрация Брянской области, Брянский региональной фонд энергосбережения.
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели
Реализация основных положений энергосберегающей политики. определенной Законом Российской Федерации "Об энергосбережении" от 03.04.96, Законом Брянской области "Об энергосбережении" от 15.05.2000 г., направлена на обеспечение поэтапного снижения энергоемкости всех видов продукции и услуг на территории Брянской области на 10 - 12% в 2002 г., на 15 - 25% к 2003 г. и 30 - 35% к 2005 г.
С целью обеспечения максимальной эффективности использования трудовых и финансовых ресурсов при формировании и реализации политики энергосбережения администрацией области определяются следующие приоритетные направления, с учетом финансовых возможностей Фонда энергосбережения:
- первоочередные, до 2002 года;
- среднесрочные, до 2003 года;
- перспективные, на срок до 2005 года.
Сроки и этапы реализации программы
2001 - 2004 годы, в том числе:
I этап - 2001 - 2002 год;
II этап - 2002 - 2003 год:
III этап - 2003 - 2004 год.
Перечень основных мероприятий
Основные направления научно-технического прогресса в энергосбережении, развитие производства и оснащение потребителей средствами учета и регулирования расходов энергоресурсов, оборудованием и средствами энергосберегающей электротехники, инвестиционная политика и энергосберегающие проекты, нормативно-правовое и финансовое обеспечение программа, стандартизация и спецификация. Экономические и финансовые механизмы реализации программы, управление реализацией программы.
Подпрограммы: энергосбережение в жилищно-коммунальном секторе; энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности; энергосбережение в промышленности строительных материалов и строительстве; энергосбережение в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий; нормативно-образовательный сектор. Технические мероприятия.
Основные разработчики программы
Администрация Брянской области, уполномоченные ею хозяйствующие субъекты, предприятия, организации, акционерные общества. Брянский региональный фонд энергосбережения.
Объемы и источники финансирования программы
Общие затраты на проведение программы
энергосбережения
Объемы финансирования уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития области, ежегодных областных бюджетов и изменений законодательства Брянской области.
Ожидаемые результаты конечные реализации программы
Прогнозируемый потенциал энергосбережения достигает 400 - 500 тыс. куб. м пригодного газа в год от 1 до 1,5 млн. кВт. ч. электрической энергии и 25 - 30% по тепловой энергии и воде.
Ожидаемая экономия определена по конкретным проектам программы, составляющим 15% общего объема программы.
Система организации контроля за исполнением программы
Контроль выполнения программы осуществляет ГУ "Брянскгосэнергонадзор" и Фонд энергосбережения Доклады о ходе реализации программы представляются в администрацию Брянской области в установленном порядке.
Раздел II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. АНАЛИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
В ПЕРИОД 1999 - 2001 ГОДОВ
В соответствии с реализацией Закона Брянской области "Об энергосбережении" и других директивных документов, в последнее время в Брянской области проведен значительный объем работ по энергосбережению. Специалистами, работающими в энергетике, достаточно детально изучены проблемы технического характера и проблемы тарификации энергетических услуг. Создана основа информационной базы данных в теплоэнергетическом секторе ТЭК области, что позволяет значительно расширить возможности анализа и подготовку предложений по решению первоочередных проблем энергосбережения в промышленном секторе, газоснабжения, теплоснабжения в ЖКХ и социальной сфере.
В новом строительстве уже сегодня ведется работ по многим направлением:
1. Применение оконных и балконных блоков с 3-х слойным остеклением.
Ряд предприятий стройиндустрии и малых предприятий производят энергоэффективные столярные изделия, это: АО "Технком", АО "Стройдеталь", АО "Стройсервис", ООО "Репласт", фирма "Новый век" и многие другие. Использование вышеуказанных энергоэффективных столярных изделий позволило на ряде объектов жилья сократить теплопотери через светопрозрачные наружные ограждения до 25% всех теплопотерь в здании.
2. Внедрение крышных котельных.
По состоянию на 01.01.2000 г. в области смонтировано и эксплуатируется более двадцати крышных котельных, в том числе зарубежных фирм.
Отрадно и то, что предприятия г. Брянска и области производят целый ряд блочных и других мобильных мини - котельных. Например: ОАО "Брянсксантехника", ООО "Викма" (БМЗ), ОАО "Монолит", Жуковский опытный завод.
В области построено более 250 мини - котельных. Экономия от введения одной мини - котельной в год составляет 40 тыс. рублей.
3. Производство энергоэффективных и конкурентоспособных строительных материалов.
За счет внедрения наиболее энергоэффективных мероприятий получена экономия энергоресурсов. Количественная оценка экономии представлена далее в табличной форме.
ИТОГО:
электроэнергия - 11726 тыс. кВт.ч. 3752 т.у.т
теплоэнергия - 11672 Гкал 2008 т.у.т
природный газ - 520 тыс. куб. м 591 т.у.т
вода - 2508 тыс. куб. м (по эл. эн. 200 т.у.т)
топливо (за счет
наладки
газоиспользующих
установок) - 1895 т.у.т,
что в пересчете на
условное топливо
составляет - 6551 т.у.т,
а в денежном
выражении - 15,13 млн. руб.
Успешное выполнение данных технических мероприятий состоялось благодаря подготовительной работе, проведенной администрацией области, Брянской областной Думой с привлечением руководителей и главных специалистов целого ряда промышленных предприятий, предприятий энергетики, научных и образовательных учреждений. В результате этой работы были подготовлены и выпущены следующие директивные документы.
- Постановление администрации области от 21.10.1997 № 411 "Об основных направлениях реализации мер по энергоресурсосбережению в Брянской области";
- Постановление администрации области от 12.05.1998 № 178 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Брянской области"
- Постановление администрации области от 23.06.1998 № 223 "Об экономии энергоресурсов при проектировании, строительстве и эксплуатации законченных строительством объектов";
- Постановление администрации области от 06.07.2000 № 300 "О внедрении приборов учета тепла и воды в учреждениях бюджетной сферы области, финансируемых из областного и местных бюджетов";
- Закон Брянской области "Об энергосбережении" от 27 апреля 2000 года;
- Постановление администрации Брянской области от 31 октября 2000 года № 457 "О создании Брянского регионального фонда энергосбережения".
Результаты обязательных обследований показывают достижимый потенциал энергосбережения на ряде предприятий и организаций с годовым потреблением ТЭР свыше 6 тыс. т.у.т., показатели которого, сведены ниже в табличную форму.
Рассмотренные выше итоги представляют собой только первые шаги в общей задаче энергосбережения. До сих пор мероприятия по энергосбережению все еще носят локальный, бессистемный характер. Некоторые из них в экономическом отношении приносят больше вреда, чем пользы. Несогласованность действий городских, районных и областных инфраструктур, предприятий и организаций, хаотично внедряющих компоненты известных энергосберегающих технологий, дискредитируют задачу энергосбережения, поскольку ощутимого суммарного финансового эффекта они не дают.
Статистическая отчетность в ТЭК области не сориентирована на процессы энергосбережения. Информация собирается не в полном объеме, и ее достоверность не отвечает необходимым требованиям.
На первом этапе промышленные предприятия и крупные энергоснабжающие организации разрабатывают собственные направления энергосбережения, однако, в дальнейшем они должны быть обобщены и скоординированы на выполнение общерегиональных задач. При этом нужно учитывать, что экономические задачи участников процесса энергосбережения различны;
- энергопоставщики заинтересованы в увеличении объемов реализации энергетических ресурсов;
- администрации всех уровней заинтересованы в уменьшении платежей за энергетические ресурсы, в улучшении качества энергоснабжения и увеличении налоговых поступлений в бюджеты от энергопоставщиков;
- потребители заинтересованы в уменьшении платежей.
Поскольку задачи участников процесса энергоснабжения в регионе противоречивы, существует необходимость выбора мероприятий, удовлетворяющих интересы всех субъектов рынка ТЭР. Это должно стать основным принципом формирования основных направлении энергосбережения.
Для его реализации в областную программу уже на первом этапе включаются организационные мероприятия по созданию в регионе единой системы управления процессами энергосбережения.
Такая система должна инициировать выполнение в первую очередь подготовительных работ, таких как обследование предприятий, с целью выявление действительного потенциала энергосбережения, обучение персонала, подготовка методического и законодательного обеспечения формирование организационных структур, оснащение участников рынка электроэнергии и тепла приборами учета расхода энергоресурсов.
Ввиду отсутствия экономических механизмов энергосбережения на этом этапе необходимо использование административных методов управления энергосбережением, а также создание системы материального стимулирования участников процесса.
Из-за несовершенства информационного обмена в Программу вошли те все технические и технологические энергосберегающие мероприятия, которые уже проводятся в регионе или планируются к проведению.
Поэтому важным принципом формирования Программы является ее открытость, то есть возможность дополнения новыми эффективными направлениями и мероприятиями, предложенными специалистами в ходе ее обсуждения. Этот принцип должен быть сохранен и при разработке следующих этапов программы энергосбережения. В разработанном варианте Программы, ввиду ее направленности на решение проблем энергосбережения в социальной сфере не могут быть учтены такие показатели энергосбережения, как "рубль энергетических затрат на рубль товарной продукции" "объем энергетических ресурсов при выработке единицы продукции" и т.д.
Реформы топливно-энергетического комплекса затрагивают практически все основополагающие отрасли экономики региона, охватывающие фундаментальные сферы жизни н деятельности предприятий и всех слоев населения и требуют самого тщательного и взвешенного учета взаимосвязей и взаимовлияния их друг на друга. Системный подход в процессе формирования и осуществления программы позволит максимально полно учесть отношения между всеми субъектами рынка энергоресурсов.
Территориально-распределенная структура производства и потребления ТЭР предполагает декомпозицию общей задачи энергосбережения на ряд подсистем по сложившимся в регионе связям и отношениям между субъектами рынка энергоресурсов.
Уровни декомпозиции учитывают сложившиеся отношения между властными структурами, естественными монополиями в топливно-энергетическом комплексе России и их представительствами в регионе, а также с государственными службами надзора.
Наиболее значимой в существующих экономических условиях является декомпозиция по отраслевому принципу, где выделяются три сектора: жилищно-коммунальный, финансируемый из местного бюджета; производственный, функционирующий в условиях самоокупаемости, и нормативно-образовательный, имеющий смешанное бюджетное финансирование федерального и регионального уровней. Переход от централизованной к рыночной экономике требует широкомасштабных инвестиций в энергосберегающие технологии, поскольку, по оценке специалистов, неиспользованный потенциал энергосбережения составляет 40% - 50% всего энергопотребления. Техническая же политика "естественных" монополистов ориентирована на выкачивание огромных бюджетных средств для оснащения технологий добычи природных ресурсов, а не технологии энергосбережения.
Специфика г. Брянска и области заключается в отсутствии крупных централизованных электро- и теплогенерирующих мощностей, с одной стороны, и прохождении по территории области магистральных нефте- и газопроводов, с другой стороны. В инженерную инфраструктуру входят предприятия по производству и распределению электроэнергии, теплоэнергии, горячей и холодной воды, а также основного в регионе энергоносителя - природного газа. Безусловно, что все эти предприятия связаны друг с другом взаимными поставками сырья и энергоносителей, и, естественно, управление бюджетными потоками средств, обеспечивающих их функционирование, при выполнении условий социальной защиты населения, представляет собой сложную информационно - аналитическую задачу, эффективная реализация которой немыслима без использования автоматизированных систем управления производства и распределения топливно-энергетических ресурсов города и области (АСУ ТЭР). Примеры построения некоторых приводятся ниже. Более развитыми с точки зрения автоматизации технологических процессов являются на сегодняшний день предприятия ОАО "Брянскэнерго" и ОАО "Брянскоблгаз", поэтому в дальнейшем мы будем уделять большее внимание энергетическим предприятиям регионального значения.
2.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Реализация основных положений энергосберегающей политики, определенной Законом Российской Федерации "Об энергосбережении" от 03.04.96, Законом Брянской области "Об энергосбережении" от 15.05.2000 г., направлена на обеспечение поэтапного снижения энергоемкости всех видов продукции и услуг на территории Брянской области на 10 - 12% в 2002 г., на 15 - 25% к 2003 г. и 30 - 35% к 2005 г.
С целью обеспечения максимальной эффективности использования трудовых и финансовых ресурсов при формировании и реализации политики энергосбережения администрацией области определяются следующие приоритетные направления, с учетом финансовых возможностей Фонда энергосбережения:
- первоочередные, до 2002 года;
- среднесрочные, до 2003 года;
- перспективные, на срок до 2005 года.
2.3.1. Учет энергоресурсов
Весь объем вырабатываемых, реализуемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету с использованием технических средств, не противоречащих требованиям перспективных направлений управления процессами производства и потребления ТЭР.
Отпуск и потребление ТЭР без приборного учета в системах, где приборы уже смонтированы, допускается только временно, на нормативный срок ремонта или замены средств учета и должен оговариваться в договоре на поставку энергоресурсов.
Предложения по санкциям за отпуск и потребление ТЭР без приборного учета и меры, стимулирующие внедрение таких средств, подготавливает Региональная энергетическая комиссия.
Программа внедрения приборов учета ТЭР, затрат на ее реализацию и ожидаемый экономический эффект приведены в Разделе 5.7 "Первоочередные технические мероприятия".
2.3.2. Нормирование объемов потребления энергоресурсов, стандартизация и сертификация в области использования топливно-энергетических ресурсов
Требования, устанавливаемые государственными стандартами России в части показателей эффективности использования топлива и энергии, являются обязательными для соблюдения на территории области всеми хозяйствующими субъектами, независимо от их организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.
Применение энергопотребляющего оборудования допускается только при наличии сертификата качества, выданного государственными органами Госстандарта РФ.
Производство продукции, осуществляемое с потреблением энергоресурсов должно проводиться с нормированием объемов энергопотребления на стадии проектирования, производства, освоения и выпуска продукции.
Показатели энергоэффективности, определенные при сертификации продукции должны включаться в технические паспорта. нормативную документацию и маркировку всех видов энергопотребляющей продукции, выпускаемой на территории Брянской области.
2.3.3. Стимулирование энергосбережения и сокращение потребления энергоресурсов
Реализация проектов и программ по энергосбережению и повышению эффективности производства, транспортировки и использования энергоресурсов в регионе стимулируется путем:
- предоставления финансовых средств фонда энергосбережения в виде займов или безвозвратных ссуд для финансирования части затрат по реализации проекта;
бюджетного финансирования приоритетных программ по энергосбережению;
- предоставления налоговых льгот в части платежей в местный бюджет, решением соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- изменения режимов потребления энергоресурсов;
- применения мер тарифного регулирования;
- популяризации мероприятий и программ эффективного использования энергоресурсов;
- введения мер административной ответственности за неэффективное потребление энергоресурсов.
Раздел III. ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ,
УРОВНИ ЭКОНОМИЙ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Брянская область расположена в западной части Восточно-Европейской равнины, рельеф области в целом представляет слабоволнистую равнину с общим пологим склоном с северо-востока и востока на юго-запад. В пределах области высота местности над уровнем моря изменяется примерно от 292 до 125 метров.
Протяженность области с запада на восток 270 км, с севера на юг - 190 км, площадь составляет 34,9 тысячи квадратных километров.
Область расположена на западе России и граничит на западе и севере - западе с республикой Беларусь, на юге - с Украиной.
Население - 1442,9 тысячи человек на 01.01.2000 г. в том числе 31,2 процента проживает в сельской местности.
На 1 января 2001 года в составе области находилось 27 районов, 16 городов, 29 поселков городского типа, 413 сельских администраций. Расстояние от областного центра до города Москва - 379 километров.
Климат области умеренно теплый и влажный, идущие на восток с Атлантического океана воздушные массы приносят летом пасмурную и дождливую погоду, а зимой - значительные потепления. Средняя температура воздуха самого холодного месяца - января - колеблется от - 7,3 до - 8,9 градусов мороза, а наиболее теплого - июля - составляет 18,0 - 19,5 градусов тепла. В отдельные годы температура воздуха падает до 42 градусов мороза (абсолютный минимум). Летом же наблюдалось повышение температуры до 39 градусов тепла (абсолютный максимум). Продолжительность теплого периода со среднесуточной температурой воздуха выше нуля градусов составляет 217 - 234 дня, период с температурой ниже нуля градусов длится от 131 до 148 дней. По количеству осадков территория области относится к зоне умеренного увлажнения. Годовая сумма осадков составляет в среднем 530 - 655 мм. Ветровой режим области в теплый период (апрель - сентябрь) характеризуется преобладанием северо-западных, северо-восточных и западных ветров, а в холодный период (октябрь - март) юго-западных, южных и западных. Средняя годовая скорость ветра колеблется от 3,0 до 4,0 м/сек.
Одним из главных природных богатств области является лес. Лесной фонд занимает четвертую часть территории области.
Леса Брянщины - это высокобонитетные насаждения хвойных, твердолиственных и мягколиственных пород деревьев. Хвойные леса занимают более 50 процентов общей площади лесов, мягколиственные свыше 40 процентов. Общий запас насаждений составляет 238,72 млн. куб. м, в том числе спелых и перестойных - 23,36 млн. куб. м или 9,8 процента. Установленная расчетная лесосека на 1999 год составила 1353,9 тыс. куб. м, в том числе хвойных пород - 24,3 процента.
Область имеет разветвленную речную сеть. На ее территории протекает около 2900 больших и малых рек. Главная река - Десна, протяженность которой в пределах области составляет 436 км, а годовой сток - 3,97 куб. км. Основные объемы поверхностных вод Брянской области формируются на водосборах рек Десна, Ипуть, Беседь, Снов, Судость, Болва. Реки относятся к бассейну Черного моря. Ресурсы поверхностных вод составляют в маловодный год 4,33 куб. км из них 2,95 куб. км формируются на территории области и 1,38 куб. км поступает из смежных регионов. Годовой лимит забора воды на 2000 год составил 253 млн. куб. м (0,25 куб. км). Годовое потребление природной воды составляет 160 млн. куб. м (0,16 куб. км).
Минерально-сырьевая база области представлена фосфоритами, трехкомпонентным цементным сырьем (мел, трепел, глина), песками для производства стекла и силикатного кирпича, мелом для строительной извести и известкования кислых почв, глинами для производства керамзитового гравия и красного кирпича. Всего по области учтено до 80 месторождений различного минерального сырья. Добыча полезных ископаемых производится открытым способом - карьерами с выемкой экскаваторами и гидроналивными снарядами. Обладает область значительными запасами торфа.
Промышленная специализация области связана с выпуском машиностроительной продукции промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей промышленности и перерабатывающей продукцию сельского хозяйства.
Наиболее высокая плотность размещения производительных сил в области характерна для областного центра. В городе Брянске производится половина выпускаемой в области промышленной продукции и сосредоточено 43 процента численности работающих. Другим наиболее крупным индустриальным центром области является Дятьковский район, на долю которого приходится 15 процентов производимой промышленной продукции.
В остальной части районов и городов области объемы промышленного производства не превышают 3 процента.
В 1999 году Брянская область потребляла 0,4 процента добываемого в стране газа и 0,2 процента производимой электроэнергии при численности населения около одного процента (0,99%) от численности населения страны.
3.2. ПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
Брянская область, наряду с другими регионами Европейской части России, не имеет природных залежей первичных энергоресурсов высокой энергетической эффективности. По этой причине 98,7% первичных энергоресурсов ввозится из других регионов и только 1,3% приходиться на местные виды топлива торф и дрова. В прошедшем году областью израсходовано свыше 2,6 млрд. куб. метров природного газа 12,4 млн. тонн сжиженного газа, 100 млн. тонн дизельного топлива 88 тыс. тонн угля. Структура потребления всех видов первичных энергоресурсов за 2000 г. приведена на рис. 1.а, а общее потребление составляет 3 млрд. 349 млн. 722 тыс. тонн условного топлива (т.у.т.).
По существу основным первичным энергоресурсом области является природный газ, его доля составляет 88%, который поступает в регион по магистральным газопроводам. Администрация области два года назад приступила к реализации региональной программы "Газификация Брянской области", поэтому доля первичных энергоресурсов в регионе в перспективе будет неуклонно возрастать.
На втором месте находится дизельное топливо, доля которого не превышает 4% однако в стоимостном выражении структура оплаченных первичных энергоресурсов существенным образом изменяется, как показано на рис 1.б. Видно, что стоимость потребленного в регионе газа составляет 56%, а дизельного топлива 31%. Из других видов энергоносителей заметными являются мазут топочный (4%) и кокс металлургический (3%).
Интегральная оценка потребления первичных энергоресурсов (рис. 2.а) показывает, что 72% приходится на производственные нужды и 28% - на нужды населения. Потребление ТЭР по отраслям экономики региона показывает что преобладают два сектора (рис. 2.б):
- промышленность на долю, которой приходится 46% ТЭР (в т.у.т.);
- жилищно-коммунальное хозяйство - 39%.
Подчеркнем, что в промышленном секторе используются практически все виды первичных энергоресурсов (рис. 2.г), то в ЖКХ (рис. 2.в) используется только газ (99% природный и 1% - сжиженный). Несмотря на это и в промышленном секторе доля газа является подавляющей - 94%.
Из других отраслей экономики выделяются:
- транспорт и сельское хозяйство, по 4% ТЭР;
- здравоохранение, народное образование и культура в совокупности потребляют также около 4% ТЭР.
Наиболее крупными потребителями природного газа представлены на диаграмме по рис. 3, из которых видна структура первичных энергоресурсов, затраченных:
- на выработку электрической (и частично тепловой) - 166632 тыс. куб. метров,
- на отпуск населению - 757658 тыс. куб. метров
- на выработку тепла - 382572 тыс. куб. метров.
Крупные потребители природного газа:
ГУП "Брянскоблэнерго";
ОАО "Брянскоблгаз";
ОАО "Брянский машиностроительный завод;
ОАО "Бежицкий Стальзавод";
ОАО "Брянскэнерго".
3.3. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
Брянская энергосистема является дефицитной. Электроснабжение потребителей осуществляется, в основном, за счет получения электроэнергии по межсистемным линиям электропередачи.
Собственные электростанции ОАО "Брянскэнерго" обеспечивают около 8% потребности области в электроэнергии, остальную электроэнергию ОАО "Брянскэнерго" получает с Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) от электростанций РАО "ЕЭС России".
В настоящее время все города и районы области получают электрическую энергию централизованно от энергосистемы ОАО "Брянскэнерго".
Структура потребления по отраслям представлена на рис 4.
Основные потребители - промышленность, ЖКХ, транспорт и сельское хозяйство.
В 2000 году электроэнергетика в основном обеспечила устойчивую работу Брянской энергосистемы. Обстановка с энергоснабжением области в значительной степени осложнялась недостатками топливообеспечения электростанций РАО "ЕЭС России" в связи с чем имели место ограничения и отключения потребителей - неплательщиков за потребленную электроэнергию.
Кроме того, за систематическое превышение заданий по сальдо - перетокам и неудовлетворительные расчеты на ФОРЭМ в соответствии с письмом РАО "ЕЭС России" Брянская энергосистема была переведена на схему с ограниченной пропускной способностью. Вследствие чего, в ряде городов и районов области вводились графики ограничений и отключений потребителей, в том числе (и в первую очередь) неплательщиков за электрическую и тепловую энергию.
В последнее время в связи с ростом промышленного производства, доля которого в энергопотреблении составляет порядка 35% (после небольшого снижения обусловленного выводом железнодорожного транспорта на ФОРЭМ) наблюдается рост потребления электроэнергии. Динамика изменения электропотребления представлена на рис. 5.
Распределение электропотребления по отраслям промышленного производства представлена на рис. 6. Основными потребителями электрической энергии являются машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов и деревообрабатывающая промышленность.
Транспорт электроэнергии осуществляется по сетям в подавляющем большинстве принадлежащим ОАО "Брянскэнерго". Потери при транспортировке составляют порядка 11%.
Эксплуатацию электросетевого хозяйства осуществляют 3 филиала ОАО "Брянскэнерго".
- Северные электрические сети;
- Западные электрические сети;
- Южные электрические сети.
По состоянию на 01.01.2001 протяженность линий электропередачи составляет:
ВЛ-220 кВ - 568 км;
ВЛ-110 кВ - 1886 км;
ВЛ-35 кВ - 1830 км;
ВЛ-6-10 кВ - 14822 км;
ВЛ-0,4 кВ - 12565 км.
На балансе ОАО "Брянскэнерго" находятся 6702 подстанции 6 - 10 кВ общей установленной мощностью 4867 МВт.
Коммунальная энергетика области представлена ГУП "Брянскоблжилкомхоз".
Электроснабжением сельских потребителей занимается АО "Энергосбыт".
3.4. ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
Брянская область ежегодно потребляет свыше 3,7 млн. Гкал тепловой энергии, причем 57% используется для обогрева жилого фонда, 30% - промышленными предприятиями и 13% бюджетными организациями. В декабре 2000 г. 66% поставленной населению тепловой энергии оплачивалось из бюджетов городов и районов области, а в марте текущего года бюджетные дотации составили всего 46%. В целом же по ЖКХ дотации в марте месяце составили 39% против 60% в декабре 2000 г.
Основная доля тепловой энергии для социально-бытового комплекса Брянской области производится котельными, использующими в качестве топлива природный газ (98%) рис 7.б.
Теплоснабжение жилого фонда области, коммунально-бытовых потребителей и промышленных предприятий осуществляется:
- от двух электростанций энергосистемы области (Брянской ГРЭС и Клинцовской ТЭЦ) производительностью паровых котлов - 750 т/час н водогрейных котлов - 100 Гкал/час;
- от двух ТЭЦ промышленных предприятий производительностью паровых котлов - 500 т/час и водогрейных - 400 Гкал/час.
- от 436 котельных ГУП Брянскоблжилкомхоз" производительностью 2047 Гкал/час;
- от 1157 ведомственных котельных производительностью 3537 Гкал/час.
- Доля первичных энергоресурсов в этой отрасли достигает 40% Большое количество котельных, построенных в разные годы, относительно небольшой установленной мощности и определяет специфические особенности региона в процессе производства тепловой энергии, когда проблематично поддержание оператором оптимальных режимов эксплуатации с высоким коэффициентом полезного действия. Повышение их энергоэффективности связано с использованием уже разработанных, но дорогостоящих систем АСУ ТП и потребует, на наш взгляд, не оправдано больших капитальных вложений на модернизацию действующего оборудования.
Производство тепловой энергии по районам областного центра представлено на рис. 8. Численность населения и концентрация промышленного потенциала города в Брянском районе определяет и превалирующие объемы производства этого вида продукции. Здесь же отражена и динамика производства тепловой энергии за 1999 - 2000 гг.
Производство тепловой энергии в натуральном выражении по городам и районам области представлено на рис 9, из которого следует, что основной потенциал энергосбережения тепла сконцентрирован в г. г. Брянске, Дятьково, Трубчевске и на объектах областных организациях.
Приведенные на рис. 8, 9 диаграммы лишь качественно отражают соотношение по производству тепловой энергии, так как указанные значения представляют собой расчетные величины, полученные из объемов потребленного пригодного газа и паспортного значения коэффициент полезного действия котельных.
Действительные значения производства и удельные затраты энергоносителей могут быть получены лишь приборными средствами учета ТЭР. Потенциал энергосбережения по первичным видам энергоносителей электрической энергии, теплу и воде, определенный по результатам анализа, приведен в паспорте настоящей программы.
Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Предполагаемая к реализации организационно-управляющая структура приведена на рис. 1.
Здесь уровни декомпозиции учитывают сложившиеся отношения между властными структурами, естественными монополиями в топливно-энергетическом комплексе России и их представительствами в регионе, а также с государственными службами надзора.
Исполнительные органы энергосберегающей политики области, разрабатывая программу энергосберегающих технологий отраслей, с самого начала должны ориентироваться на конечную цель производимых реформ и доступные технические средства их реализации, что в конечном счете, будет определять величину капитальных вложений и сроков окупаемости проводимых мероприятий. Взаимосвязь краткосрочных программ и перспективного планирования отражает функциональная схема дерева целей программы энергосбережения.
Реализация поставленных целей требует обзор значительного объема потоков информации, поэтому неотъемлемой частью первоочередных мероприятий энергосбережения выступает задача создания территориально-распределенной информационно-аналитической системы автоматизированной системы управления ТЭР региона.
Ниже приведена структурная схема АСУ ТЭР Брянской области и ее связи с энергоснабжающими предприятиями и фондом энергосбережения.
Раздел V. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ
5.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
С целью обеспечения высокой эффективности мероприятий в области энергосбережения, привлечения инвесторов и организаций всех форм собственности и подчиненности к активному участию в реализации областной программы "Энергосбережение 2001 - 2005 гг." решения базовых проблем энергосбережения одним юридическим лицом просматриваются следящие организационные мероприятия:
5.2. ПОДПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ СЕКТОРЕ
Под руководством администрации Брянской области, Фондом энергосбережения разрабатываются программы энергосберегающих мероприятий по отраслям, в том числе:
- территориальная АСУ "Тепловые сети";
- территориальная АСУ "Водоканал";
- территориальная АСУ "Электроэнергия";
- территориальная АСУ "Брянскоблгаз";
- автоматизированная система сбора и обработки информации и управления исполнением нормативных актов по энергопотреблению.
5.2.1. Тепловые сети
Ниже на рис. 4 приведена типовая, рекомендуемая к применению, иерархическая структура отраслевой территориально-распределенной АСУ на примере тепловых сетей города. Анализ такой структуры позволяет определить временные рамки и этапы реализации энергосберегающей политики в жилищно-коммунальном секторе.
В частности, к первоочередным задачам необходимо отнести мероприятия по приборному учету удельных энергозатрат на производство тепла и его транспортировку, для чего необходимо оснастить теплогенерирующие станции счетчиками расхода газа, воды, электрической энергии и тепловой энергии, способных интегрироваться в локальные информационные сети этих станций, что позволит осуществлять непрерывный учет расхода ТЭР.
Оснащение тепловых сетей каждого района города и тепловых распределительных сетей теплосчетчиками соответствующей мощности позволит оценить потери тепловой энергии AQ1, AQ2 и вырабатывать экономически выгодные мероприятия по снижению потерь в этих сетях.
К среднесрочным задачам программы относятся мероприятия по приборному учету подлежащих оплате потребителями услуг (оснащение теплосчетчиками домов и квартир), что позволит количественно оценить потери тепловой энергии AQ3 в местах коллективного пользования (подъезды, лестничные площадки и т.п.).
Эти этапы реализации программы в совокупности с мониторингом зданий и сооружений определят приоритетные направления теплозащитных мероприятий, технических средств управления тепловыми ресурсами потребителей и политику ценообразования, санкций и льгот по рассматриваемой отрасли.
К долгосрочным мероприятиям относятся мероприятия по созданию автоматизированной системы управления топливно-энергетическими ресурсами города Брянска и Брянской области.
5.2.2. Территориальное АСУ "Водоканал"
Рекомендуемая иерархическая структура АСУ "Водоканал" приведена на рис. 5.
Анализ структуры также позволяет определить временные рамки и этапы энергосберегающей политики в обеспечении надежного водоснабжения потребителей и отвода канализационных стоков. К первоочередным мероприятиям следует отнести задачи по приборному учету расхода воды, энергозатрат на ее очистку и транспортировку на всем пути от водозабора до потребителя, что позволит осуществлять непрерывный учет расхода воды и принимать оперативные меры по ликвидации утечек. В первую очередь также необходимо снабдить двигатели насосных станций энергосберегающими частотно-регулируемыми электроприводами и оптимизировать график работы насосных станций подачи воды в зависимости от потребления.
К среднесрочным задачам относятся мероприятия по приборному учету подлежащих оплате услуг - оснащение водосчетчиками домов, квартир, что приведет к резкому снижению водопотребления и позволит оценить потери воды, а соответственно и энергии в городских (районных, квартальных) водопроводных сетях. Это, в свою очередь, позволит обоснованно подойти к планированию организационных и технических мероприятий следующего этапа.
Долгосрочные мероприятия, связанные с крупными капитальными затратами, должны быть ориентированы на выполнение регионального заказа промышленными предприятиями Брянской области и на создание автоматизированной системы управления водоканализационным хозяйством городов, с целью поддержания оптимального режима функционирования сетей. Реконструкция очистных сооружений также относится к долгосрочным мероприятиям и включает в себя:
- замена технологии хлорирования на озонирование;
- использование макропористых анионитов, катионитов и органопоглотителей.
Внедрение систем оборотного водоснабжения на соответствующих предприятиях.
Реконструкция водопроводных сетей:
- антикоррозийные мероприятия;
- постройка катодных станций, облицовка внутренней поверхности труб, внедрение труб из полимерных композитных материалов.
5.2.3. Электрические сети
Для экономии топливно-энергетических ресурсов в системе электроснабжения предусматриваются технические и организационно-технические мероприятия, направленные на снижение потерь электроэнергии, которые условно можно разделить на потери, обусловленные несовершенством элементов и структуры электрических сетей, и на потери, обусловленные несовершенством нагрузок потребителей и их неравномерностью.
Для снижения потерь первого типа Брянским предприятиям электрических сетей (БПЭС) предлагаются технические мероприятия по замене устаревшего оборудования, внедрению прогрессивных источников света, изменению конфигурации сетей и т.д. В частности, в эксплуатации находятся 282 трансформатора общей мощностью 71 тыс. кВА с 30-летним и более "стажем работы". По предварительным оценкам реализация этих мероприятий даст экономию более 300 тыс. кВт.ч. в год.
Кроме того, планируется строительство и ввод в действие новых подстанций, распределительных пунктов и сетей с целью улучшения системы электроснабжения города. Однако эти мероприятия требуют значительных капитальных вложений и, следовательно, более тщательного технико-экономического обоснования и относятся к среднесрочным.
Более комплексной задачей является снижение потерь второго типа. Здесь наряду с традиционными техническими мероприятиями (установка источников реактивной мощности у потребителей, оперативное управление потоками электроэнергии, сезонное регулирование напряжения и т.д.) значительного эффекта можно достичь, вводя систему многотарифного расчета за электроэнергию и, в перспективе, переходом к автоматической оптимизации и управлению распределением электроэнергии.
Для составления развернутой программы реализации указанных комплексных мероприятий необходим дополнительный анализ состояния дел на БПЭС как в техническом, так и в организационном аспектах:
- по учету текущих нагрузок в распределительных сетях;
- по контролю качества электроэнергии в основных пунктах ее распределения;
- по объему информации, обрабатываемой центральной диспетчерской службой;
- по уровню автоматизации оперативных переключений.
По всей вероятности, результаты такого анализа выявят целый ряд проблем и определят мероприятия поэтапного решения задачи создания АСУ "Электрические сети". Основными этапами здесь должны быть следующие:
- оснащение пунктов распределения электроэнергии необходимой контрольно-измерительной аппаратурой с устройствами передачи информации;
- создание и испытание фрагмента системы автоматизированного сбора информации с привязкой к одной из подстанций или одному из распределительных пунктов;
- разработка алгоритма оптимального управления распределением потоков электроэнергии с учетом условий, сложившихся в регионе;
- создание полномасштабной системы автоматического управления электрическими сетями городов.
5.2.4. Распределительные газовые сети
Система газоснабжения сформировалась и ее модернизация с точки зрения повышения экономичности возможна только в процессе плановых ремонтов и расширения. Опыт эксплуатации системы газоснабжения населенных пунктов показывает, что потери энергоносителя невелики, утечки газа контролируются с учетом сезонных изменений природных условий и реально сложившейся геологической ситуации в городе. Однако, постоянный контроль за утечками в системе газоснабжения с использованием автоматизированных систем контроля не внедряется из-за отрицательного опыта в других регионах России. Автоматизированная система сбора информации в газопотреблении в настоящее время не функционирует. Предполагается ее модернизация. Учет газопотребления производится на двух уровнях:
- поставщиком газа (на магистралях);
- потребителем газа.
Эффективность газопотребления поставщиком не контролируется. В качестве основных мероприятий по газосбережению рассматриваются:
- использование более экономичного газового оборудования;
- жесткий контроль за потреблением газа.
В частности, для газовых котельных, особенно маломощных со сроком эксплуатации более 15 лет, необходимо переоборудование на прогрессивные типы современных автоматизированных котлов. К первоочередным задачам также относятся организация приборного учета газопотребления. В качестве среднесрочных мероприятий рассматривается оборудование крышных котельных.
5.3. ПОДПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
В ЭНЕРГОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В рыночных условиях хозяйствования отношения между властными структурами и предприятиями всех форм собственности предельно упростились. Государственные службы надзора обязаны контролировать удельные затраты ТЭР на единицу выпускаемой продукции, а Фонд энергосбережения сопоставлять эти затраты с нормами, предусмотренными государственными стандартами России и местными нормативными актами и подготавливать для администрации предложения по санкциям и льготам.
На наиболее энергоемких промышленных предприятий Брянской области сложилась следующая ситуация. Так, в сентябре 2000 года в силу сложившихся на территории Брянской области метеоусловий, в периоды резкого похолодания, с целью безусловного обеспечения природным газом и теплом населения и предприятий коммунально-бытовой сферы ООО "Брянскрегионгаз" был вынужден прибегнуть к крайним мерам - частичному или полному ограничению подачи газа на промышленное производство некоторых крупных предприятий.
Вместе с тем, анализ теплотехнических показателей оборудования целого ряда крупных промышленных установок, у которых природный газ используется как топливо, свидетельствует о чрезвычайно низкой тепловой эффективности реализуемых в них тепловых процессов и нерациональном использовании газа.
Так, например, коэффициент полезного действия стеклоплавильных печей акционерного общества АО "Ивотстекло" составляет 14%: ОАО "Стеклолит" - 19,6% АО "Кварцит" - 18%; АО "ДХЗ" - 25%: АО "Старьстекло" - 19%.
Суммарный годовой объем природного газа, расходуемого только этими предприятиями при таких теплотехнических показателях печей на "отопление" атмосферы, превышает 70 - 80 млн. м/год, или в денежном выражении 35 - 40 млн. руб./год.
Указанные значения к.п.д. печей являются совершенно недопустимыми, поскольку на всех этих же предприятиях имеется дефицит тепла и горячей воды на нужды производства. Для покрытия этих нужд на заводах функционируют отопительные котельные, дополнительно расходующие природный газ при относительно невысоких теплотехнических параметрах устаревшего котельного оборудования.
Доля природного газа в себестоимости продукции стекольной промышленности составляет 30 - 40%, поэтому нерациональное использование природного газа на указанных предприятиях приводит к высокой себестоимости выпускаемых ими изделий. Высокая цена продукции, даже при наличии спроса, снижает ее конкурентоспособность и, в конечном итоге, приводит к неудовлетворительному уровню платежей за поставленный для ее производства природный газ.
Отличительной особенностью рассматриваемых производств является также и то, что стеклоплавильные печи перечисленных заводов, как правило, работают в стационарном режиме. Останов печей связан с большими затратами, поэтому производится только в силу необходимости на время их капитального ремонта. В силу указанной особенности предприятия стекольной промышленности Брянской области вынуждены зачастую выпускать продукцию в задел, т. е. тогда, когда спрос на продукцию отсутствует или недостаточно проработан. Все убытки, связанные с такого рода деятельностью, ложатся на поставщиков энергоресурсов и, в первую очередь, на ООО "Межрегионгаз". Кредитором в этих случаях является ОАО "Газпром".
Все вышеперечисленное в значительной мере относится и к предприятиям стройиндустрии (кирпичные заводы, заводы по производству железобетона, цемента и сталелитейный заводы), на долю которых приходится 25 - 30% годового потребления природного газа Брянской области (550 - 700 млн. руб./год.)
Приведенные материалы показывают, насколько важно с точки зрения повышения уровня платежей за природный газ обеспечение рентабельности рассматриваемых производств.
Один из основных путей снижения себестоимости продукции заключается в уменьшении бесполезных, нерациональных затрат природного газа на неэффективные теплотехнические процессы, реализуемые на рассматриваемых предприятиях стекольной промышленности Брянской области. Этот путь наиболее выгоден и целесообразен потому, что материальные и финансовые затраты на его реализацию минимальны и посильны самим предприятиям потребителям газа, тем более, что резервы уменьшения расхода газа на печи есть.
Так, предварительный анализ тепловых схем производств, а также конструктивных и режимных параметров стеклоплавильных печей выше перечисленных предприятий, проведенный инженерными службами ООО "Брянскрегионгаз" совместно с представителями "Госэнергонадзора", показал, что практически на всех печах отсутствуют утилизаторы, реализующие тепло уходящих газов. В то же время, температура газов в выхлопных трактах печей достигает значений Т = (500 - 1200) градусов Цельсия при избыточном давлении DP - (25 - 30) миллиметров водяного столба. При этих параметрах уходящих газов располагаемой, бесполезно выбрасываемой в атмосферу тепловой энергии достаточно не только для горячего водоснабжения и отопления самих предприятий, но и для отпуска тепла сторонним потребителям.
В качестве одного из примеров рационального использования тепловой энергии уходящих газов можно привести утилизаторы газотурбинных установок компрессорных станций, обеспечивающие при таких же параметрах (Т = 500 градусов Цельсия, DP = 15 мм в. ст.) даже в условиях Крайнего Севера поселки газовиков и их тепличные хозяйства круглый год теплом и горячей водой. Изготовление простейших утилизаторов из гладких труб возможно в условиях любого машиностроительного предприятия Брянской области, в том числе и службой главного механика или энергетика рассматриваемых предприятий.
Для более существенного повышения к.п.д. стеклоплавильных печей и котельных необходима их модернизация путем замены, например, устаревших регенераторов, бойлеров, подогревателей, совершенствования газовых горелок и камер сгорания печей и т.д.
Приоритетными направлениями в промышленном производстве следует считать использование вторичных энергетических ресурсов, выполнение городских заказов на производство технических средств энергосбережения, энергоаудит затратных технологических процессов и создание собственных подсистем управления производством, транспортировкой и потреблением ТЭР.
В Брянской области имеется достаточно мощный потенциал электротехнических предприятий: ЗАО "Группа Кремний"; Брянский Электромеханический завод; ОАО "Анод"; АО "Электроаппарат"; завод "Нерусса"; АО "Реле"; ОАО "Термотрон"; завод "Электродеталь"; завод "Снежеть"; ОАО "Литий".
Безусловно необходима координация действий, так как стихийный выбор направления работ по энергосбережению, как уже упоминалось, не дал никаких результатов (ОАО "Электроаппарат" освоил производство однофазных счетчиков второго поколения, в то время как сейчас требуются интеллектуальные счетчики четвертого поколения).
Концепция развития такова:
1. Формируется региональный заказ на:
- производство силовых полупроводниковых приборов (сборку) и необходимых типов микросхем (драйверов) на ЗАО "Группа Кремний";
- производство преобразователей для частотно регулируемого электропривода преимущественно на изделиях электронной и электротехнической промышленности Брянской области (типовой ряд мощностей разделяется на пять отрезков) и планируется организация производства на АО "Электроаппарат", БМЗ и БЭМЗ.
2. Региональный научно - технический центр оборонных предприятий Брянской области координирует кооперацию по производству энергосберегающих источников света с электронной пускорегулирующей аппаратурой.
3. Координация работ по производству систем автоматизированного котельного оборудования.
5.4. ПОДПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Строительство и эксплуатация жилья сейчас считается неразрывным циклом в системе энергосбережения. Поэтому исходный этап начинается именно на стадии проектирования нового жилья и его строительства. Это сложная инженерная задача, для решения которой Госстрой России ввел в действия новые требования строительной теплотехники. О сложности указанной проблемы говорит то, что согласно этим требованиям нормативное сопротивление теплопередачи наружных стен, в частности, увеличивается в 3 раза, т.е. должно быть доведено до уровня нормативов стран Северной Европы.
Поэтому, сначала был и избран путь утепления стен с внутренней стороны зданий. Однако опыт показал инженерное несовершенство такого подхода, что подтвердила и мировая практика, где утепление ведется с наружной стороны, для чего требуются специальные материалы и технологии которые сейчас разрабатываются во многих регионах России, в том числе и в Брянский области.
На совещаниях, проведенных в 2000 году, при участии заказчиков и подрядчиков, было принято решение с их долевым участием разработать территориальные строительные нормы энергетической эффективности жилых и общественных зданий, потребительский подход к проектированию теплозащиты жилых и общественных зданий, когда здание рассматривается как система, в которой установлена четкая взаимосвязь между теплозащитой здания и его объемно - планировочными решениями системами отопления и вентиляции, дополнительными теплоусловиями и наружной температурой воздуха. Такой комплексный подход к оценке системы энергоэффективности иногда позволяет решать задачу без утепления стен.
В настоящее время, по заданию администрации области, НИИ строительной физики разработал региональные нормы энергетической эффективности в строительстве.
5.5. ПОДПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Первоочередным мероприятием при проведении энергосберегающей политики в сельском хозяйстве следует считать проведение глубокого энергоаудита для выявления резервов экономии энергоресурсов. Перерабатывающие предприятия сельскохозяйственной продукции ничем особенным не отличаются от промышленных предприятий, поэтому здесь применимы отработанные методы энергосбережения.
5.6. НОРМАТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР
Программа предусматривает подготовку утверждение научно-обоснованных норм по затратам ТЭР на единицу продукции и услуг по жилищно-коммунальному и производственному секторам.
Учитывая исключительно высокую роль культурного уровня населения в решении задач энергосбережения ввести в средства массовой информации (телевидение радио и печать) постоянно действующих программ, рубрик по энергосбережению.
Разработка учебных программ и обязательное введение в школах профессиональных, средних и высших учебных заведениях курсов "Энергосбережение". Организация при высших учебных заведениях курсов по послевузовской переподготовке кадров с привлечением ведущих специалистов энергосберегающих предприятий.
Создание демонстрационных зон высокой энергетической эффективности.
- "Институтская", на базе действующей котельной;
- Водоканал, на базе действующего водозабора;
- "Жилье 2004", на примере 5-го и других микрорайонов имея в виду, что к завершению программы энергосбережения 80% жилого фонда должны представлять собой эти самые демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности.
5.7. ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
5.7.1. Первоочередные технические мероприятия
Создание демонстрационных зон высокой
энергетической эффективности
----------------------T------------T--------------T--------------¬
¦ Отв. исполнитель ¦ Срок ¦ Объем ¦ Источники ¦
¦ ¦ выполнения ¦финансирования¦финансирования¦
¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦ ¦
+---------------------+------------+--------------+--------------+
¦ГП ТС, ¦ декабрь ¦ По смете ¦Средства ¦
¦Брянскоблжилкомхоз, ¦ 2001 г. ¦ ¦областного ¦
¦БРФЭСБ ¦ ¦ ¦бюджета, ¦
¦ ¦ ¦ ¦собственные ¦
¦ ¦ ¦ ¦средства ¦
¦ ¦ ¦ ¦предприятий и ¦
¦ ¦ ¦ ¦фонда ¦
¦ ¦ ¦ ¦энергосбереже-¦
¦ ¦ ¦ ¦ния ¦
L---------------------+------------+--------------+---------------
Создание автоматизированной информационной системы
энергосбережения Брянской области
----------------------T------------T--------------T--------------¬
¦ Отв. исполнитель ¦ Срок ¦ Объем ¦ Источники ¦
¦ ¦ выполнения ¦финансирования¦финансирования¦
¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦ ¦
+---------------------+------------+--------------+--------------+
¦БРФЭСБ ¦ июнь ¦ 450 ¦Средства ¦
¦ ¦ 2002 г. ¦ ¦городского ¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджета ¦
¦ ¦ ¦ ¦и фонда ¦
¦ ¦ ¦ ¦энергосбереже-¦
¦ ¦ ¦ ¦ния ¦
L---------------------+------------+--------------+---------------
Внедрение приборов учета потребления энергоносителей в секторе муниципальной собственности (объекты социально-культурной сферы и жилой фонд).
Внедрение приборов учета потребления энергоносителей осуществляется за счет средств областного бюджета и фонда энергосбережения.
5.7.2. Технические мероприятия на объектах инженерной инфраструктуры
Финансирование энергосберегающих мероприятий на объектах инженерной инфраструктуры осуществляется на основе долевого участия: 40% - бюджетные финансирование: 60% - собственные средства предприятий и привлеченные внебюджетные средства.
С учетом ожидаемых поступлений средств в Брянский региональный фонд энергосбережения на выполнение региональной целевой программы (2001 - 2004 годы), планируется провести в 2001 году следующие мероприятия:
1. Разработка типового ряда частотно-регулируемых электроприводов:
исполнитель - Фонд энергосбережения, ОАО "Группа - Кремний", ОАО "БМЗ", ОАО "Электроаппарат";
сроки - 2001 - 2003 гг.;
предполагаемые затраты в 2001 году - 1500 тыс. руб.;
источники финансирования - Бюджет Брянской области (20%), Фонд энергосбережения (40%), предприятия (40%);
2. Создание демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности "Институтская": исполнитель - ГУП "Брянскоблжилкомхоз", Фонд энергосбережения,
сроки - 2001 - 2002 гг.;
предполагаемые затраты в 2001 году - 2500 тыс. руб.;
источники финансирования - Бюджет Брянской области (20%), Фонд энергосбережения (40%), предприятия (40%):
3. Создание полигона в Злынковском районе по отработке технологий получения генераторного газа с использованием загрязненной радионуклидами биомассы на территории Гомельской и Брянской областей:
исполнитель - Фонд энергосбережения.
Элион - 9, НГИТА,
сроки - 2001 - 2004 гг .
предполагаемые затраты в 2001 году 380 тыс. руб.;
источники финансирования - Федеральный бюджет (10%), Фонд энергосбережения (90%);
4. Внедрение приборных средств учета энергоресурсов на объектах муниципальной собственности:
исполнитель - ГУП "Брянскоблжилкомхоз",
Фонд энергосбережения;
сроки - 2001 - 2004;
предполагаемые затраты в 2001 году - 750 тыс. руб.:
источники финансирования - Бюджет Брянской области (40%), Фонд энергосбережения (40%), предприятия (20%),
В результате для реализации планируемых первоочередных задач в 2001 году (в рамках выделяемых средств на цели энергосбережения) необходимо затратить 5130 тыс. руб., в том числе средств областного бюджета 1100 тыс. руб. Также на разработку региональной целевой программы энергосбережения Брянской области (2001 - 2004 гг.) необходимо выделить 100 тыс. руб. из бюджета Брянской области.
5.9. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА 2002 - 2004 ГОДЫ
(в ред. Постановления Брянской областной Думы
от 27.11.2002 № 3-739)
---T---------------------------T----------------------T-----------T--------------------------T------------------T-------------¬
¦ N¦ Мероприятие ¦ Объем финансирования,¦Источники ¦ Эффективность ¦Сроки реализации ¦ Исполнитель ¦
¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦финансиро- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦вания ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+----------------------+-----------+--------------------------+------------------+-------------+
¦ 1¦Создание демонстрационной ¦ ¦ ¦40% экономии электрической¦ ¦ ¦
¦ ¦зоны на базе Деповского ¦ 1436 ¦ ¦энергии ¦ II кв. 2002 ¦ ¦
¦ ¦водозабора ¦ ¦ ¦20% экономии холодной воды¦ ¦ ¦
¦ ¦(демонстрационная зона № 2)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+----------------------+ областной +--------------------------+------------------+ конкурс ¦
¦ 2¦Внедрение приборных ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств учета ¦ 564 ¦ ¦автоматизация учета¦ IV кв. 2002 ¦ ¦
¦ ¦энергоносителей на четырех ¦ ¦ ¦энергоносителей ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектах бюджетной сферы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+----------------------+-----------+--------------------------+------------------+-------------+
¦ИТОГО по мероприятиям 2002 г. ¦ 2000 ¦
+--T---------------------------+----------------------T-----------T--------------------------T------------------T-------------+
¦ 3¦Модернизация квартальных¦ ¦ ¦30-проц. экономия газа¦ ¦ ¦
¦ ¦котельных (тиражирование¦ 1100 ¦ ¦35-проц. экономия¦ III кв. 2003 ¦ ¦
¦ ¦типового проекта дем. зоны¦ ¦ ¦электрической энергии ¦ ¦ ¦
¦ ¦№ 1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+----------------------+ +--------------------------+------------------+ ¦
¦ 4¦Модернизация одного¦ ¦ ¦40% экономии электрической¦ ¦ ¦
¦ ¦водозабора (тиражирование¦ 900 ¦ областной ¦энергии ¦ VI кв. 2003 ¦ конкурс ¦
¦ ¦типового проекта дем. зоны¦ ¦ бюджет ¦20% экономии холодной воды¦ ¦ ¦
¦ ¦№ 2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+----------------------+-----------+--------------------------+------------------+-------------+
¦ИТОГО по мероприятиям 2003 г. ¦ 2000 ¦
+--T---------------------------+----------------------T-----------T--------------------------T------------------T-------------+
¦ 5¦Модернизация шести ¦ ¦ ¦30-проц. экономия газа¦ ¦ ¦
¦ ¦квартальных котельных ¦ 6000 ¦ ¦35-проц. экономия¦ II кв. 2004 ¦ ¦
¦ ¦(тиражирование типового ¦ ¦ ¦электрической энергии ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта дем. зоны № 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+----------------------+ +--------------------------+------------------+ ¦
¦ 6¦Модернизация одного¦ ¦ ¦40% экономии электрической¦ ¦ ¦
¦ ¦водозабора (тиражирование¦ 1400 ¦ областной ¦энергии ¦ III кв. 2004 ¦ конкурс ¦
¦ ¦типового проекта дем. зоны¦ ¦ бюджет ¦20% экономии холодной воды¦ ¦ ¦
¦ ¦№ 2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+----------------------+ +--------------------------+------------------+ ¦
¦ 7¦Внедрение приборных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств учета ¦ 2600 ¦ ¦автоматизация учета¦ IV кв. 2004 ¦ ¦
¦ ¦энергоносителей на четырех ¦ ¦ ¦энергоносителей ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектах бюджетной сферы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+----------------------+-----------+--------------------------+------------------+-------------+
¦ИТОГО по мероприятиям 2004 г. ¦ 10000 ¦
L------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------
Раздел VI. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Финансирование расходов, связанных с реализацией проектов и программ повышения эффективности использования ТЭР осуществляются:
- из собственных средств производителей и потребителей энергоресурсов, направляемых на эти цели;
- из средств федерального фонда энергосбережения;
- из средств регионального фонда энергосбережения;
- из привлекаемых средств сторонних, в том числе иностранных, инвесторов.
Источниками формирования областного фонда "Энергосбережение" являются:
- отчисления от стоимости реализованных энергоснабжающими организациями Брянской области ТЭР, закладываемые в качестве инвестиционной составляющей энергосбережения в тарифы на электрическую энергию размере, устанавливаемом РЭК;
- собственные заемные средства предприятий организаций и средства населения области;
- средства, полученные от применения экономических санкций к потребителям и производителям за непроизводительные расходы топлива и энергии в соответствии с Законом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами:
- средства областного бюджета в объемах, предусмотренных на энергосбережение;
- средства НИОКР, направляемые на целевое финансирование но энергосбережению,
- средства инвестиционного фонда, поступающие на энергосбережение от энергоснабжающих организаций;
иные поступления, не противоречащие действующему законодательству.
Финансирование мероприятий текущего года предполагается осуществлять из следующих источников:
Предприятия, расположенные на территории Брянской области, вне зависимости от форм собственности, имеют право воспользоваться средствами Фонда энергосбережения, образованными из отчислений от стоимости реализуемых энергоснабжающими организациями Брянской области, топливно-энергетических ресурсов, закладываемых в качестве инвестиционной составляющей энергосбережения в тарифы на электрическую и тепловую энергию, природный газ и иные энергетические ресурсы, для реализации собственных программ энергосбережения, включаемых в региональную программу на основании представляемых проектов, бизнес - планов и пр.
Выполнение программы энергосбережения требует использования Брянским региональным Фондом механизма возврата и пополнения средств вложенных в отдельные мероприятия. Как некоторые составляющими такого механизма предполагается использовать следующие виды финансовой деятельности:
- заем, целевой заем;
- лизинг (финансовая аренда);
- операции купли-продажи.
Одной из форм финансирования целевых мероприятий Фондом энергосбережения может являться договор займа, предусмотренный ГК РФ (часть 2, ред. от 17.12.99 г.). Фонд предоставляет предприятию денежные или другие средства, организация (заемщик) обязуется возвратить сумму займа и проценты в размерах и порядке определенных договором. Выдача денежных средств может производиться под залог, страхование финансовых рисков или финансовые гарантии банка. Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на цели энергосбережения (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.
Отсутствие оборотных средств у промышленных предприятий увеличивает интерес к новым формам финансирования. Лизинг (финансовая аренда) подразумевает предоставление оборудования в аренду по договору - лизинга, в котором определяется сумма и порядок платежей. За весь период лизинга эта сумма покрывает полную стоимость оборудования и комиссионные фонда. Лизинговую деятельность регулирует ряд нормативных актов РФ ФЗ РФ "О лизинге" от 29.10.98 № 164-ФЗ, ГК РФ ч. 2 от 22.12.95 г.
Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Этот механизм выгоден для предприятий которые не могут единовременно собрать необходимую сумму для реализации мероприятий по энергосбережению или не хотят укрупнять основные фонды.
Собственником объекта во время действия лизингового договора является лизингодатель (Фонд), но передается оборудование непосредственно арендатору, который с момента его получения является временным владельцем и имеет право пользования имуществом.
Лизингополучатель имеет право выбора поставщика, приемки оборудования, право предъявления претензий за недоброкачественную продукцию или срыв сроков поставки.
Договор лизинга - очень гибкий документ, в котором могут быть предусмотрены разные условия оплаты и право заказчика выкупить оборудование по остаточной стоимости после окончания срока лизинга. Выкупленное оборудование включается в состав основных фондов предприятия по остаточной стоимости (примерно 10% от первоначальной).
Для накопления дополнительных средств. Фонд может выступать посредником в операциях купли-продажи энергосберегающего оборудования или иного имущества руководствуясь основными положениями ГК РФ (часть 2) (ред. 17.12.99 г.). В интересах промышленных предприятий области оплата товара может производиться в кредит, а также в кредит с условием о рассрочке.
Раздел VII. ОЖИДАЕМЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Исходя из объемов энергоресурсов, структуры энергетических комплексов региона прогнозируемый потенциал энергосбережения достигает 400 - 500 тыс. куб. м природного газа в год, от 1 до 1,5 млн. кВт. час. электрической энергии и 25 - 30% по тепловой энергии и воде. Ожидаемая экономия определена по конкретным проектам программы, составляющим 15% общего объема программы. Приведенная в сводной таблице величина ожидаемого экономического эффекта определена в ценах на энергоресурсы 2000 года.
--------------------T--------T-----------T-----------T-----------¬
¦Основные показатели¦Единица ¦Перво- ¦Средне- ¦Долго- ¦
¦ ¦измере- ¦очередные ¦очередные ¦очередные ¦
¦ ¦ния ¦мероприятия¦мероприятия¦мероприятия¦
+-------------------+--------+-----------+-----------+-----------+
¦Экономия природного¦ млн. ¦ ¦ ¦ ¦
¦газа ¦ руб. ¦ 90 - 11О ¦ 180 - 240 ¦ 450 - 550¦
+-------------------+--------+-----------+-----------+-----------+
¦Экономия ¦ млн. ¦ ¦ ¦ ¦
¦электроэнергии ¦ руб. ¦ 90 - 130 ¦ 200 - 250 ¦ 350 - 600¦
+-------------------+--------+-----------+-----------+-----------+
¦Экономия тепловой¦ млн. ¦ ¦ ¦ ¦
¦энергии и воды ¦ руб. ¦ 18 - 20 ¦ 35 - 40 ¦ 40 - 90¦
+-------------------+--------+-----------+-----------+-----------+
¦Ожидаемая экономия ¦ млн. ¦ 198 - 260 ¦ 415 - 530 ¦ 840 - 1240¦
¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+-----------+-----------+-----------+
¦в т.ч. экономия ¦ млн. ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджетных средств ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦
¦за счет сокращения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дотаций на оплату ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦теплоэнергии ¦ ¦ 60 - 65 ¦ 120 - 130 ¦ 190 - 200¦
L-------------------+--------+-----------+-----------+------------
Раздел VIII. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Реализация энергосберегающих мероприятий предлагаемых в данной программе позволит снизить потребление первичных энергоносителей, что в свою очередь снизит тепловую нагрузку на атмосферу. Исходя из того, что при потреблении первичных энергоресурсов максимальная доля приходится на природный газ (88,3% или в натуральном выражении 2618734 тыс. куб. м в год) рассчитаем количество теплоты расходуемой на нагревание атмосферы.
Анализ теплотехнических показателей оборудования целого ряда крупных промышленных установок, у которых природный газ используется как топливо, свидетельствует о чрезвычайно низкой тепловой эффективности реализуемых в них тепловых процессов и нерациональном использовании газа.
Так, например, как показано в разделе V, коэффициент полезного действия стеклоплавильных печей АО "Ивотстекло" составляет 14%; ОАО "Стеклолит" - 19,6%; АО "Кварцит" - 18%, АО "ДХЗ" - 25%; АО "Старьстекло" - 19%.
Суммарный годовой объем природного газа, расходуемого только этими предприятиями при таких теплотехнических показателях печей на "отопление" атмосферы, превышает 70 - 80 млн. куб. м/год, или в денежном выражении 35 - 40 млн. рублей в год.
Все вышеперечисленное в значительной мере относится и к предприятиям стройиндустрии (кирпичные заводы, заводы по производству железобетона, цемента и сталелитейные заводы), на долю которых приходится 25 - 30% годового потребления природного газа Брянской области (550 - 700 млн. руб./год).
Так, предварительный анализ тепловых схем производств, а также конструктивных и режимных параметров стеклоплавильных печей вышеперечисленных предприятий проведенной инженерными службами ООО "Брянскрегионгаз" совместно с представителями "Госэнергонадзора", показал, что практически на всех печах отсутствуют утилизаторы, реализующие тепло уходящих газов. В то же время, температура газа в выхлопных трактах печей достигает значений Т = (500 - 1200) градусов Цельсия при избыточном давлении DP = (25 - 30) миллиметров водяного столба. При этих параметрах уходящих газов количественная оценка подлежащих инвентаризации тепловой энергии и парниковых газов может быть сделана на основе укрупненных показателей. Исходя из среднего коэффициента полезного использования природного газа равного 22% в атмосферу ежегодно
6
выбрасывается 107,85 миллиардов * 10 Джоулей теплоты.
Прогнозируемый потенциал снижения тепловой нагрузки на атмосферу при проведении энергосберегающих мероприятий предлагаемых в данной программе приведен в таблице. Можно видеть, что проведение долгосрочных мероприятий энергосбережения снижает вредное воздействие на окружающую среду в 18 раз. Следует ожидать, что и величина выбросов парниковых газов, прежде всего
СО , а также метана СН и оксидов азота NO
2 4 x
будет снижаться пропорционально снижению количества выделяемой теплоты.
СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
ЗА 1999 ГОД
тыс. Гигакал
---------------------------T-------------------T-----------------¬
¦ ¦Потреблено всего¦В % к итогу: ¦
+--------------------------+-------------------+-----------------+
¦Всего ¦ 3782,1 ¦ 100,0 ¦
+--------------------------+-------------------+-----------------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-------------------+-----------------+
¦Жилой фонд ¦ 2134,6 ¦ 56,4 ¦
+--------------------------+-------------------+-----------------+
¦Промышленные предприятия ¦ 1141,0 ¦ 30,2 ¦
+--------------------------+-------------------+-----------------+
¦Бюджетные организации ¦ 506,5 ¦ 13,4 ¦
L--------------------------+-------------------+------------------
РАСХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ПО ОТРАСЛЯМ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 1999 ГОД
----------------------------T------------------------------------¬
¦ Наименование отраслей ¦ Расход электроэнергии, тыс. квт.ч. ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦Всего по области ¦ 1949116 ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦в том числе: ¦ ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦Промышленность ¦ 1012125 ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦Сельское хозяйство ¦ 176960 ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦Лесное хозяйство ¦ 328 ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦Транспорт ¦ 436254 ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦Связь ¦ 14148 ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦Строительство ¦ 40031 ¦
+---------------------------+------------------------------------+
¦Прочие отрасли ¦ 269270 ¦
L---------------------------+-------------------------------------
Приложение 2
к Постановлению
Брянской областной Думы
от 26.07.2001 № 3-247
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которых замещает или сокращает потребление более дорогих и дефицитных видов энергетических ресурсов;
возобновляемые источники энергии - источники постоянно существующей или периодически возникающей в окружающей среде энергии солнца, ветра, тепла Земли, воды и т.п.
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
долгосрочные мероприятия - мероприятия, срок окупаемости которых более двух с половиной лет;
непроизводительный расход энергоресурсов - расход энергетических ресурсов обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования,
нетрадиционные источники энергии - источники энергии не нашедшие массового применения в регионе в настоящее время;
первоочередные мероприятия - мероприятия, срок окупаемости которых не более года;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергоресурсов для продукции любого назначения, усыновленная государственными стандартами и иными нормативными правовыми актами для данной продукции, процесса, работ и услуг;
потенциал энергосбережения - количество энергоресурсов, которые можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду;
рынок энергоресурсов - система обеспечения потребителя тем или иным видом энергии или энергоносителя, основанная на взаимоотношениях поставщика и потребителя. Различается по видам энергии, энергоносителя: природный газ, сжиженный газ, электроэнергия, теплоэнергия, нефтепродукты, уголь, торф, дрова и т.д., географическим границам рынка, федеральный, региональный - областной, местный - районный (городской), локальный - микрорайон (квартал), группа домов;
среднесрочные мероприятия - мероприятия, срок окупаемости которых от года до двух с половиной лет;
субъекты рынка энергоресурсов - хозяйствующий субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью по производств) (добыче) того или иного вита энергоресурсов (производитель), а также и поставкой их потребителю непосредственно или через иных хозяйственных субъектов (поставщика), производящего оптовые поставки (продавца перепродавца);
потребитель (основной потребитель) - хозяйствующий субъект, получающий энергоресурсы как для собственного потребления (потребитель), так и для частичной передачи (основной потребитель) другим конечным потребителям (субабонентам);
фонд энергосбережения - региональный фонд энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса, консолидированный в городском бюджете защищенной строкой;
экономические санкции - меры тарифного, режимного и налогового регулирования стимулирующие субъекта рынка энергоресурсов к энергосбережению;
энергоаудит - проверка намечаемых к реализации проектов, строящихся (реконструируемых, модернизируемых) и законченных строительством (реконструкцией) и т.д. объектов по производству энергоресурсов или их потреблению, обследование действующих предприятий или организаций с целью оценки эффективности использования энергоресурсов;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных. технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика-правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей природной, среды.