Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОММЕНТАРИЙ УМНС РФ по Брянской области от 31.01.2003

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УМНС РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММЕНТАРИЙ
от 31 января 2003 года

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации № 5215-1 от 18.06.1993 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказанием услуг производятся всеми предприятиями (в том числе осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно - кассовых машин (далее по тексту Закон). Правительством Российской Федерации утверждается Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин (далее Перечень).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 917 допускается осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ предприятиями, оказывающими услуги населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси, в том числе маршрутными. Как следует из этого Постановления, законодатель на федеральном уровне предусмотрел, что перевозки пассажиров такси, в том числе маршрутными, осуществляются с обязательным применением ККМ. Освобожден от применения ККМ был только транспорт общего пользования. При предоставлении этой льготы учитывалась социальная значимость данного вида деятельности.
Перевозчики, осуществляющие перевозки (кроме муниципального транспорта), не могут использовать билетную продукцию по следующим основаниям:
Министерством финансов РФ утверждены согласованные с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ бланки строгой отчетности, разрешенные для использования без применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением за услуги, оказываемые наземным пассажирским транспортом общего пользования.
В соответствии со статьей 789 части второй Гражданского кодекса РФ перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования, если из Закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения вытекает, что организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Если данная обязанность не указана в перечисленных документах, нельзя признать перевозку перевозкой транспортом общего пользования, что исключает возможность использования при денежных расчетах с населением билетов, утвержденных для проезда в наземном пассажирском транспорте общего пользования.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка транспортом общего пользования является публичным договором (таковым признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится). Пунктом 2 вышеуказанной статьи определено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда Законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Таким образом, одним из необходимых условий отнесения предприятия, осуществляющего перевозки пассажиров, к предприятиям автотранспорта общего пользования является перевозка всех видов категорий пассажиров, включая "льготных", в соответствии с действующим законодательством.
Право бесплатного проезда отдельных категорий лиц в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) на всей территории Российской Федерации установлено в ряде федеральных законодательных актов, обязательных для выполнения в субъектах Российской Федерации. Права граждан в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с изложенным, перевозчики (как организации, так и индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров городским (пригородным) пассажирским транспортом общего пользования, обязаны в полном объеме выполнять указанное выше условие.
На сегодняшний день практически все перевозчики, за исключением муниципального транспорта, льготных пассажиров не перевозят и соответственно не имеют права применять билетную продукцию.
Ссылка на то, что индивидуальные предприниматели платят единый налог на вмененный доход от различных видов деятельности и уплаченные налоги не зависят от полученного дохода, не должна приниматься по следующему основанию:
уплата единого налога на вмененный доход от различных видов деятельности не освобождает индивидуальных предпринимателей от ведения учета доходов и расходов.
Также несостоятельны ссылки на то, что применение ККМ перевозчиками будет влиять на безопасность движения. Данный вопрос рассматривался Верховным Судом РФ. В решении по делу от 1 августа 2001 г. № ГКПИ 01-1199 сказано, что "... не противоречит данный пункт Перечня также и Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" и требованиям Венской конвенции, поскольку при правильной эксплуатации транспортного средства применение водителем контрольно - кассовой машины при расчетах с пассажирами не может влиять на безопасность дорожного движения".
На основании вышеизложенного деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров организациями (индивидуальными предпринимателями) без предоставления установленных законодательством льгот будет являться перевозками маршрутными такси и должна осуществляться с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Начальник отдела
оперативного контроля
и применения ККМ
УМНС России
по Брянской области
В.Я.ПОДСЕКИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru