Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОММЕНТАРИЙ УМНС РФ по Брянской области от 31.01.2003
"ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УМНС РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММЕНТАРИЙ
от 31 января 2003 года

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты.
Введенная с 1 января 2003 года Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ новая система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, переносит налоговую нагрузку с производителей нефтепродуктов на лиц, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию этих товаров. Данное решение было принято в целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ в связи с отменой с 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.
Однако Федеральный закон № 110-ФЗ в части исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты содержал в себе отдельные неувязки и неточности.
В настоящее время Федеральный закон № 191-ФЗ в основном снял эти вопросы.
Так, согласно новой редакции главы 22 "Акцизы" НК РФ свидетельства выдаются не только тем лицам, кто имеет в собственности необходимое имущество, но и тем, кто имеет это имущество на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления.
Также теперь свидетельства на реализацию нефтепродуктов выдаются и при наличии в собственности организации, в которой организация - заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, либо голосующих акций акционерного общества, необходимого имущества.
В этих случаях лицо, обратившееся с заявлением о выдаче свидетельства, представляет в налоговый орган документы, подтверждающие права на владение, пользование и распоряжение указанным имуществом, и документы, подтверждающие владение указанной долей (соответствующим количеством голосующих акций) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации.
Кроме того, свидетельство на оптово - розничную реализацию нефтепродуктов имеют право получать и при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 процентов).
Если свидетельство лицу, осуществляющему операции с нефтепродуктами, выдано налоговым органом до 25.01.2003 включительно, то срок начала его действия установлен Кодексом с 01.01.2003.
Федеральным законом № 191-ФЗ разграничены обстоятельства, в связи с которыми налоговые органы приостанавливают или аннулируют ранее выданные свидетельства.
С учетом новой редакции к приостановлению действия свидетельства ведут такие случаи, как:
- невыполнение организацией или индивидуальным предпринимателем действующего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов;
- непредоставления покупателем (получателем) нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов реестров счетов - фактур;
- использование технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов, не оснащенного контрольными приборами учета их объемов, а также оснащенного вышедшим из строя контрольным и учетно - измерительным оборудованием, нарушения работы и условий эксплуатации контрольного и учетно - измерительного оборудования, установленного на указанном технологическом оборудовании.
В случае приостановления действия свидетельства налоговый орган будет обязан установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление (но не более шести месяцев). При этом срок действия свидетельства на время приостановления его действия не продлевается.
Для того чтобы возобновить действие свидетельства, лицо, допустившее указанные нарушения, обязано уведомить налоговый орган в письменной форме об устранении им нарушений. После чего налоговый орган в течение трех рабочих дней после проверки устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, и принятия решения о возобновлении действия свидетельства сообщает об этом в письменной форме организации или индивидуальному предпринимателю.
С вступлением в силу Федерального закона № 191-ФЗ права налогового органа в аннулировании свидетельства значительно ограничены.
Свидетельства могут быть аннулированы, например, в таких случаях, как:
- передачи выданного свидетельства иному лицу;
- завершения реорганизации организации, если в результате реорганизации она утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;
- завершения реорганизации организации в форме выделения или разделения;
- изменения места нахождения организации (места жительства предпринимателя);
- изменения наименования организации (изменения фамилии, имени, отчества предпринимателя);
- прекращения права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве;
- не устранения в установленный срок нарушений, повлекших приостановление свидетельства.
После принятия соответствующего решения налоговый орган в трехдневный срок обязан уведомить об этом организацию или индивидуального предпринимателя.
Изменениями, внесенными Законом № 191-ФЗ, исключены из объекта налогообложения операции по использованию нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельства на оптовую или оптово - розничную реализацию.
Более точно прописано в главе 22 "Акцизы" НК РФ, что признается получением нефтепродуктов, для определения объекта обложения акцизами, это, например:
- приобретение нефтепродуктов в собственность;
- оприходование собственником сырья и материалов, нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.
Уточнено определение даты получения нефтепродуктов организацией или предпринимателем, имеющими свидетельство, как момент возникновения объекта обложения. В новой редакции датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции (ранее было - момент оприходования получателем).
В целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов руководитель налогового органа, выдавшего свидетельство, имеет право принять решение об организации у налогоплательщика постоянно действующего налогового поста. В этом случае налогоплательщик обязан предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно - техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам формам. Сотрудники налоговых постов на основании решения руководителя налогового органа имеют право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов. То есть введение налоговых постов позволит налоговым органам создать единый законченный цикл контроля за производством и реализацией нефтепродуктов, обращающихся на территории Российской Федерации.
Согласно редакции Закона № 191-ФЗ сумма акциза, исчисленная лицом, имеющим свидетельство, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых нефтепродуктов не включается, а в случае передачи лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых нефтепродуктов.
Таким образом, при решении вопроса о получении свидетельства, которое является делом добровольным, следует понимать, что если лицо (организация или индивидуальный предприниматель) имеет такое свидетельство, оно автоматически признается плательщиком акцизов на нефтепродукты и приобретает право получать их от поставщиков по ценам, не включающим в себя акциз. При отсутствии свидетельства нефтепродукты поставляются покупателю с акцизами.
Изменениями облегчен порядок получения налоговых вычетов. Налогоплательщик имеет право их получить при предоставлении им в налоговые органы документов:
1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство (до 191-ФЗ - требовался оригинал договора);
2) реестров счетов - фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов (до 191-ФЗ - предоставлялись все счета - фактуры с отметками налогового органа и товаросопроводительные документы).
Одновременно Кодексом предусмотрено, что при получении нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство, уплата суммы акциза производится налогоплательщиком по месту его нахождения, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений.
Сумма налога устанавливается налогоплательщиком самостоятельно исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, и определяется как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.
В случае, если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, налогоплательщик имеет право централизованно определять сумму акциза и уплачивать ее по месту нахождения головного подразделения, уведомив об этом налоговые органы по месту расположения обособленных подразделений.

УМНС России
по Брянской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru