Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ УМНС РФ по Брянской области от 25.06.2003
"ВОПРОСЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УМНС РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 25 июня 2003 года

ВОПРОСЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

   ------------------------------------------------------------------

Вопрос: Следует ли некоммерческой организации при отнесении расходов по своей уставной деятельности руководствоваться перечнем расходов п. 2 ст. 253 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации? Следует ли некоммерческой организации, не ведущей предпринимательскую деятельность, при отнесении своих расходов за счет целевых поступлений руководствоваться ст. ст. 254 - 264 НК РФ? Могут ли для определения налоговой базы по налогу на прибыль расходы некоммерческой организации быть распределены между доходами от предпринимательской деятельности и целевыми поступлениями?
   ------------------------------------------------------------------

Ответ: Согласно ст. 247 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений) (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования, а также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются.
При этом налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках средств целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
Поименованные в статье средства целевого финансирования и перечень целевых поступлений являются исчерпывающими.
К расходам на содержание некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций, в частности, относятся: расходы по содержанию зданий и помещений, расходы по содержанию и эксплуатации автотранспорта, расходы по аренде помещений, расходы по оплате труда административно-управленческого и другого персонала, осуществляющего ведение уставной деятельности, командировочные расходы, канцелярские расходы, расходы на публикацию отчета о деятельности и отчета об использовании имущества.
Ведение уставной деятельности - это направление целевых средств на осуществление целей, предусмотренных в уставе некоммерческой организации.
В связи с этим положения п. 2 ст. 253 НК РФ и ст. ст. 254 - 264 НК РФ при учете расходов по содержанию и ведению уставной деятельности некоммерческих организаций не используются.
Данные статьи применяются некоммерческими организациями, получающими доходы от реализации товаров, работ, услуг, для учета расходов, связанных с получением данных доходов.
НК РФ не предусматривается включение некоммерческими организациями в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и в состав внереализационных расходов расходов по содержанию и ведению ими уставной деятельности (оплата труда административно-управленческого персонала, плата за аренду помещений, оплата услуг банка и др.).
Некоммерческие организации расходы по содержанию организации и ведению уставной деятельности осуществляют за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, а при их недостаточности или отсутствии - за счет источников, полученных в результате осуществления коммерческой деятельности, оставшихся после выполнения обязательств по уплате в бюджет налога на прибыль организаций, в порядке, установленном НК РФ.
Следовательно, расходы, покрываемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, некоммерческими организациями в расходах, связанных с производством и реализацией, и внереализационных расходах, при определении налоговой базы не учитываются.

   ------------------------------------------------------------------

Вопрос: Наша организация является филиалом федерального государственного учреждения, но налоги перечисляем в бюджет по расчетам управления. За 1 квартал 2003 года по нашим данным прибыли нет (доходы равны расходам). При расчете прибыли по управлению нашему подразделению распределена прибыль в сумме 20000 рублей, налог 4800 рублей.
Разъясните, пожалуйста, какие проводки должен сделать бухгалтер филиала по начислению прибыли?
   ------------------------------------------------------------------

Ответ: Согласно нормам главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.
Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, в составе которых имеются обособленные подразделения, определены в ст. 288 НК РФ. Положения данной статьи применимы для организации и ее обособленных подразделений, находящихся как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и разных субъектов Российской Федерации.
Налог на прибыль распределяется между тремя уровнями бюджетов: федеральным, субъектов РФ и местными. В связи с этим налогоплательщики - российские организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Следовательно, долю авансовых платежей и налога, зачисляемую в федеральный бюджет по итогам налогового периода, уплачивает организация по месту своего нахождения без распределения ее по обособленным подразделениям.
Авансовые платежи и суммы налога, которые зачисляются в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований, необходимо уплачивать по местонахождению организации и каждого ее обособленного подразделения.
Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется организацией самостоятельно.
Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ, для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ, для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения:
- сообщают каждому обособленному подразделению о суммах авансовых платежей и налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, приходящихся на это обособленное подразделение, одновременно с представлением в налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения декларации по налогу на прибыль;
- уплачивают суммы авансовых платежей и суммы налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленного подразделения, приходящиеся на это обособленное подразделение.
Если на филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, согласно ст. 19 НК РФ возложены обязанности по уплате налога на прибыль, они уплачивают его в бюджет субъекта РФ и местный бюджет по месту своего нахождения. Уплата налога производится на основании сообщенных им организацией указанных выше сведений о сумме авансовых платежей и налога на прибыль в эти бюджеты.
Отметка об этой обязанности обособленных подразделений должна быть сделана в графе 21 приложений № 5 и 5а к листу 02.
На основании вышеизложенного головное предприятие исчисление и уплату налога на прибыль в доле федерального бюджета проведет самостоятельно, а в бюджет субъекта РФ и местный бюджет возложит обязанности по уплате налога филиалу.

В бухгалтерском учете филиала делают следующие проводки:
Дебет 79 Кредит 68
- 3600 рублей - начислен налог на прибыль филиалу в доле
субъекта РФ и местный бюджет;

Дебет 68 Кредит 51
- 3600 рублей - уплачен налог на прибыль филиала в доле
субъекта РФ и местный бюджет.

   ------------------------------------------------------------------

Вопрос: Следует ли отнести кредиторскую задолженность с истекшим сроком давности бюджетного учреждения по бюджетной деятельности на внереализационные доходы для целей налогообложения в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации?
   ------------------------------------------------------------------

Ответ: С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, которая внесла существенные изменения в порядок расчета налога на прибыль бюджетных и некоммерческих организаций. На основании п. 1 ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
В ст. ст. 251 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно приведен перечень доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.
Бюджетные организации, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет других источников.
Налоговый учет доходов и расходов, связанный с производством и реализацией, доходов и расходов от внереализационных операций осуществляется бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями в соответствии со ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
При определении налоговой базы бюджетных учреждений не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н (в ред. 09.06.2001) - п. 123 - определен порядок списания с баланса сумм кредиторской задолженности. Так, списание сумм кредиторской задолженности, числящихся на балансе, по которым истек срок исковой давности, кроме платежей в бюджет и расчетов с государственными внебюджетными фондами, относится:
- на увеличение прибыли, средств, формируемых из прибыли (субсчета 240, 241, 410) по средствам, полученным от предпринимательской деятельности;
- на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) по бюджетным средствам, целевым средствам и безвозмездным поступлениям.
Таким образом, кредиторскую задолженность по бюджетной деятельности с истекшим сроком давности следует отнести на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия счет 27 "Средства целевого назначения" и для целей налогообложения не относить на внереализационные доходы.

   ------------------------------------------------------------------

Вопрос: По каким обязательным видам страхования и в каком размере страховые взносы будут считаться признанными расходами для целей налогообложения прибыли по главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации?
   ------------------------------------------------------------------

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 263 НК Российской Федерации расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 4015-1 обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 936 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет.
Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 935 ГК РФ, законом или в установленном им порядке.
К обязательным видам имущественного страхования относится, в частности, обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте организацией, эксплуатирующей данный объект (пункт 1 статьи 15 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ).
В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество (пункт 3 статьи 935 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Учитывая изложенное, страховые премии (взносы) по обязательному страхованию будут считаться признанными расходами для целей налогообложения прибыли, если в законодательстве Российской Федерации определены объекты, подлежащие обязательному страхованию; риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм, а у страховой организации имеется лицензия на соответствующий обязательный вид страхования.

Начальник отдела
налогообложения
юридических лиц
УМНС России
по Брянской области
Т.С.БРЕЖНЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru