Законодательство
Брянской области

Брянская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОММЕНТАРИЙ УМНС РФ по Брянской области от 25.09.2003

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УМНС РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММЕНТАРИЙ
от 25 сентября 2003 года

Сфера применения контрольно-кассовых машин регулируется новым законом. Закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" был принят после долгих согласительных процедур и подписан Президентом 22 мая текущего года. Он должен был внести ясность в вопросы применения ККМ. Однако, как нередко случается, налогоплательщики и налоговые органы по-разному трактуют положения законодательства.
В этом случае последнее слово остается за решениями судебных органов. 31 июля 2003 года Пленум высшего арбитражного Суда РФ принял Постановление "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".
В соответствии с этим документом под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать не только "физическое" их неприменение, но и следующие случаи:
1. использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
2. использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр. На основании пункта 5 статьи 3 Закона РФ № 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации;
3. использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
4. использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
5. пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Следует особо отметить, что арбитражный суд посчитал, что в случае пробития контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом), это будет также считаться неприменением ККМ.
В частности, многие хозяйствующие субъекты, считавшие, что поскольку новые подзаконные акты, регулирующие применение контрольно-кассовой техники (ККТ), не приняты, то и использовать ее не нужно, на самом деле заблуждались. По мнению суда, в настоящее время действует Положение по применению ККМ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745.
Суд также обратил внимание, что индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица. То есть на них должен налагаться штраф от 30 до 40 ММРОТ.
Многие налогоплательщики ошибочно считали, что поскольку Закон принят на смену Закону Российской Федерации № 5215-1 от 18.06.93 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", то его действие распространяется только на расчеты с населением. Однако, исходя из положений Закона, сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги). Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).
Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за невыдачу бланка строгой отчетности. Многие хозяйствующие субъекты на этом основании ошибочно полагали, что достаточно одного его наличия, а выдавать бланк строгой отчетности не обязательно. Такой позиции придерживаются большинство индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют транспортные перевозки и оказывают бытовые услуги. Высший арбитражный суд с такой позицией не согласился, посчитав, что поскольку неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, то в случае невыдачи указанных документов и юридические лица, и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины. Поэтому различные объявления "...билеты отрывать самостоятельно...", "...квитанция выдается по требованию..." и т.п. налоговые органы при привлечении к административной ответственности за невыдачу бланков строгой отчетности не будут принимать во внимание.
До принятия порядка применения, учета, хранения и утверждения бланков строгой отчетности организации и индивидуальные предприниматели могут использовать приравниваемые к чекам документы строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Кроме того, как прямо указано в пункте 2 статьи 2 Закона, предусмотренное данной нормой правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.

Заместитель начальника
отдела контроля в сфере
производства и оборота
алкогольной и табачной
продукции и применения ККМ
УМНС России
по Брянской области
В.Я.ПОДСЕКИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru