Утратил силу c 1 января 2007 года в связи с изданием Постановления администрации Брянской области от 29.12.2006 № 866.
АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2006 г. № 73
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
В соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 г. № 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ", Постановлением Брянской областной Думы от 24 ноября 2005 г. № 4-433, в целях совершенствования системы обеспечения общеобразовательных учреждений области школьными учебниками на базе единого образовательного пространства, реализации государственного и регионального стандартов образования, эффективного расходования средств областного бюджета постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Школьный учебник" на 2006 - 2010 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области по курируемому вопросу.
Губернатор
Н.В.ДЕНИН
Утверждена
Постановлением
администрации
Брянской области
от 3 февраля 2006 г. № 73
Областная целевая программа
"Школьный учебник"
на 2006 - 2010 годы
ПАСПОРТ
Наименование программы
- областная целевая программа "Школьный учебник" на 2006 - 2010 годы
Основание для разработки программы
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2004 № 93
Государственный заказчик
- администрация Брянской области
Заказчик программы
- департамент общего и профессионального образования Брянской области
Разработчик программы
- департамент общего и профессионального образования Брянской области
Цель программы
- улучшение обеспечения общеобразовательных учреждений области учебниками и учебной литературой
Задачи программы
реализация конституционного права граждан на бесплатное образование;
совершенствование системы обеспечения общеобразовательных учреждений учебниками;
реализация государственных и региональных образовательных стандартов;
эффективное расходование средств областного бюджета
Перечень основных мероприятий
государственная поддержка в обеспечении бесплатными учебниками учащихся общеобразовательных учреждений области;
информационно-аналитическая деятельность;
формирование сводного заказа области на учебники;
учебно-методическая работа
Исполнители программы
департамент общего и профессионального образования Брянской области;
муниципальные органы управления образованием (по согласованию);
Брянский институт повышения квалификации работников образования
Сроки реализации программы
- 2006 - 2010 годы
Объемы и источники финансирования
- общая сумма затрат - 66120,16 тыс. рублей
источник финансирования:
областной бюджет - 66120,16 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- полное удовлетворение заказов общеобразовательных учреждений области на минимальный комплект учебных изданий, обеспечивающих освоение требований государственных стандартов
Система организации контроля за исполнением программы
- координацию работы по реализации программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет департамент общего и профессионального образования Брянской области.
Исполнитель представляет в администрацию области отчеты о ходе выполнения программных мероприятий и финансирования
1. Содержание проблемы обеспечения учебниками
общеобразовательных учреждений Брянской области
и необходимость ее решения программными методами
Федеральное финансирование учебного книгоиздания начало сокращаться с 1994 года, а в 1997 году прекратилось окончательно.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 года № 767 "О мерах по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 1022-р определена новая политика в области учебного книгоиздания. Субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять порядок обеспечения учебной литературой государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, находящихся в их ведении.
Обеспечение образовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой находится в крайне сложном положении. В современных условиях вариативного образования создаются трудности в формировании сводного заказа на учебную литературу. Отсутствие финансирования из федерального бюджета и развитой инфраструктуры в области осложняет его реализацию.
В связи с этим необходим новый подход к решению вопроса обеспечения образовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой, то есть разработка настоящей программы.
Учебник является основным средством обучения. Реализация федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта во многом зависит от того, как осуществляется обеспечение учителя и ученика литературой, соответствующей требованиям современных учебных программ.
Дефицит учебников основного комплекта в области составляет сегодня около 2 млн. экземпляров на сумму 200 млн. рублей в ценах на 1 января 2005 года.
Бюджетное финансирование на школьные учебники:
-----T----------------T----------------¬
¦Год ¦План в млн. руб.¦Факт в млн. руб.¦
+----+----------------+----------------+
¦2003¦ 7 ¦ 6,7 ¦
¦2004¦ 5 ¦ 2,9 ¦
¦2005¦ 5 ¦ 3,1 ¦
L----+----------------+-----------------
При планировании не учитывается то, что цены на учебные издания ежегодно значительно повышаются. В результате этого плановая цифра на бюджета оплату учебников все меньше соответствует потребности. Так выглядит соотношение планируемой суммы и необходимой:
-----T----------------T----------------¬
¦Год ¦План в млн. руб.¦% от потребности¦
+----+----------------+----------------+
¦2003¦ 7 ¦ 39 ¦
¦2004¦ 5 ¦ 24 ¦
¦2005¦ 5 ¦ 12 ¦
L----+----------------+-----------------
Вследствие этого в образовательных учреждениях используются учебные издания, выпущенные в конце 90-х годов. По большинству учебных предметов учебники и учебные пособия имеются в ограниченном количестве или вовсе отсутствуют.
Анализ состояния учебного фонда показал, что в нем:
морально устаревших учебников - 7 процентов;
физически изношенных - 38 процентов;
с продленным сроком пользования - 25 процентов;
новых - 30 процентов.
Таким образом, в учебном процессе используются 70 процентов изданий, не соответствующих требованиям современных учебных программ (особенно остро это отражается на преподавании обществоведческих дисциплин, литературы, географии, информатики).
В связи с переходом начальной школы на четырехлетний цикл обучения с 2001 года, согласно национальной доктрине развития образования в России требуют полной замены учебники для учащихся 1 - 4 классов. В учреждениях дошкольного образования нет современных развивающих учебных пособий.
Для полноценной работы, кроме учебника, школьнику и педагогу требуется широкий круг справочной, научной, научно-популярной, художественной, методической литературы, на приобретение которой предусмотрены выплаты в размере одной минимальной заработной платы ежемесячно. Зарплата педагога мизерная. В результате педагогические работники не знакомы со значительным числом новых учебно-методических изданий, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Значительная часть населения области имеет доходы ниже прожиточного минимума. Учебники для их детей - роскошь. Фонды библиотек образовательных учреждений за последние 5 лет практически не пополнялись программной, художественной, научной, справочной литературой.
В этих условиях необходимо сохранить поддержку, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения, а также детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, и создать систему по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений области.
Таким образом, проблема заключается в отсутствии:
полноценного пополнения учебного фонда библиотек образовательных учреждений;
финансовых средств на приобретение полного комплекта учебников;
четкого механизма снабжения;
нормативных и инструктивно-методических документов, регламентирующих процесс обеспечения учреждений образования учебной литературой.
Данный проект предусматривает создание централизованной системы обеспечения учреждений образования учебной, учебно-методической, справочной и программной литературой. Он носит социально-ориентированный характер, учитывает возможности и интересы семей с различным материальным достатком.
2. Цели и задачи программы
Целью областной целевой программы "Школьный учебник" на 2006 - 2010 годы является частичное обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений федеральным и региональным минимумом учебных изданий, необходимых для освоения требований государственных образовательных стандартов.
Данный проект предусматривает решение следующих задач:
создание централизованной системы обеспечения школ и других учреждений образования учебной, дидактической, учебно-методической, справочной и программной литературой, используя различные источники финансирования;
реализацию государственных и областных стандартов;
издание региональных учебных пособий;
дальнейшее развитие системы ознакомления с новинками учебной литературы участников образовательного процесса;
снижение стоимости учебников и учебных пособий за счет формирования сводного заказа образовательных учреждений и устранения посредников между издательством и потребителем.
3. Сроки реализации программы
2006 - 2010 годы
4. Мероприятия по реализации программы
"Школьный учебник" на 2006 - 2010 годы
Расшифровка сокращений, употребляемых в мероприятиях:
ДО - департамент общего и профессионального образования Брянской области;
ОУ - общеобразовательные учреждения;
БИПКРО - Брянский институт повышения квалификации работников образования;
обл. бюджет - областной бюджет;
КПС - книгопроводящая структура.
Мероприятия по реализации программы
"Школьный учебник" на 2006 - 2010 годы
-----------------T--------T-------T--------T--------T--------T--------¬
¦ ¦ Всего ¦2006 г.¦2007 г. ¦2008 г. ¦2009 г. ¦2010 г. ¦
+----------------+--------+-------+--------+--------+--------+--------+
¦Областной бюджет¦66120,16¦7000,00¦14780,04¦14780,04¦14780,04¦14780,04¦
+----------------+--------+-------+--------+--------+--------+--------+
¦Итого ¦66120,16¦7000,00¦14780,04¦14780,04¦14780,04¦14780,04¦
L----------------+--------+-------+--------+--------+--------+---------
6. Механизм реализации программы
Программа реализуется путем проведения ряда мероприятий, направленных на упорядочение работы по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений области учебной литературой.
1. Разрабатывается нормативно-правовая база по обеспечению общеобразовательных учреждений области учебной литературой.
Обеспечивается целевое финансирование издания и доставка учебников согласно заявкам органов управления образованием.
2. Для расширения возможности выбора и заказа учебной литературы департамент общего и профессионального образования Брянской области устанавливает связи с Министерством образования и науки Российской Федерации, издательствами, проводит мониторинг новинок педагогических изданий, анализ состояния учебного фонда школьных библиотек. Экспертный совет по учебной литературе определяет региональный комплект учебников, рекомендуемых для использования в образовательных учреждениях области.
3. Департамент общего и профессионального образования Брянской области формирует сводный заказ области на базе перечня учебных изданий, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации, согласно заявкам райгоротделов образования.
В целях совершенствования системы обеспечения общеобразовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой определяется книгопроводящая организация путем проведения конкурса. Конкурс проводится один раз в год. Заключаются договоры с издательствами на издание и поставку учебников.
Департамент общего и профессионального образования Брянской области координирует отношения районных (городских) органов управления образованием с книгопроводящими организациями, осуществляет контроль за деятельностью органов управления образованием по вопросам учета и сохранности школьных учебников, переданных в их пользование.
4. Для подготовки учителей к работе с новыми учебными изданиями БИПКРО организует курсовую подготовку педагогических работников. Ежегодно проводятся семинары со специалистами органов управления образованием.
7. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Координацию работы по реализации программы "Школьный учебник" на 2006-2010 годы осуществляет департамент общего и профессионального образования Брянской области.
Департамент общего и профессионального образования Брянской области:
устанавливает связи с Министерством образования и науки Российской Федерации;
заключает договоры с издательствами;
координирует отношения районных (городских) органов управления образованием с книгопроводящими структурами;
осуществляет контроль за деятельностью органов управления образованием по вопросам учета и сохранности школьных учебников, переданных в пользование образовательным учреждениям.
8. Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволит:
преодолеть кризисную ситуацию в обеспечении общеобразовательных учреждений области учебниками и учебными пособиями, тем самым реализовать конституционное право на бесплатное образование;
обеспечить учащихся общеобразовательных учреждений федеральным и региональным минимальным комплектом учебных изданий, необходимых для освоения учебных программ в пределах государственных образовательных стандартов;
повысить качество образования;
эффективно использовать учебную литературу;
снизить стоимость учебной книги за счет консолидированного заказа и устранения посредников между издательством и обучающимися;
расширить и совершенствовать издание региональных учебных пособий.